Программа дополнительного образования пластилиновый мир
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста 2-3 г. в режиме дополнительного образования. В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пластилинография136.23 КБ

Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОДОЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Д. УСПЕНСКОГО» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

Принята Утверждаю

На пед.совете № Директор школы

От___________ ________ Т.И.Кирютина

Приказ №_________________

Рабочая программа художественно-эстетической направленности

для детей 2-3лет «Пластилиновый мир»

на 2023-2024г.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Составитель:

Ситникова В.Е.

Одоев 2023г

Аннотация

Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста 2-3 г. в режиме дополнительного образования. В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы Программы

I

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

цели, задачи реализации программы

7

принципы построения программы, технологии, методы и формы

7

Целевые ориентиры

11

II

Содержательный раздел.

13

Возрастные особенности детей, содержание психолого- педагогической работы

13

Организация образовательной деятельности

14

Интеграция образовательной деятельности по областям развития

17

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

18

Учебный план, расписание организованной образовательной деятельности

20

Календарно- тематический план

22

Взаимодействие с семьей

23

III

Организационный раздел

24

Материально- техническое обеспечение, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания

24

Организация предметно-пространственной среды

26

Список литературы.

32

I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Данная программа разработана с учетом авторской программой Давыдовой Г.Н.«Пластилинография для малышей» (2006г. изд-во «Скрипторий») и авторской парциальной программой Лыковой И.А «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» (2008г. изд-во «Мир книги») на основе методической литературы: 1. Е. А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва «Мозаика – синтез». 2006 год. 2.,, в соответствии со следующими нормативными документами:

·Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПин 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

· общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.М-С 2014г.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Основной идей программы «Пластилиновый мир» является рисования картин – пластилином,воздушным пластилином , пластилинография.

Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с пластилином , тестом, кенетическим песком и стеками, формочками и т.д.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности камешками, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — воздушный пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Пластилиновый мир»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Направленность программы: Художественно-эстетическое развитие детей.

В основу программы положены принципы:

Ø принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

Ø принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-эстетического развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Ø принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Ø принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

Ø принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

Ø принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

Ø принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

Новизна

Воздушный пластилин в настоящее время стал очень популярным материалом для творчества. Им играют не только дети, но и активно используют взрослые для всевозможных креативных идей. Некоторые производители еще называют этот материал зефирный пластилин, бархатный пластилин, застывающая масса для лепки.

Что представляет собой легкий пластилин?

Воздушный пластилин – это пластичная цветная масса, состоящая из воды, пищевых красителей и полимеров. Еще воздушный пластилин продается в герметичной упаковке, так как на открытом воздухе при комнатной температуре способна застывать. В результате чего образуется легкая прочная субстанция, сравнимая по весу с пенопластом. Материал не имеет неприятного запаха. В отличие от обычного пластилина не липнет к рукам, столу и одежде. Масса очень эластичная и прочная. Застывает готовая поделка, в зависимости от размера, в течение 2-10 часов. Готовые изделия не липнут к рукам и не слипаются между собой. Их можно хранить вместе с другими игрушками или поставить на полку. Материал считается безопасным, поэтому такие игрушки можно давать даже маленьким детям.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.

«Коммуникативно-личностное развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

Данная программа предусматривает один год обучения.

месяц

1 год обучения

сентябрь

#1059;чить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.

#1059;чить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.

октябрь

#1059;чить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.

#1059;чить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

#1059;чить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

#1059;чить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.

ноябрь

#1059;чить приему – размазывания сверху вниз.

#1059;чить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

#1059;чить размазывать на ограниченном пространстве.

4. Учить в совместной работе использовать прием - размазывания.

декабрь

#1059;чить приему – размазывания снизу вверх.

#1059;чить приемом размазывания, рисовать линии.

#1059;чить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

4. Учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.

январь

#1059;чить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота.

#1059;чить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

#1059;чить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).

февраль

#1059;чить приему - вдавливания.

#1059;чить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

#1059;чить пластилиновый шарик, размазывать в виде звездочки.

#1059;чить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.

#1059;чить детей создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей

Март

#1059;чить располагать пластилиновые шарики по схеме.

#1059;чить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.

#1059;чить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении.

#1059;чить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.

апрель

#1059;чить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.

#1059;чить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)

#1059;чить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.

#1059;чить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

май

#1059;чить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.

#1059;чить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.

#1059;чить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.

#1059;чить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет).

Целевые ориентиры

Планируемые результаты как продукт

образовательной деятельности.

К концу курса обучения по программе: дети должны Знать:

-правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

-основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

-пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; разнообразие техник работ с пластилином;

-особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

-основы композиции, выполненные в технике пластилинографии; правила работы в коллективе.

Уметь и применять в практической деятельности:

-пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;

-пользоваться различными видами пластилина;

-владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

-уметь пользоваться технологическими картами;

анализировать образец, анализировать свою работу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь

оформить изделие;

выполнять коллективные работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отсле-живаются педагогом с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения. Выделяются следующие виды контроля:

текущий - осуществляется на каждом занятии

промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование

итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.

что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года (сенсомоторная функция):

отделять от большого куска небольшие комочки раскатывать комок теста прямыми движениями; раскатывать комок теста круговыми движениями;

сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца; соединять концы;

сплющивать между ладонями комок воздушного пластилина; соединять 2-3 знакомые формы;

защипывание краев формы кончиками пальцев. В течение учебного года диагностическое обследование проводится 2 раза в год.

Ожидаемые результаты (развитие творческих способностей, эстетического вкуса)

Эмоционально воспринимают содержание произведения.

Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.

Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).

С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке. Оценивают то, что получилось.

Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.

Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Различают виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный).

Имеют представление о холодной и теплой цветовой гамме.

Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.

Создают изображения по заданию педагога.

Создают изображения по представлению и собственному замыслу.

Изображают отдельные предметы и сюжеты.

Пользуются всеми изобразительными материалами и инструментами. Используют для создания изображения различные приемы.

Форма подведения итогов:

• Организация выставок детских работ для родителей.

• Тематические выставки в ДОУ.

• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.

• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.

• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д

II. Содержательный раздел

Возрастные особенности детей, содержание психолого- педагогической работы

2-3 ГОДА

Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.

Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.

Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.

Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:

  • формирование у детей раннего возраста усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
  • формирование умения выполнять работу по образцу;
  • формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;
  • формирование умения оценить свою работу или работу товарища;
  • развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;
  • развитие навыков пространственной ориентировки;
  • обучение базовым приемам лепки;
  • обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
  • создание условий для развития воображения и творческой самореализации.

Организация образовательной деятельности

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

10 минут для детей 2-3 лет.

Занятия проходят как индивидуально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов, приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводим нетрадиционно, используя новые методы: надавливание и размазывание, изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями и по развитию речи, в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия пластилинографией – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяются в работе с детьми стихотворении, потешки, загадки, физкультурные паузы, пальчиковые игры.

На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Занятия строятся на основе Федеральных государственных требований к интеграции образовательных областей, деятельности и тематического планирования.

Во время занятий с детьми предлагается воздушный пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Интеграция образовательной деятельности по областям развития

Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства

«Физическое развитие»

развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Речевое развитие»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познавательное развитие»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социально-коммуникативное развитие»

· формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия· «взрослый-ребенок» для обогащения содержания области;

· формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах

· продуктивной деятельности.

«Художественно-эстетическое развитие»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия в во всех видах продуктивной деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Предполагаемый результат программы:

- будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

- повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

- дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

Мониторинг развития моторики детей младшего дошкольного возраста

Методы исследования:

- Наблюдение за выполнением работ

- Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии

- Анализ готовых работ

- Диагностика

Обследование уровня развития ручных умений детей проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим сферам:

- Изобразительные умения детей;

- Навыки самообслуживания;

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе

Диагностическая карта «Художественное творчество»

на 20__/20__ учебный год

Воспитатели: _____________________________

Фамилия, имя ребенка

Отделяет небольшие комочки пластилина и раскатывает прямыми и круговыми движениями ладоней

Размазывает пластилинподушечкой пальца

Действует по образцу воспитателя

Лепит предметы из 1-3 частей, использует разнообразные приёмы лепки

Действует по словесному указанию воспитателя

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

1

2

3

4

5

начальная итоговая

высокий уровень –

достаточный уровень - высокий уровень –

достаточный уровень-средний уровень – средний уровень –

низкий уровень – низкий уровень –

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию:

- выставки творческих работ для родителей;

- открытые занятия;

- результаты диагностики;

- выступления на педагогических чтениях и др.

Методическое обеспечение

Задача воспитателя – помочь детям:

- упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном;

-формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев;

-сглаживать места соединения;

-содействовать закреплению знакомых приёмов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;

продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей,

-основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных

- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах

В процессе лепки у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.

Календарно- тематический план

Содержание изучаемого курса для детей 2-3 лет

Месяц

Тема

Сентябрь

«Божья коровка»

Октябрь

«Мухомор»

«Созрели яблоки в саду»

«Украсим кукле платье»

«Мышка нарушка»

Ноябрь

«Вышла курочка гулять…»

«Листопад»

«Арбуз»

«Дождик»

Декабрь

«Ежик»

«Снеговик»

«Пушистая елочка»

«Снежком ее укутывал…»

Январь

«Как у котика усы…»

«Украсим елку шариками»

Февраль

«Раз горох, два горох…»

«Зернышки для птички»

«Звездное небо»

«Салют»

Март

«Ветка мимозы»

«Букет для мамы»

«Мячики для котенка»

«Вот поезд наш едет…»

Апрель

« Кудряшки для овечки»

«Орешки от белочки»

«Лошадка»

«Подводное царство»

Май

«Колечки для клоуна»

«Гусеница»

Цветик семицветик

«Одуванчики…»

Содержание учебного материала

Раздел I. Техника безопасности. Правила работы с атрибутами

Тема1. «Жил на свете кот-котишка по прозванью хитрый Тишка». Подготовка форм котов. Беседа о правилах работы с пластилином. Рассматривание изображения кота. Игровая ситуация: поможем котику собраться в гости. Ожидаемый результат - прикрепление столбиков к основе приемом надавливания. Форма контроля. Игра. Самостоятельная работа.

Раздел II. Растительный мир

Тема1. Божья коровка. Подготовка формы божьей коровки и черных шариков из пластилина. Ожидаемый результат Прикрепление шариков к основе приемом надавливания. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема2. Мухомор. Подготовка формы гриба мухомора и белых шариков из пластилина. Ожидаемый результат Раскладывание и прикрепление шариков к основе приемом надавливания. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема#1051;истопад. Подготовка формы дерево. Рассматривание осеннего букета. Ожидаемый результат Отщипывание пластилина и размазывание шариков красного, зеленого, желтого цветов в разных направлениях. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема4. Пушистая елочка. Подготовка формы елочки. Рассматривание веточки и иллюстрации с изображением елочки. Ожидаемый результат Отщипывание маленьких кусочков пластилина и приемом размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения «хвоинок. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 5. Раз горох, два горох... Подготовка формы мешочков Рассматривание гороха и иллюстрации с изображением гороха. Игровая ситуация «поможем собрать горох». Ожидаемый результат. Отщипывание маленьких кусочков пластилина и вдавливать их в пластилин на заготовке. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 6. Ветка мимозы. Подготовка картинок. Рассматривание веточки мимозы и поздравительных открыток. Беседа о празднике. Ожидаемый результат. Отщипывание маленьких кусочков пластилина и скатывание их в шарики кругообразными движениями между пальцами. Приемом надавливания создавать веточку, располагая пластилиновые шарики по схеме. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 7. Букет для мамы. Подготовка незавершенных композиций. Рассматривание готового образца. Рассматривание поздравительных открыток. Беседа о празднике. Ожидаемый результат. Вдавливание в основу готовых элементов – цветов в силуэт вазона. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 8. Одуванчики цветы, словно солнышко желты…Незавершенная композиция. Чтение стихотворения и рассматривание букета одуванчиков. Ожидаемый результат Отщипывание маленьких кусочков пластилина и приемами размазывания и расплющивания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения лепестков. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 9. Цветочная клумба. Подготовка незавершенной композиции «Теремок с клумбами». Рассматривание цветка. Игровая ситуация: посадим зверям цветы. Ожидаемый результат. Раскладывание и прикрепление шариков к основе размазыванием в виде цветка. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 10. Цветик-семицветик. Заготовка форм цветов. Чтение стихотворения и рассматривание цветка. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина и приемом размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать сложное изображение лепестков. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка


Раздел III. Животный мир

Тема 1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать… заготовка формы цыплят. Сюрпризный момент – приходит курочка. Отщипывание маленьких кусочков пластилина от целого куска. Ожидаемый результат. Приемом размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка


Тема 2. Ежик. Подготовка форм ежика. Сюрпризный момент: внесение игрушки ежика и рассматривание. Игровая ситуация: помочь ежику нарисовать иголочки. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Размазывать “ иголочки” на определённом пространстве сверху вниз. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 3. Тигренок. Подготовка форм тигрят. Беседа о тиграх. Рассматривание иллюстраций тигрят.игровая ситуация: тигрята потеряли полоски. Ожидаемый результат Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Размазыватьсверху вниз от линии спины, создавать изображения полосок у тигра. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 4. Как у котика усы удивительной красы.Подготовка «портретов» котов. Рассматривание иллюстрации кота. Игровая ситуация: дорисуем на портретах усики котам. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Размазывание пластилиновых шариков справа налево и слева направо, создавая изображения “усов” у кота. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 5. Лошадка. Подготовка форм лошадок. Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». Сюрпризный момент: лошадка прискакала в гости и просит дорисовать ее портрет. Ожидаемый результат. Размазывание пластилиновых шариков в разных направлениях. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 6. Подводное царство. Подготовка незавершенной композиции «Аквариум». Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Художественное слово. Ожидаемый результат. Размазывание пластилиновых шариков в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Размазывая пластилиновые шарики вертикально, рисуя водоросли. Надавливанием создавать камешки в аквариуме. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема7. Кудряшки для овечки. Подготовка форм овечек. Рассматривание иллюстраций с изображением овечек. Художественное слово. Беседа о домашних животных.. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Прикрепление шариков рядом друг с другом. Использование круглой стеки для создания «колечек». Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 8. Гусеница. Подготовка форм гусениц. Рассматривание изображения гусеницы. Рассматривание готового образца. Игровая ситуация: сделаем подружек. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикрепление шариков к основе приемом расплющивания по поверхности основы. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 9. Петушок, петушок, золотой гребешок. Подготовка форм петушков. Рассматривание иллюстрации петушка. Игровая ситуация: петушок подрался без перышек остался. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывание комочков пластилина в столбики прямыми движениями между ладонями. Форма контроля. Самостоятельная работа и ее оценивание столбиков из одной точки к основе. Использовать несколько цветов пластилина.

Тема 10. Пятнашки для жирафа. Заготовка форм жирафов. Рассматривание картинки жирафа. Загадывание загадки. Игровая ситуация: жираф потерял свои пятнышки. Ожидаемый результат. Отщипывать маленьких кусочков пластилина от целого куска. Приемом размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его в разные стороны, для создания пятнышка. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 11. Подружки для Золотой рыбки. Подготовка форм рыбок. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Игровая ситуация: сделаем подружек Золотой рыбке.. Ожидаемый результат. Отщипывать маленьких кусочков пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикрепление шариков к основе приемом расплющивания по поверхности основы. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 12. Яичко. Подготовка форм яичек. Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба». Рассматривание яичка. Игровая ситуация: поможем деду с бабой «нарисовать яичко». Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Размазывать по овальной поверхности, не оставляя пустот. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Раздел IV. Рукотворный мир

Тема 1. Украсим кукле платье. Заготовка формы платья. Рассматривание картинок платья. Художественное слово. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их в шарики круговыми движениями между пальцами. Прикрепление шариков к основе приемом надавливания. Использование двух цветов пластилина по желанию детей. Форма контроля. Самостоятельная работа и ее оценка

Тема 2. Украсим елку шариками. Подготовка незавершенной композиции «Елка». Беседа о Новом годе. Рассматривание иллюстраций. Игровая ситуация: помочь елочке подготовиться к празднику. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Использовать несколько цветов пластилина. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 3. Салют. Подготовка незавершенной композиции «Салют». Беседа о празднике. Рассматривание иллюстраций праздничного салюта. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Размазывание звездочки в конце полоски определенного цвета. Использовать несколько цветов пластилина. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 4. Снеговик. Заготовка формы снеговика. Рассматривание игрушки снеговик. Художественное слово. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикрепление шариков к основе приемом расплющивания по поверхности основы. Использовать несколько цветов пластилина. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 5. Мячики для котенка. Заготовка формы котят. Рассматривание картины «Кошка с котятами». Художественное слово. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикрепление шариков к основе приемом расплющивания по поверхности основы. Использовать несколько цветов пластилина. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 6. Вот поезд наш едет, колеса стучат…. Подготовка незавершенной композиции «Поезд». Рассматривание иллюстрации поезда. Игровая ситуация: нужно починить поезд для игрушек. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивая их между ладонями. Прикрепление шариков к основе приемом расплющивания по поверхности основы. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 7. Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом. Подготовка незавершенной картины «Дом». Художественное слово. Беседа по сказке. Игровая ситуация: нужно помочь кошке построить новый дом. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. И раскатывать комочки пластилина в столбики прямыми движениями между ладонями. Прикрепление столбиков к основе путем равномерного придавливания по поверхности основы. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Раздел V. Природные явления

Тема 1. Дождик. Подготовка незавершенной композиции «Дождик». Рассматривание иллюстраций о дожде. Игровая ситуация: рисование дождика для растений. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Прикрепление шариков к основе приемом размазывания. Находить место для своей работы на общем фоне. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка.

Тема 2. Звездное небо. Подготовка картины ночного неба. Рассматривание иллюстраций звездного неба. Беседа о ночном небе. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Прикрепление шариков к основе приемом размазывания в виде звездочки. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 3. Солнышко. Подготовка незавершенной композиции «Солнышко». Художественное слово. Игровая ситуация: нужно помочь зверям вернуть солнышко. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Сплющивание шариков, размазывание лучиков. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Тема 4. Осень. Подготовка незавершенной композиции «Осень». Рассматривание иллюстраций об осени. Художественное слово. Ожидаемый результат. Отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Прикрепление шариков к основе приемом размазывания. Использовать несколько цветов пластилина. Форма контроля. Самостоятельная работа. и ее оценка

Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновый мир» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .

#1054;рганизационный раздел

Материально- техническое обеспечение, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания.

Инструменты и материалы, используемые при лепке.

Для освоения приёмов лепки воздушным пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут дошкольнику с успехом справиться с поставленными задачами:

- деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;

- набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов);

- различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления для придания поверхности определенной структуры;

- пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы;

- хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Овладение рукой, как естественным орудием создает предпосылки для превращения руки в орудие орудий, что дает мощный толчок к дальнейшему развитию ребенка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию их воображения и фантазии.

Картонная основа для сюжетной картины: Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с запасом для возможного оформления картины в рамку.

Методическое обеспечение

к программе дополнительного образования

«Пластилиновый мир»

1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003.

2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.

5. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.

6. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

#1051;ыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007

#1055;од редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008

#1064;ницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008.

9. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.

#1071;нушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.

Организация предметно- пространственной среды

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно - творческий комплекс, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Оборудование общего назначения:

- Доска для рисования мелом.

- Губка.

- Наборы цветного и белого мела.

- Мольберт односторонний или двусторонний.

- Наборное полотно 60*50 или 80*50.

- Фланелеграф, магнитная доска

- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке.

- Валик для нанесения краски на бумагу.

- Контенер с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.

- Фартук для педагога.

- Фартуки и нарукавники для детей.

Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:

- зона изобразительного творчества должна быть безопасной, доступной, эстетичной, универсальной, подвижной, содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной;

- учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

-использование детского дизайна в оформлении;

-наличие произведений искусства;

-изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;

-работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-различная техника изобразительного творчества (образцы, схемы);

-развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);

-наличие игрового персонажа.

Приложение.

Основные приѐмы:

Многообразие предметных форм требует применения различных приѐмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание требуется при изображении плоских и гладких поверхностей выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приѐм - для этого шарик сдавливают до формы лепѐшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаѐтся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приѐмы, а при необходимости берѐт указательный пальчик ребѐнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: жѐлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жѐлтый с синим, получается зелѐный, жѐлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Приложение.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

В смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

В несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоѐмкий, но очень интересный.

Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Подборка физминуток, пальчиковой гимнастики,

игр с движением к занятиям по программе кружка

Пластилиновый мир”

( с 2 до 3 лет)

месяц

№ занятия

Тема:


Содержание



1

Божья коровка




#1056;азминка для рук:

Божья коровка по ладошке ползёт,
Божья коровка счастье

несёт,
Божья коровка на травку села,
Божья коровка – раз,

улетела

……………………

Пятнышки есть у божьей коровки.

Давайте погладим ее по головке! И пятнышки

вместе Мы посчитаем,

Сколько на крылышке каждом, Узнаем.




2

Мухомор

1. Разминка для рук:

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох
. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб
. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я!



3

Цветочная клумба

(коллективная работа)

1. Пальчиковая гимнастика: ”Наши алые цветки!”

Наши алые цветки (Раскрываются пальчики, кисти
Распускают лепестки. рук поворачиваются влево-вправо).
Ветерок чуть дышит, (Потихоньку пошевелить пальчиками.)
Лепестки колышет.
Наши алые цветки (Сомкнуть пальцы вместе в «бутон»).
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, (Кисти рук опустить вниз.)
Головой качают. (Круговые движения кистями рук.)


4

Цветик семицветик

1. Разминка для рук:

Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут,
Рисовать опять начнут.

5

Листопад

1. Разминка для рук:

Мы листочки -2 раз

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.



6

Пушистая елочка

1. Разминка для рук:

Не коли нас елочка

Веточкой лохматой

Убери иголочки

Дальше от ребят


7

Раз горох, два горох…

( по потешки)

1. Пальчиковая гимнастика:

Раскатились по дорожке

Зелёные горошки Подушечками пальцев, постукиваем по столу

Птички весело клюют

Нам горошки не дают. Клюём

Дайте мне горошину. Складываем руки лодочкой и просим

Я такой хороший. Гладим себя по головке

.

8

Ветка мимозы

#1055;альчиковая гимнастика:

Наши желтые цветки -распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит ветерок колышет.

Наши желтые цветки - закрывают лепестки.

Тихо засыпают головками качают.

9

Букет для мамы



#1055;альчиковая гимнастика:

Наши желтые цветки -распускают лепестки. Ветерок чуть дышит ветерок колышет. Наши желтые цветки - закрывают лепестки. Тихо засыпают головками качают.




10

Одуванчики цветы, словно солнышко желты…

(коллективная работа)

#1055;альчиковая гимнастика:

Светит солнышко в окошко, ( «фонарики»)

Потанцуем немножко

Прыг-скок.. (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)


11

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать…

1. Разминка для рук:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем, как черпаем воду и пьём).


12

Ежик

1. Пальчиковая гимнастика:

Ежик маленький замерз

И в клубок свернулся

Солнце ежика согрело

Ежик развернулся

2. Физминутка:

По сухой лесной дорожке

Топ-топ топочут ножки

(стоим топаем)

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках чёрный ежик( подняли руки, показываем иголки)

13

Тигренок

1. Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5-

поочередно загибаем пальчики на одной руке

1,2,3,4,5.

поочередно загибаем пальчики на другой руке

десять пальцев, две руки, все твои помощники!

покрутить кистями рук, "как фонарики”

14

Как у котика усы удивительной красы…


1. Пальчиковая гимнастика:

По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап

Как проснется наша киска, суп не станет, есть из миски. А зарядку будет делать.

Сжали все мы кулачки, руки вверх подняли, кулачки разжали! Ручки опустили, потрясли немного!

15

Лошадка


#1055;альчиковая гимнастика:

Посмотрите, что за пальчики

( сжимаем, разжимаем кулачки)

Ловко скачут, как лошадки

( Стучим пальчиками по столу)

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок.

16

Подводное царство


#1055;альчиковая гимнастика:

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены

«щепотью». изображая

ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно

растопыриваются

То зароются в песке


17

Кудряшки для овечки


#1055;альчиковая гимнастика:

Возле речки гуляют овечки. а у овечки вся шерстка в колечках

Раз колечко (соединяем в колечко большой и указательный пальчики левой руки. Пальчики соприкасаются кончиками.)

Два колечко! Три колечко! Четыре колечко!

Повторяем то - же самое с правой рукой!



18

Гусеница






#1055;альчиковая гимнастика:

Гусеница, гусеница

(ладонь руки «ползет», как гусеница по другой руки )

По травинке ползает

(то же проделываем, меняя руки)Кушает листочки

АМ, АМ, АМ!Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони Поела, спать легла!(одна сжимается другая ее накрывает)


Раз, два, три, четыре, пять,
Гусеницы пошли гулять
(Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики.)
Вдруг, ворона выбегает, (2 пальчика "бегут" по столу.)
Каркает: "Вот и обед" (Указательный и большой пальчики "каркают".)
Глядь (Разводим ручками.),
а гусениц уж нет. (Сжимаем пальчики в кулачки


19

Петушок, петушок золотой гребешок



#1055;альчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)


20

Пятнашки для жирафа


#1056;азминка для рук

Он высокий, он огромный( показываем)

Он похож на кран подъемный ( руки вверх, вниз)

Только этот кран живой

С настоящей головой ( сжимать разжимать кулачки)

Кверху голову задрав,
Мы глядим, как ест жираф:
Не спеша, жуёт цветы,
Улыбаясь с высоты.
И сказал он, помечтав:
«Познакомьтесь, я жираф!»


21

Подружки для Золотой рыбки



1. Разминка для рук:
Пальцы обеих рук сложены

«щепотью». изображая

ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся, пальчики сильно растопыриваются

То зароются в песке



22

Яичко

( по сказке: ” Курочка ряба”)



1. Пальчиковая игра:

1,2,3,4,5-

поочередно загибаем пальчики на одной руке

1,2,3,4,5.

поочередно загибаем пальчики на другой руке

десять пальцев, две руки, все твои помощники!

покрутить кистями рук, "как фонарики"

23

Украсим кукле платье

1. Разминка для рук:

Колесо вращаю я,

Кисти рук сжаты и вращаются.

Быстро движется игла.

На машинке швейной ловко

Стучим пальчиками по столу

Научилась шить сама.

Протягиваем руки

24

Украсим ёлку шариками.

(коллективная работа)


1. Разминка для рук:

Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.

На глазах у детворы

Елка наряжается.

Разноцветные шары

На ветвях качаются.

25

Салют


#1055;альчиковая гимнастика:

Раскатились по небу

Маленькие звездочки Подушечками пальцев, постукиваем по столу

Ярко светятся они Фонарики

Нам с небес высоких Сжимание рук.

26

Мячики для котенка

1. Разминка для рук:

Как проснется наша киска, суп не станет, есть из миски.

А зарядку будет делать.

Сжали все мы кулачки, руки вверх подняли, кулачки

разжали!

Ручки опустили, потрясли немного!


По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап

27

Вот поезд наш едет, колеса стучат…

(коллективная работа)

1. Разминка для рук:

Поезд мчится и свистит
Да колесами стучит:
(Руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, вращательные движения руками)

Я стучу, стучу, стучу, Всех до дачи докачу!(хлопки расслабленными руками по столу)

Пых-пых-пых,
Чух-чух-чух!
(Руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, вращательные движения руками)

Всех до дачи докачу! !(хлопки расслабленными руками по столу)

28

Колечки для клоуна

#1055;альчиковая гимнастика:

Светит солнышко в окошко, ( «фонарики»)

Потанцуем немножко

Прыг-скок.. (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанц мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Светит солнышко в окошко, ("фонарики")

Потанцуем мы немножко

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)

29


Снеговик

(с элементами рисование)

#1060;изминутка:

Снег руками собирали

Наши пальчики устали

Энергично сжимать и разжимать пальцы

Мы их будем растирать

Мы их будем согревать

Энергично потирать ладонь о ладонь


Раз - рука, два - рука -
Лепим мы снеговика!
Три - четыре, три - четыре,
Нарисуем рот пошире!
Пять - найдем морковь для носа, Угольки найдем для глаз. Шесть - наденем шляпу косо. Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь, Мы сплясать его попросим.
Девять - десять - снеговик

30

Дождик

(коллективная работа)

1. Разминка для рук:

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(
руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(
потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, травка, пей!
И травка, склоняясь к земле, Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)

31

Звездное небо







#1055;альчиковая гимнастика:

Раскатились по небу

Маленькие звездочки Подушечками пальцев, постукиваем по столу

Ярко светятся они Фонарики

Нам с небес высоких Сжимание рук.


Почему-то по ночам
Только месяц светит нам!
Почему темно вокруг?
Где же солнца яркий круг?

Солнце ночью спать ложится.
В темноте нам слаще спится!
Солнцу нужно отдыхать,
Чтобы ярче полыхать!

32


Солнышко

( по сказке “Краденое солнце”)

1. Разминка для рук:

Утром солнышко встает выше выше (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже ниже (руки вниз).
Хорошо, хорошо солнышку живется, (делаем ручками фонарики)
И нам всем с солнышком весело живется. (хлопаем в ладоши)


Почему-то по ночам. Только месяц светит нам!
Почему темно вокруг? Где же солнца яркий круг?

Солнце ночью спать ложится. В темноте нам слаще спится!
Солнцу нужно отдыхать, Чтобы ярче полыхать!



33

Осень


\1. Разминка для рук:

Мы листочки -2 раз

Мы осенние листочки

Мы на дереве висели

Ветер дунул ууууууу полетели

Мы летали-2 раз

И под дерево упали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.          Занимаясь пластилинографией, у ребенка...

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.

Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет....

Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

План программа дополнительного образования "Пластилиновое волшебство"

План программа "Пластилиновое волшебство" разработана для кружковой деятельности по пластилинографии с детьми 6-7 лет....

Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо"

Презентация - отчёт о кружковой работе по художественно - эстетическому направлению....

Программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" с 3 до 4 лет

Задачи:·         Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.·...

ПРОГРАММА дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

ПРОГРАММА дополнительного образования  «ПЛАСТИЛИНОВЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ» экологической направленности с элементами пластилинографии....