Методическая разработка «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»
статья (младшая группа)
Методическая разработка «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._metod._razrabotka.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»
Актуальность исследования определена:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (обеспечение качества образования на всех его уровнях, включая дошкольное образование).
- ФГОС ДО (реализация содержания образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры)
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования
Цель исследования: изучение условий организации игровой деятельности с детьми младшей группы.
Объект исследования: игровая деятельность детей младшей группы.
Предмет исследования: педагогические условия организации игровой деятельности детей младшей группы.
Гипотеза: обеспечено включение ребенка в игровую деятельность, привлечение его к активному общению и активным игровым действиям.
Задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации игровой деятельности с детьми младшей группы.
2. Рассмотреть особенности игровой деятельности детей младшей группы.
3. Определить и апробировать педагогические условия организации игровой деятельности с детьми младшей группы.
Направления деятельности:
- работа с детьми,
- дидактические игры,
- работа с родителями,
- консультации,
- развлечения.
Теоретическая часть:
- Характеристику возрастных особенностей детей младшей группы.
- Характеристику игр детей дошкольного возраста
- Этапы развития детской игры
- Функции игры
- Основной понятийный аппарат проблемы
- Описание структуры игры
- Виды детских игр
Виды игр детей дошкольного возраста:
■ Театрализованная
■ Сюжетно-ролевая
■ Дидактическая
■ Спортивная
■ Подвижная
■ Конструктивная
Функции игры
- Обучающая
- Развлекательная
- Коммуникативная
- Релаксационная
- Психотехническая
- Функция самовыражения
- Компенсаторная функция
Все полученные знания и умения мы закрепляем с детьми через дидактические игры. В группе имеется в достаточном количестве разнообразный демонстрационный и раздаточный наглядный материал.
В группе имеется центр развивающих игр - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами, и определённым образом художественно оформленное место. Мы предоставляем детям возможность выбирать интересующую их игру, и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Работая вместе с семьей по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников, мы предоставляем ребенку начальный социальный опыт и создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Для решения данной проблемы мы использовали следующие формы работы с родителями:
Родительские собрания,
оформление папок- передвижек, презентации, математические викторины,
дни открытых дверей, консультации.
Перспективное планирование на 2 года:
I этап – подготовительный: сентябрь 2023 года- март 2024 года
Составление поэтапного плана работы;
справочной литературы по выбранной тематике;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности;
Планирование деятельности;
Разработка игр.
II этап – основной: сентябрь 2024 года - апрель 2025 года
Внедрение:
Ознакомление детей с играми и их правилами;
Использовать игры на прогулках (подвижные игры, при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;
Разработка картотеки игр;
Проводить работу с родителями.
III этап – итоговый: май 2025 года
Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Разработка рассчитана на 2 года, с дальнейшим продолжением.
Содержание
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.
Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.
Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов. В групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.
Для овладения ходьбой и другими видами движений во время бодрствования следует побуждать детей к подвижным играм с мячами, тележками, каталками и др.
Спокойное место в группе должно быть отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги должны храниться в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети. Более сложные дидактические игры и игрушки, а также игрушки-забавы должны быть видны детям, но лучше, если они будут лежать на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой.
С дидактическими игрушками и пособиями дети могут играть под наблюдением воспитателя после соответствующего обучения на занятиях (пирамиды, вкладыши, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету и т. п.). Дети закрепляют знания, полученные на занятиях, учатся самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.
Сравнительно большая площадь отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками.
Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) лучше хранить в закрытом шкафу, так как дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению (для рисования), но приобщение к рисованию необычайно благодатно для воспитания у детей этого возраста интереса к изобразительной деятельности. Необходимо побуждать детей к наблюдению за рисованием, лепкой воспитателя. Можно предложить детям «рисовать» цветными мелками на доске, на асфальте; палочкой - на песке, на снегу, «печатать» на земле с помощью формочек изображения предметов, животных, птиц.
В теплое время года, организуя игры с водой, песком, а зимой - со снегом, формочками, воспитатель побуждает детей самостоятельно пользоваться формочками, трафаретами животных, птиц, а также простейшими предметами-орудиями (совок, грабельки, лопатка и пр.).
На веранде должно быть удобное место для хранения всех видов игрушек и пособий. На улице удобней использовать полиэтиленовые, легкие деревянные игрушки. Недопустимо предлагать детям для игры на улице поломанные, ненужные в групповой комнате игрушки.
