Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
учебно-методический материал

Томашевская Елена Михайловна

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся (ФОП п.26)

Главная цель взаимодействия (п.26.1):

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Основные задачи (п.26.3):

  • информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об ОП, реализуемой в ДОО;
  • просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
  • способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
  • построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
  • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) (п.26.4)

  • приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка (Закон Об Образовании);
  • открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
  • взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
  • индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач.
  • возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Направления деятельности педагогического коллектива ДОО

по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:

диагностико-аналитическое

просветительское

консультационное

  • получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
  • об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
  •  планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач
  •  просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
  •  выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
  •  информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
  •  условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми
  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому

! У педагога есть право выбора педагогически обоснованных методов, приемов и способов взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.

Приветствуется сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества.

Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

диагностико-аналитическое

просветительское и консультационное

  • реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями, диалог, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и т. д.
  • реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью, диалог; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей; досуговая форма - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество: в реализации некоторых образовательных задач; вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;  поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;  разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей; вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность через использование специально разработанных (подобранных) дидактических материалов для организации совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»

: «Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников при реализации основной образовательной программы»...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Нестандартные формы работы с семьями воспитанников:1.Родительский клуб2."Стодневка"3.Брейн-ринг...

Статья для педагогов Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с научно-методической системой Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости»

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего резу...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Открытость      дошкольного учреждения для родителей....

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать н...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать н...

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования...