Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".
проект (подготовительная группа)
Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, к народу, который тебя окружает. Закладывать «зачатки» терпимости и уважения к окружающим необходимо начинать с малых лет. В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу. Поэтому важно не только формировать у дошкольников чувства гордости за русский народ, но и знакомить детей с народами других национальностей, которых в России проживает более 190, также их культурными традициями, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Наш проект «Народы России» возник очень интересно по инициативе детей. Когда дети уже подготовительной группы собирались после летних каникул, стали делиться впечатлениями, рассказывать кто где отдыхал летом. Арсений провёл лето у бабушки в Чувашии, Амир гостил в Северодвинске, Саша была на Родине папы в Башкирии и даже выучила несколько слов на башкирском. Все рассказы вызвали у остальных ребят такой интерес, который и помог нам начать этот проект.
Цель проекта: Формировать представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям.
Задачи:
- для детей
- развивать интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям;
- приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, а также к явлениям культур народов России в их исторических и географических аспектах (быт, культура, традиции);
- проявлять толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, потребность получения информации о них;
- воспитывать интерес к культуре своего народа и представителям других культур.
- для педагогов
- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обогащение представлений детей о том, что Россия – большая многонациональная страна.
- для родителей
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития интереса к жизни людей разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narody_rossii.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Народы России".
Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, к народу, который тебя окружает. Закладывать «зачатки» терпимости и уважения к окружающим необходимо начинать с малых лет. В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу. Поэтому важно не только формировать у дошкольников чувства гордости за русский народ, но и знакомить детей с народами других национальностей, которых в России проживает более 190, также их культурными традициями, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Наш проект «Народы России» возник очень интересно по инициативе детей. Когда дети уже подготовительной группы собирались после летних каникул, стали делиться впечатлениями, рассказывать кто где отдыхал летом. Арсений провёл лето у бабушки в Чувашии, Амир гостил в Северодвинске, Саша была на Родине папы в Башкирии и даже выучила несколько слов на башкирском. Все рассказы вызвали у остальных ребят такой интерес, который и помог нам начать этот проект.
Цель проекта: Формировать представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям.
Задачи:
- для детей
- развивать интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям;
- приобщать детей к прошлому и настоящему русской культуры, а также к явлениям культур народов России в их исторических и географических аспектах (быт, культура, традиции);
- проявлять толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, потребность получения информации о них;
- воспитывать интерес к культуре своего народа и представителям других культур.
- для педагогов
- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обогащение представлений детей о том, что Россия – большая многонациональная страна.
- для родителей
- повышать педагогическую культуру родителей в вопросах развития интереса к жизни людей разных национальностей.
Для реализации нашего проекта возникла необходимость пополнения и обогащения группы методическим и наглядным материалом: подобрали художественную литературу, аудиозаписи сказок, потешек, пословиц народов России, подобрали и разработали презентации данной тематики, создали альбом «Страна, в которой мы живём», составили картотеку игр народов России.
Реализация проекта началась с внесения карты России, на которую во время ознакомления с каким - либо народом, мы с детьми прикрепляли кукол в национальном костюме. Детям была предложена дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм». В дальнейшем девочки разыгрывали различные сюжеты из жизни народов.
Альбом «Моя Родина - Россия!» включает в себя символику страны, стихи о России, о Родине, пословицы о Родине.
Альбом «Страна в которой мы живем» в ходе реализации проекта пополнялся иллюстрациями орнаментов народов России, национальными одеждами.
В составлении альбома «Россия глазами детей» непосредственное участие принимали дети: рисунки, аппликации.
Ярко, весело, интересно и познавательно прошла осенняя ярмарка. Ребята с гордостью надели русские народные костюмы, пели русские народные песни и играли в народные игры, разыграли сюжет Ярмарки.
После проведения Ярмарки ребятам захотелось примерить костюмы других народов России. Мы провели Фестиваль народных костюмов, разучили элементы народных танцев.
На традиционном осеннем развлечении с родителями мы играли в русские народные игры.
К Дню народного единства проведен праздник «Сила в единстве» на котором ребята играли в игры народов России (татарская игра «Тюбетейка», чукотская игра «Рыбаки», Нанайская игра «Олени и каюр»).
Ко Дню единства оформлена выставка «Дружба народов».
В рамках беседы «Русский народный костюм» мы рассмотрели русский сарафан, познакомились с русским народным головным убором – кокошник, мужской рубашкой – косоворотка, мужским головным убором – картуз. Девочки захотели быть настоящими русскими красавицами и проявили инициативу в изготовлении кокошников.
Хочется отметить, что дети нашей группы очень творческие, любят рисовать, лепить, выполнять аппликации. После ознакомления с народами севера детей впечатлило такое явление природы как северное сияние. Свои впечатления они отразили в рисунках и лепке.
Какой же проект может реализоваться без помощи родителей? Посещая праздники и развлечения в детском саду, родители стали активными участниками действ, когда дети учили их играть в игры народов России.
С целью выявления уровня знаний родителей о народах России, мы провели анкетирование по данному вопросу. Мы выяснили, что родители знают лишь названия некоторых народов, проживающих на территории России, никогда не интересовались их историей, традициями, бытом. Для повышения компетенции родителей нами была подготовлена папка – передвижка «Народов много, страна одна», а также провели родительское собрание «Играем с детьми в народные подвижные игры».
Именно родители помогли нам собрать предметы народного быта для мини – музея группы «Русская изба». Родители сшили татарский костюм, подготовили презентации «Традиции и обычаи разных национальностей», «Орнаменты и узоры народных костюмов», после презентации ребята с большим интересом рассматривали сапоги, украшенные северным орнаментом.
Результатом проекта «Народы России» стало то, что воспитанники:
- имеют представление о принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность;
- владеют элементарными представлениями о прошлом и настоящем русской культуры, а также о культуре других народов России в их исторических и географических аспектах;
- знают народы, проживающие в России, их характерные особенности быта, культуры, традиции;
- проявляют устойчивый интерес к культуре своего народа и представителям других культур.
Родители продолжают быть активными партнерами реализации педагогических проектов.
Мы очень надеемся, что после нашего проекта, дети будут проявлять толерантность, интерес, симпатию и уважение к людям других национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
опыт работы по формированию навыков соблюдения ПДД у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
презентация...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...