Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования
консультация

Андрианова Наталья Юрьевна

Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы Дошкольного образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности   взаимодействия   педагогического   коллектива   с   семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы ДО».

26.1. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях

ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

26.2. Эта    деятельность    должна    дополнять, поддерживать    и    тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

26.3. Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской    Федерации, о    мерах господдержки    семьям, имеющим    детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение    родителей (законных    представителей), повышение    их правовой, психолого-педагогической    компетентности     в     вопросах     охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение        взаимодействия        в         форме        сотрудничества        и        установления

партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5) вовлечение   родителей (законных   представителей)  

26.4. Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)

должно придерживаться следующих принципов:

1) приоритет   семьи   в   воспитании, обучении   и   развитии   ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

2) открытость:         для        родителей         (законных         представителей)         должна        быть

доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе;

каждому         из                 родителей (законных представителей) предоставить свободный         доступ        в         ДОО;         )         необходим         обмен        информацией  между        педагогами ДОО и представителями семьи; взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей)в интересах детей;

4) индивидуально-дифференцированный        подход        к        каждой семье, при взаимодействии        необходимо        учитывать        особенности                семейного воспитания и потребностей родителей         (законных представителей) в отношении образования в

семье:         отношение к педагогу и ДОО, к проводимым мероприятиям; возможности включения        родителей (законных    представителей) в    совместное решение образовательных задач;

5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка и родителей

прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

26.5. Деятельность    педагогического    коллектива    ДОО    по    построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач;

2) просветительское        направление        предполагает        просвещение родителей  (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора   эффективных   методов   обучения   и   воспитания   детей   определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;

3)консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с  ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОВЗ в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских  видах деятельностях, образовательном процессе и др.

26.6. Совместная   образовательная   деятельность   педагогов   и   родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.

26.7. Особое        внимание        в просветительской        деятельности        ДОО        должно

уделяться        повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

26.7.1. Реализация   данной   темы   может   быть   осуществлена   в   процессе следующих направлений просветительской деятельности:

1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;

2) своевременное   информирование о   важности   вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;

5) информирование родителей (законных   представителей) о   негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования

IТ-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).

26.7.2. Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IТ-специалистов и других).

26.8. Направления        деятельности        педагога        реализуются        в         разных        формах

(групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

1) диагностико-аналитическое    направление    реализуется    через    опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик, педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и так далее;

2) просветительское        и        консультационное        направления реализуются        через

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы  в  сети  Интернет;  медиарепортажи  и  интервью;  фотографии,  выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

26.9. Для       вовлечения      родителей (законных представителей) в образовательную деятельность целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных   представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

26.1О. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

26.11. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически   обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности   взаимодействия   педагогического   коллектива   с   семьями обучающихся в условиях реализации Федеральной образовательной программы ДО».

26.1. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях

ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

26.2. Эта    деятельность    должна    дополнять, поддерживать    и    тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

26.3. Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской    Федерации, о    мерах господдержки    семьям, имеющим    детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение    родителей (законных    представителей), повышение    их правовой, психолого-педагогической    компетентности     в     вопросах     охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение        взаимодействия        в         форме        сотрудничества        и        установления

партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5) вовлечение   родителей (законных   представителей)  

26.4. Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)

должно придерживаться следующих принципов:

1) приоритет   семьи   в   воспитании, обучении   и   развитии   ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

2) открытость:         для        родителей         (законных         представителей)         должна        быть

доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе;

каждому         из                 родителей (законных представителей) предоставить свободный         доступ        в         ДОО;         )         необходим         обмен        информацией  между        педагогами ДОО и представителями семьи; взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей)в интересах детей;

4) индивидуально-дифференцированный        подход        к        каждой семье, при взаимодействии        необходимо        учитывать        особенности                семейного воспитания и потребностей родителей         (законных представителей) в отношении образования в

семье:         отношение к педагогу и ДОО, к проводимым мероприятиям; возможности включения        родителей (законных    представителей) в    совместное решение образовательных задач;

5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка и родителей

прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

26.5. Деятельность    педагогического    коллектива    ДОО    по    построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведённого анализа; согласование воспитательных задач;

2) просветительское        направление        предполагает        просвещение родителей  (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора   эффективных   методов   обучения   и   воспитания   детей   определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;

3)консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с  ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОВЗ в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских  видах деятельностях, образовательном процессе и др.

26.6. Совместная   образовательная   деятельность   педагогов   и   родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.

26.7. Особое        внимание        в просветительской        деятельности        ДОО        должно

уделяться        повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

26.7.1. Реализация   данной   темы   может   быть   осуществлена   в   процессе следующих направлений просветительской деятельности:

1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;

2) своевременное   информирование о   важности   вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;

5) информирование родителей (законных   представителей) о   негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования

IТ-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).

26.7.2. Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IТ-специалистов и других).

26.8. Направления        деятельности        педагога        реализуются        в         разных        формах

(групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

1) диагностико-аналитическое    направление    реализуется    через    опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик, педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и так далее;

2) просветительское        и        консультационное        направления реализуются        через

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы  в  сети  Интернет;  медиарепортажи  и  интервью;  фотографии,  выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

26.9. Для       вовлечения      родителей (законных представителей) в образовательную деятельность целесообразно использовать специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных   представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и воспитательных задач.

26.1О. Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

26.11. Педагоги самостоятельно выбирают педагогически   обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...

ПРИКАЗ 07.02.2023 №87О реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

ПРИКАЗ 07.02.2023 №87О реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях...