Семинар "Особый ребенок в ДО"
статья
Семинар для воспитателей "Особый ребенок в ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар Особый ребенок | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов дошкольного образования
«Особенный ребёнок в детском саду»
Организатор:
воспитатель ГБОУ Школа 1371
дошкольное отделение №7
Зыкова Н.В.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- формировать представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ;
- формировать у педагогов психологическую готовности к взаимодействию с ребенком с ОВЗ;
Количество участников: 15
Продолжительность: 1,5-2 часа
Ход мероприятия:
1. Приветствие участников
Цель: поднятие настроения, сплочение и настрой группы на работу.
Инструкция: предлагаю вам выбрать для себя способ необычного приветствия без слов, например: локотком, коленом, спинкой, кулачком, плечом…. Педагоги здороваются любым понравившимся способом под музыку. Присаживаются на свои места.
2. Общее понятие
Тема сегодняшней нашей встречи «Особый ребенок в детском саду». Скажите, как вы понимаете понятие «Особый ребенок»? ответы педагогов. Совершенно верно. Это ребенок с ОВЗ. Как вы думаете, почему наша встреча посвящена данной теме? Ответы педагогов.
Вы правы, в последнее время к нам все чаше приходят дети с различной нозологией (ОВЗ). И нам как педагогом нужно уметь, как можно раньше диагностировать такого ребенка, для оказания своевременного комплексного психолого-педагогического сопровождения.
И все же какова общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Вначале высказывают предположения педагоги, а затем ведущие дают определение детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.
Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид» и «больной».
Новое понятие «лица (дети) с особыми образовательными потребностями» взамен понятия «лица (дети) с ограниченными возможностями в развитии» введено в Закон РК «Об образовании» в соответствии с международными требованиями.
А между собой мы говорим, что это особенные детки. Рассмотрим классификацию.
Классификация и описание детей с ОВЗ.
- нарушениями слуха;
- отклонениями в умственном развитии;
- тяжелое нарушение речи (ТНР);
- нарушением зрения;
- расстройство аутистического спектра (РАС);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- задержкой психического развития (ЗПР);
Хочу сегодня вас познакомить или освежить с характеристикой группы детей, которые присутствуют в нашем ДО
3. Сообщение от учителя – логопеда:
Тяжелое нарушение речи - Это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Детей с ТНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:
- стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
- эмоционально избирательны по отношению к играм;
- отстают в красноречивой речи;
- малопонятно разговаривают;
- неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
- имеют маленький словарный запас.
Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен.
4. Сообщение педагога-психолога:
Особенностью психического развития детей с задержкой развития в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти. Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является:
- отставание в развитии у них пространственных представлений,
- недостаточная ориентировка в частях собственного тела,
- недостаточна развита тонкая моторика,
- у них наблюдается выраженное нарушение функций активного внимания и ограничение его объема.
Еще встречаются дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении. Следует помнить, что каждый ребенок имеет определенный тип темперамента, который и определяет его подвижность и другие особенности поведения. Поэтому ребенок может быть активным и подвижным при встрече со знакомыми, при покупке игрушек или во время игр с родителями. Это нормально и не говорит о наличии проблем. Но если он постоянно бегает и суетится, то речь может идти о гиперактивности.
Каждый ребенок время от времени может быть невнимательным, чрезмерно возбужденным, но это еще не говорит о наличии у него СДВГ – симптоматика должна наблюдаться минимум полгода. Чаще всего синдром проявляет себя в возрасте до 7 лет, постепенно приводя к конфликтам в семье и сложностям в общении со сверстниками.
На данный момент причина, которая может вызвать СДВГ, не выявлена, однако установлен ряд факторов, влияющих на возникновение заболевания:
- наследственность;
- преждевременные роды, недоношенность, угрозы выкидыша, попытки прервать беременность;
- употребление матерью алкоголя и курения в период вынашивания плода;
- психологические травмы и стрессы в период беременности;
- травмы головного мозга;
- инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.
Отметим, у взрослых синдром не выражается так ярко, но полностью не исчезает, проявляясь в плохой памяти, неумении планировать свое время, отсутствии успеваемости, как в учебе, так и в трудовой деятельности. Человек, страдающий дефицитом внимания, едва ли добьется в жизни значительных успехов.
Поэтому не стоит говорить в плохом воспитании или ребенка в непослушании и зачастую невыносимом поведении. Необходимо посоветовать посетить врача и приступить к лечению. Это поможет улучшить ситуацию с успеваемостью и дисциплиной, а малышу даст возможность чувствовать себя полноценным членом общества.
Поставить диагноз СДВГ может только квалифицированный специалист, который предварительно проведет глубокое исследование. Для постановки диагноза следует посетить невролога, который назначит анализы и подтвердит или опровергнет наличие проблемы. Кроме того, потребуется диагностика и со стороны психолога, позволяющая выявить тип синдрома. Только на основании полной картины может быть поставлен диагноз.
Такие дети не относятся в группу ОВЗ, но с ними тоже нужно уметь работать.
5. Сообщение воспитателя группы.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) — это дети, у которых наблюдаются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций).
Двигательные нарушения у детей имеют различную степень выраженности:
- При тяжелой степени двигательных нарушений дети не владеют навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, они не могут самостоятельно обслуживать себя.
- При средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук.
- При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
Всех дошкольников с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий. Дифференциация основывается на этиологическом принципе, а именно неврологической или ортопедической патологии, обусловленной двигательными нарушениями.
Определив характеристики особых детей, которые приходят к нам детский сад, наша с вами задача как педагогов сопровождать детей, помогать и учить их преодолевать эти трудности.
ФГОС для детей с ОВЗ направлен на гарантию каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
- степени тяжести нарушения психического развития,
- способности к освоению цензового уровня образования,
- вида учебного заведения,
- региона проживания.
Мы так же с вами знаем, что приоритетным направлением модернизации образования - формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
На каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ создается с учетом медицинских, психологических и педагогических особенностей ребенка с ОВЗ. Он определяет цели, задачи, содержание и методы обучения, а также оценку достижений ребенка.
ИОМ разрабатывается совместно педагогами, медицинскими специалистами, психологами, родителями и самим ребенком. В процессе разработки ИОМ учитываются индивидуальные потребности и возможности ребенка, а также его интересы и цели.
Итог: При работе с детьми ОВЗ неизбежно возникают негативные чувства, такие как раздражение, гнев, беспомощность и т.д. Помогают знание проблемы «изнутри».
Таким образом, мы можем найти способ работы и трансформировать препятствия, ознакомится с особенностями развития ребенка. Терпение и педагогические знания, и практические действия придадут сил, чтобы продолжить взаимодействие с детьми с ОВЗ. Ознакомиться с некоторыми рекомендациями Вы можете у педагогов психологов и логопедов, организовав взаимодейтсвие по возникающей проблеме, и конечно привлечь родителей.
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка:
∙ Снятие страха - «Ничего страшного...»
∙ Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
∙ Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
∙ Усиление мотива - «Нам (тебе) это нужно для...»
∙ Педагогическое внушение - «Приступай же...
∙ Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
- «Сегодня ты хорошо рассказал о.…, отвечал на вопросы и т.д.»
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
∙ Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
∙ Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
∙ Формируйте веру в успех.
∙ Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
7. Упражнение «Клубочек» (Рефлексия)
Передовая клубочек назовите, что: нового, полезного для себя вы сегодня узнали! Обсуждение
Литература:
- Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 - 160 с.
- Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 1. – С. 83—95.
- Инклюзивный детский сад. – М., 2009
- Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.
- ВЕБЕР В. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С.М. Адамовой». Под общей редакцией В.Е. Кагана и Е.С. Креславского. - СПб.: - СПб.: РАТЭПП, 1998. — 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...