ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В статье рассматривается проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования, а также методы и приемы работы с детьми дошкошльного возраста в подготовительной группе для успешной адаптации детей в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Миханкова,
М.А. Поденако,
ГАДОУ Детский сад №53 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса.
Ключевые слова: Преемственность, общая и специальная готовность к школе, школьная дезадаптация.
Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой является наиболее актуальным в современном образовательном процессе. Разрешением данной проблемы занимаются педагоги на протяжении многих лет. Дошкольной образовательное учреждение и школа ставят перед собой задачу смоделировать педагогический процесс таким образом, чтобы переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую проходил безболезненно, с легкой степенью адаптации.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Преемственность можно понимать как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения достигнутых успехов из уже пройденных ребенком этапов образования и на добавлении новых компонентов развития.
Необходимо отметить, что преемственность между двумя ступенями образования является процессом двусторонним, в котором должны участвовать и начальная школа и дошкольное образовательное учреждение. Часто именно этот аспект является наиболее проблемным в вопросах координации действий воспитателей и педагогов ДОУ и учителей начальных классов. Педагоги и специалисты предъявляют различные требования к ребенку старшего дошкольного возраста при поступлении в школу.
В дошкольных образовательных учреждениях, начиная со старшей группы, довольно часто вводятся занятия с детьми, очень напоминающие школьно-урочную систему. Основное внимание уделяется специальной подготовке к школе, которая подразумевает под собой готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, развитие элементарных математических представлений). Этому же способствует социальный заказ родителей воспитанников, которые часто не понимают значения общей готовности к школе (физическая и психологическая готовность). Учителя начальной школы хотят видеть готового школьника – самостоятельного, умеющего слушать и слышать педагога, желающего учиться, любознательного, с высоким уровнем развитости коммуникативных качеств.
В современном образовательном процессе можно выделить несколько ключевых вопросов в решении проблемы преемственности между ДОУ и начальной школы:
– различие целей обучения;
– несогласованность программ;
– резкая смена ведущей деятельности ребенка;
– неготовность родителей к смене социального статуса ребенка.
Решить данные противоречия возможно лишь при условии выработки и реализации единой линии развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Известно, что дошкольное и начальное школьное образование имеют ряд существенных различий, которые осложняют адаптационный период младшего школьника в первом классе. Это, прежде всего, отличия в использовании доминирующих форм педагогической работы с детьми и характера личностных отношений. Так, например, в дошкольном учреждении чаще всего используются игровые методы работы с детьми, с педагогом у воспитанников складываются более тесные личностные отношения, воспитатель проводит с детьми больше времени, лучше знает их. В школе такая система отношений резко меняется: используется урочная система занятий, личностные отношения носят более формальный характер. Часто такая резкая смена окружающей обстановки при переходе ребенка в первый класс может привести к школьной дезадаптации. Именно для профилактики данной проблемы необходимо разработать единую стратегию поведения педагогов ДОУ и начальной школы.
На практике многих дошкольных образовательных учреждений и школ используется следующая система взаимодействия между двумя ступенями образования:
- Продуктивные формы сотрудничества между ДОУ и начальной школой (посещение занятий, обмен опытом, изучение педагогами образовательных программ, совместное участие в педагогических советах и семинарах; экскурсии для старших дошкольников в школу)
- Посещение старшими дошкольниками курсов подготовки к школе
- Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе (создание родительского клуба, консультации специалистов и психологов)
- Тесное сотрудничество ДОУ со школой (создание единого комплекса «Детский сад – школа»)
Наиболее важным в решении проблемы преемственности между ДОУ и школой является тесное сотрудничество педагогов. Так, например, посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами.
Анализ действующих образовательных программ в школе и ДОУ позволяет педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.
Последние несколько лет начальная школа предлагает родителям старших дошкольников перед поступлением в первый класс пройти курсы подготовки к школе. Главная цель данной формы работы – развитие специальной готовности к школе, также такие курсы дают возможность детям дошкольного возраста привыкнуть к новой модели обучения. Некоторые школы отдают приоритет детям, прошедшим такие курсы, при поступлении в первый класс. С одной стороны данный вид практики помогает детям более успешно адаптироваться в новых условиях, но с другой стороны, во многих детских садах уровень специальной подготовки к школе довольно высок и не требует дополнительных занятий. К тому же, курсы проводятся в вечернее время, что может негативно отразиться на уровне утомляемости ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, перенасыщение жизни ребенка школьными занятиями может привести к снижению мотивационной готовности к школе.
Во многих ДОУ осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания адекватного отношения к учебной деятельности ребенка. Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе подразумевает под собой использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями.
Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, на наш взгляд, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». Такая модель обучения используется во многих частных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т.д.). При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Литература:
- Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
- Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и школьного образования
Выступление перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...
план работы по преемственности дошкольного и школьного образования
ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:- реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;- с...
Преемственность дошкольного и школьного образования как залог успешной адаптации ребенка к школе
Конспект, посвященный преемственности дошкольного и школьного образования....
Преемственность дошкольного и школьного образования. Новые стандарты.
Консультация для родителей...
«Преемственность дошкольного и школьного образования с учетом федеральных государственных требований»
Выступление на педсовете в ГБОУ СОШ №1316....
Преемственность дошкольного и школьного образования»
Преемственность дошкольного и школьного образования»...
Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования.
Статья. Преемственность дошкольного и школьного образования....