Активизация двигательной деятельности на прогулке с учетом физической подготовленности возраста.
учебно-методический материал
Выступление на методическом совете с презентацией по теме "Активизация двигательной деятельности на прогулке с учетом физической подготовленности возраста" (28 февраля 2024г).
Для улучшения состояния здоровья дошкольников существуют разные пути. Наиболее эффективный из них – физическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования организма, нормального физического и психологического развития, играет важную роль в укреплении здоровья детей. Кроме того, специально подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно на воздухе, оздоравливают, укрепляют организм, закаливают и тем самым способствуют профилактике заболеваний.
Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в дошкольном возрасте. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Поэтому мы ежегодно делаем различные постройки на своих участках для развития двигательной активности детей и укрепления их здоровья. Чтобы малышам было интересно создаём постройки для сюжетных игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация двигательной деятельности на прогулке с учетом физической подготовленности возраста.
Для улучшения состояния здоровья дошкольников существуют разные пути. Наиболее эффективный из них – физическое воспитание. Именно двигательная активность, создавая энергетическую основу для роста и формирования организма, нормального физического и психологического развития, играет важную роль в укреплении здоровья детей. Кроме того, специально подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно на воздухе, оздоравливают, укрепляют организм, закаливают и тем самым способствуют профилактике заболеваний.
Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в дошкольном возрасте. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе. Поэтому мы ежегодно делаем различные постройки на своих участках для развития двигательной активности детей и укрепления их здоровья. Чтобы малышам было интересно создаём постройки для сюжетных игр.
Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры – катание на санках, ледянках, игры со снегом и др. – обогащают содержание прогулок, увлекают детей. Малыши любят подвижные игры со снегом, зимние забавы, с удовольствием выполняют предложенные воспитателем упражнения.
Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, поймать предмет, повернуться и т. д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. п.) Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой. Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи». Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок». Прыжки со снежных валов.
Таким образом, в организации двигательной активности детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в ворота; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.
Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, теннис и т. д.). В прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля, метание.
Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта: хоккей, баскетбол, футбол. («Забей в ворота», «Мяч капитану», «Попади в цель»).
Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег - метание (бросание и ловля) - прыжки
При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, мы помогаем детям разделиться на команды, объясняем правила проведения игры. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекаем воспитанников, приучаем их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.
Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей мы можем повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.
Таким образом, все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ, совершенствуется нервная система;
способствует:
• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям
• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем
• Формированию личностных качеств
• Укреплению психического здоровья.
• И др.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок. Утреннюю гимнастику мы проводим по показу воспитателя (имитационные движения зверей и птиц, дыхательная гимнастика, прыжки).
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной для детей. Три раза в неделю в первой половине дня.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Это деятельность когда ребенок сам выбирает движения (сл. связано с игрой).
Двигательная активность на свежем воздухе имеет важное значение для физического развития дошкольника. Двигательная активность на прогулке является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. На прогулке дети играют, много двигаются. Двигательная активность на прогулке способствует развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, координация движении и др.).
В режиме дня детского сада предусматривается две прогулки: в первой половине дня и во второй.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
• Наблюдение, рассматривание;
• Подвижные игры;
• Трудовая деятельность детей;
• Индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей.
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий). Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для катания на санках. На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые.
Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, , бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки), лабиринты.
Организуя прогулки зимой, мы также стараемся создавать условия для активной двигательной деятельности детей. Прекрасным строительным материалом служит снег, из которого мы делаем снежные постройки не только для весёлых игр детей, но и с целью выполнения физических упражнений на свежем воздухе. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. В зимнее время на прогулке важно и нужно проводить зимние забавы, игры-эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах), так же во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей.
Мы в своей группе провели физкультурно-оздоровительное мероприятие «В гости к Снеговику». Задачей было – формирование двигательных навыков у детей, формировать интерес к совместным играм, стремление детей участвовать в играх с элементами соревнований: перелезали через тоннель на четвереньках, катали снежный ком, а также играли в снежки со Снеговиком.
Анализируя в конце года свою работу, мы пришли к выводу, что ежедневное проведение на прогулке подвижных игр и физических упражнений оказало благоприятное влияние на общее развитие и здоровье детей; расширился двигательный опыт; совершенствовались имеющиеся у них навыки в основных движениях: ловкость, быстрота, выносливость; формировались самостоятельность, активность; сократилось число простудных заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация двигательной деятельности с помощью игровых средств на прогулке
Вводная часть: Мы со спортом крепко дружим,...
АКТИВИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей является пребывание на открытом воздухе с использованием природных источников здоровья и активной двигательной деятел...
Активизация двигательной деятельности на прогулке
Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего мира посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и воз...
«Скиппинг- технология, как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Скиппинг – это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших методов повышения уровня физической подготовки и эта форма двигательной активности ...
Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников»
Практико-ориентированный семинар «Организация и проведение подвижных игр на прогулке с целью активизации двигательной деятельности дошкольников».Цель семинара: расширение знаний педагогов ...
«Скиппинг – технология как средство активизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Труд...
Скиппинг, как здоровьесберегающая технология и средство активизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Скиппинг, как физкультурно-оздоровительная технология в ДОО...