ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Миханкова Елена Валерьевна

В статье рассматривается проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования, а также методы и приемы работы с детьми дошкошльного возраста в подготовительной группе для успешной адаптации детей в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И  НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Миханкова,

М.А. Поденако,

ГАДОУ Детский сад №53 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: Преемственность, общая и специальная готовность к школе, школьная дезадаптация.

Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой является наиболее актуальным в современном образовательном процессе. Разрешением данной проблемы занимаются педагоги на протяжении многих лет. Дошкольной образовательное учреждение и школа ставят перед собой задачу смоделировать педагогический процесс таким образом, чтобы переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую проходил безболезненно, с легкой степенью адаптации.  
        В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах.  Преемственность можно понимать как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения достигнутых успехов из уже пройденных ребенком этапов образования и на добавлении новых компонентов развития.

Необходимо отметить, что преемственность между двумя ступенями образования является процессом двусторонним, в котором должны участвовать и начальная школа и дошкольное образовательное учреждение. Часто именно этот аспект является наиболее проблемным в вопросах координации действий воспитателей и педагогов ДОУ и учителей начальных классов.  Педагоги и специалисты предъявляют различные требования к ребенку старшего дошкольного возраста при поступлении в школу.

В дошкольных образовательных учреждениях, начиная со старшей группы, довольно часто вводятся занятия с детьми, очень напоминающие школьно-урочную систему. Основное внимание уделяется специальной подготовке к школе, которая подразумевает под собой готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, развитие элементарных математических представлений). Этому же способствует социальный заказ родителей воспитанников, которые часто не понимают значения общей готовности к школе (физическая и психологическая готовность).  Учителя начальной школы хотят видеть готового школьника – самостоятельного, умеющего слушать и слышать педагога, желающего учиться, любознательного, с высоким уровнем развитости коммуникативных качеств.

В современном образовательном процессе можно выделить несколько ключевых вопросов в решении проблемы преемственности между ДОУ и начальной школы:

– различие целей обучения; 

– несогласованность программ; 
– резкая смена ведущей деятельности ребенка; 
– неготовность родителей к смене социального статуса ребенка. 

Решить данные противоречия возможно лишь при условии выработки и реализации единой линии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Известно, что дошкольное и начальное школьное образование имеют ряд существенных различий, которые осложняют адаптационный период младшего школьника в первом классе. Это, прежде всего, отличия в использовании доминирующих форм педагогической работы с детьми и характера личностных отношений. Так, например, в дошкольном учреждении чаще всего используются игровые методы работы с детьми, с педагогом у воспитанников складываются более тесные личностные отношения, воспитатель проводит с детьми больше времени, лучше знает их. В школе такая система отношений резко меняется: используется урочная система занятий, личностные отношения носят более формальный характер. Часто такая резкая смена окружающей обстановки при переходе ребенка в первый класс может привести к школьной дезадаптации. Именно для профилактики данной проблемы необходимо разработать единую стратегию поведения педагогов ДОУ и начальной школы.

 

На практике многих дошкольных образовательных учреждений и школ используется следующая система взаимодействия  между двумя ступенями образования:

  • Продуктивные формы сотрудничества между ДОУ и начальной школой (посещение занятий, обмен опытом, изучение педагогами образовательных программ, совместное участие в педагогических советах и семинарах; экскурсии для старших дошкольников в школу)
  • Посещение старшими дошкольниками курсов подготовки к школе
  • Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе (создание родительского клуба, консультации специалистов и психологов)
  • Тесное сотрудничество ДОУ со школой (создание единого комплекса «Детский сад – школа»)  

Наиболее важным в решении проблемы преемственности между ДОУ и школой является тесное сотрудничество педагогов. Так, например, посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами.

Анализ действующих образовательных программ в школе и ДОУ позволяет педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.

Последние несколько лет начальная школа предлагает родителям старших дошкольников перед поступлением в первый класс пройти курсы подготовки к школе. Главная цель данной формы работы – развитие специальной готовности к школе, также такие курсы дают возможность детям дошкольного возраста привыкнуть к новой модели обучения. Некоторые школы отдают приоритет детям, прошедшим такие курсы, при поступлении в первый класс. С одной стороны данный вид практики помогает детям более успешно адаптироваться в новых условиях, но с другой стороны, во многих детских садах уровень специальной подготовки к школе довольно высок и не требует дополнительных занятий. К тому же, курсы проводятся в вечернее время, что может негативно отразиться на уровне утомляемости ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, перенасыщение жизни ребенка школьными занятиями может привести к снижению мотивационной готовности к школе.    

Во многих ДОУ осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания  адекватного отношения к учебной деятельности ребенка.  Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе подразумевает под собой использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями.    

Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, на наш взгляд, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». Такая модель обучения используется во многих частных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа.  В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т.д.). При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Литература:

  1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
  2. Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и школьного образования

Выступление  перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...

план работы по преемственности дошкольного и школьного образования

ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:-  реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;-  с...

Преемственность дошкольного и школьного образования как залог успешной адаптации ребенка к школе

Конспект, посвященный преемственности дошкольного и школьного образования....

Преемственность дошкольного и школьного образования»

Преемственность дошкольного и школьного образования»...

Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.

Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования....