Семинар "Особый ребенок в ДО"
статья

Зыкова Наталья Васильевна

Семинар для воспитателей "Особый ребенок в ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар Особый ребенок72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов дошкольного образования

 «Особенный ребёнок в детском саду»

Организатор:

воспитатель ГБОУ Школа 1371

дошкольное отделение №7

Зыкова Н.В.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов  о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- формировать представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ;

- формировать у педагогов психологическую готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;

Количество участников: 15

Продолжительность: 1,5-2 часа

Ход мероприятия:

1. Приветствие участников

Цель: поднятие настроения, сплочение и настрой группы на работу.

Инструкция: предлагаю вам выбрать для себя способ необычного приветствия без слов, например: локотком, коленом, спинкой, кулачком, плечом…. Педагоги здороваются любым понравившимся способом под музыку. Присаживаются на свои места.

2. Общее понятие

Тема сегодняшней нашей встречи «Особый ребенок в детском саду».  Скажите, как вы понимаете понятие «Особый ребенок»? ответы педагогов. Совершенно верно. Это ребенок с ОВЗ. Как вы думаете, почему наша встреча посвящена  данной теме? Ответы педагогов.

Вы правы, в последнее время к нам все чаше приходят дети с различной нозологией (ОВЗ). И нам как педагогом нужно уметь, как можно раньше диагностировать такого ребенка, для оказания своевременного комплексного психолого-педагогического сопровождения.

И все же какова общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Вначале высказывают предположения педагоги, а затем ведущие дают определение детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид» и «больной».

Новое понятие «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» взамен понятия «лица (дети) с ограниченными возможностями в развитии» введено в Закон РК «Об образовании» в соответствии с международными требованиями.

А между собой мы говорим, что это особенные детки. Рассмотрим классификацию.

Классификация и описание детей с ОВЗ.

Хочу сегодня вас познакомить или освежить с характеристикой группы детей, которые присутствуют в нашем ДО

3. Сообщение от учителя – логопеда: 

Тяжелое нарушение речи - Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.

 Детей с ТНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:

  • стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
  • эмоционально избирательны по отношению к играм;
  • отстают в красноречивой речи;
  • малопонятно разговаривают;
  • неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
  • имеют маленький словарный запас.

Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен.

4. Сообщение педагога-психолога:

Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является:

  • отставание в развитии у них пространственных представлений,
  • недостаточная ориентировка в частях собственного тела,
  • недостаточна  развита тонкая моторика,
  • у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания и ограничение его объема.

 

 Еще встречаются дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении. Следует помнить, что каждый ребенок имеет определенный тип темперамента, который и определяет его подвижность и другие особенности поведения. Поэтому ребенок может быть активным и подвижным при встрече со знакомыми, при покупке игрушек или во время игр с родителями. Это нормально и не говорит о наличии проблем. Но если он постоянно бегает и суетится, то речь может идти о гиперактивности.

Каждый ребенок время от времени может быть невнимательным, чрезмерно возбужденным, но это еще не говорит о наличии у него СДВГ – симптоматика должна наблюдаться минимум полгода. Чаще всего синдром проявляет себя в возрасте до 7 лет, постепенно приводя к конфликтам в семье и сложностям в общении со сверстниками.

На данный момент причина, которая может вызвать СДВГ, не выявлена, однако установлен ряд факторов, влияющих на возникновение заболевания:

  • наследственность;
  • преждевременные роды, недоношенность, угрозы выкидыша, попытки прервать беременность;
  • употребление матерью алкоголя и курения в период вынашивания плода;
  • психологические травмы и стрессы в период беременности;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.

Отметим, у взрослых синдром не выражается так ярко, но полностью не исчезает, проявляясь в плохой памяти, неумении планировать свое время, отсутствии успеваемости, как в учебе, так и в трудовой деятельности. Человек, страдающий дефицитом внимания, едва ли добьется в жизни значительных успехов.

Поэтому не стоит говорить в плохом воспитании или ребенка в непослушании и зачастую невыносимом поведении. Необходимо посоветовать посетить врача и приступить к лечению. Это поможет улучшить ситуацию с успеваемостью и дисциплиной, а малышу даст возможность чувствовать себя полноценным членом общества.

Поставить диагноз СДВГ может только квалифицированный специалист, который предварительно проведет глубокое исследование. Для постановки диагноза следует посетить невролога, который назначит анализы и подтвердит или опровергнет наличие проблемы. Кроме того, потребуется диагностика и со стороны психолога, позволяющая выявить тип синдрома. Только на основании полной картины может быть поставлен диагноз.

Такие дети не относятся в группу ОВЗ, но с ними тоже  нужно уметь работать.

5. Сообщение воспитателя группы.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) — это дети, у которых наблюдаются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций).

Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:

  • При тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя.
  • При средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук.
  • При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий. Дифференциация основывается на этиологическом принципе, а именно неврологической или ортопедической патологии, обусловленной двигательными нарушениями.

    Определив характеристики особых детей, которые приходят к нам детский сад, наша с вами задача как педагогов сопровождать детей,  помогать и учить их преодолевать эти трудности.    

 ФГОС для детей с ОВЗ направлен на гарантию каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

  • степени тяжести нарушения психического развития,
  • способности к освоению цензового уровня образования,
  • вида учебного заведения,
  • региона проживания.

Мы так же с вами знаем, что приоритетным направлением модернизации образования - формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.

На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ создается с учетом медицинских, психологических и педагогических особенностей ребенка с ОВЗ. Он определяет цели, задачи, содержание и методы обучения, а также оценку достижений ребенка.

ИОМ разрабатывается совместно педагогами, медицинскими специалистами, психологами, родителями и самим ребенком. В процессе разработки ИОМ учитываются индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его интересы и цели.

Итог: При работе с детьми ОВЗ неизбежно возникают негативные чувства, такие как раздражение, гнев, беспомощность и т.д. Помогают знание проблемы «изнутри».

Таким образом, мы можем найти способ работы и  трансформировать препятствия, ознакомится с особенностями развития ребенка. Терпение и педагогические знания, и практические действия придадут сил, чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ. Ознакомиться с некоторыми рекомендациями Вы можете у педагогов психологов и логопедов, организовав взаимодейтсвие по возникающей проблеме, и конечно привлечь родителей.

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

 Приемы социально-педагогической поддержки ребенка: 

 Снятие страха - «Ничего страшного...»

 Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»

 Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

 Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»

 Педагогическое внушение - «Приступай же...

 Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»

  • «Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

 Приемы:

 Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

 Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

 Формируйте веру в успех.

 Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

7. Упражнение «Клубочек» (Рефлексия)

        Передовая клубочек назовите, что: нового, полезного для себя вы сегодня узнали! Обсуждение

 

Литература:

  1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. - СПб.: ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 160 с.
  2. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
  3. Инклюзивный детский сад. – М., 2009
  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
  5. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
  6. ВЕБЕР В. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С.М. Адамовой». Под общей редакцией В.Е. Кагана и Е.С. Креславского. - СПб.:  - СПб.: РАТЭПП, 1998. — 41 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...