Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 393 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Коломейцева И.Н.
Донецк 2023
Консультация для воспитателей
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества.
Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей. В целом устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности. Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности детей. Это возможно осуществить через сюжетноролевые игры.
Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения. Сюжетноролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать.
Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Закрепление пройденного материала воспитатель должен донести до родителей ребенка усвоенный материал, проработать методические указания для закрепления нового материала в домашней среде. Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии ребенка, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все дети принимали участие в занятиях, проявляли свою активность и инициативу.
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. А каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает ребёнку распределить игровые роли, обостряет внимание, настраивает на активность, создает атмосферу предвкушения удовольствия от игры и победы.
Современные требования к обучению математике в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм условно названа игровой проблемнопрактической ситуацией. При создании игровых проблемно-практических ситуаций педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, создает особые условия, которые побуждают ребенка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его. В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям.
Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, и характер производимых проб. Пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи головоломки; таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.
Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по исследованиям З.А. Михайловой):
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Организуя эту работу, воспитатели ставят цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми 6 лет используют простые логические упражнения и задачи, с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.
Так же правильная организация предметноразвивающей среды - это важное условие воспитательнообразовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметнопространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
Математика повсюду! И ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...
Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыс...
Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал к родительскому собранию в подг.гр. "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...