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке, именно игра «в общение» поможет наладить доверительные отношения с каждым ребенком, вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Инициатором игры всегда выступает взрослый. В данный период игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием. «Я иду к вам в гости с подарками: фантиками, коробочками, игрушками»; «Загляните ко мне в окошко… я вам что-то покажу, я вас чем-то угощу»; «Шли-шли, что-то мы нашли: зонтик, шарики, кастрюльку»; «Приходите ко мне в гости: будем весело играть, будем вместе танцевать». В этих играх не рекомендуется использовать игровые персонажи, поскольку они отвлекают вас и детей от непосредственного общения друг с другом. Играя с детьми, вы ставите только простые известные малышам игровые цели. Дети могут спрятаться под ваш зонтик, собирать цветы и т.п. Более сложные игровые цели, такие, например, как сварить кашу, вы реализуете сами. Малыши являются лишь активными наблюдателями. Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вы варите кашу для детей, то угощая их, должны найти для каждого приветливое слово («Я так старалась сделать тебе вкусную кашу, Оленька», «А это, Рома, тебе каша. Ешь на здоровье»). Игры в адаптационный период не должны быть длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.
У детей среднего дошкольного возраста два источника игровых целей. Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Вторым источником могут служить цели, которые ставит перед ним взрослый. Ребенок подражает не только реальным действиям, перенося их в игру, но и игровым, повторяя их в собственной игре. Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную вами игровую цель начал самостоятельно реализовывать ее? Первый шаг – вы совершаете игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Вы «понарошку» кормите малыша, моете ему руки, катаете его на машине. Ребенок при этом узнает, что есть, мыться, ездить на машине можно «понарошку», используя предметы-заместители. Второй шаг – смена ролей. Вы предлагаете детям самим осуществить те же самые игровые действия относительно вас (покормить, помыть вам руки, покатать на машине). Кормя вас, катая на машине, ребенок получает интересного партнера. Вы будите одобрять и приготовленную еду и то, как заботливо вас кормят, подскажите ребенку необходимое действие («У меня руки еще грязные, найди мне, пожалуйста, мыло»). Третий шаг – переключение на самостоятельную игру («Булочек еще много осталось. Спросите у наших игрушек, может быть они тоже хотят булочек»). В дальнейшем следует чаще побуждать детей к играм, в которых игровые действия направлены на игрушку. Руководство заключается в том, чтобы путем вопросов и предложений помочь ребенку определить доступную игровую цель; подсказать какие предметы-заместители можно использовать и как с ними действовать; предложить следующий шаг в развитии его игры.
Подготовка ребенка к принятию роли начинается с 3 лет и совпадает с началом его самосознания. Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофером, паровозиком. На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. Такие образом малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя как «другого». «Превратившись» в белочку, ежика и любое другое животное, дети могут готовить обед, катать машину. Принятая ребенком роль его никак не связывает. Малыш освобожден в игре от специальных игровых действий, которых требуют, например, роль врача или шофера. Так же, как и образы животных, притягивают детей окружающие их предметы, а особенно те, которые движутся. Что же касается вхождения в образы взрослых, то это умение придет после того как дети освоят образы животных, птиц, предметов, если проводится соответствующая педагогическая работа. Работа воспитателя по подготовке детей к принятию роли как бы делится на две части. Первая – главная часть игры, в которой мы побуждаем детей принять роль, помогаем войти в нужный образ. Вторая часть игры – это е естественное продолжение и завершение. Здесь могут выполняться самые разные игровые действия.
На этапе становления ролевой игры ребенок имеет еще смутное представление о различных профессиях. Поэтому внимание детей привлекают взрослые, профессия которых выразительным атрибутом: белый халат, милицейская фуражка. Играя с детьми в хорошо знакомые игры («в бельчат», «в цветочки»), воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, и показывает 2-3 игровых действия. А вот детей последовать своему примеру воспитатель не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.
А здоровы ли мои бельчата? Садитесь на пенечки. Я сейчас буду врачом. Возьму аптечку, надену халат и буду вас лечить. Бельчонку Даше я поставлю градусник. Бельчонка Сашу я послушаю. Открой ротик, бельчонок Рома. Я посмотрю твое горлышко. У тебя болит лапка, бельчонок Никита? Давай я на нее подую. Покажи мне свои острые зубки, бельчонок Лера. Они не болят. Все бельчата здоровы. Вот вам витамины, чтобы не болели. (Воспитатель снимает халат и превращается в маму – белку.)
На четвертом году жизни, дети переходят от отобразительной игры к сюжетно-ролевой, от одиночной к совместной. Однако ребенок этого возраста не всегда может объяснить свои действия товарищу по игре, самостоятельно договориться с ним. Опыт показывает, что нельзя пускать на самотек развитие игры как деятельности. Важно, чтобы воспитатель постоянно изучал игровые интересы детей, уровень детских взаимоотношений и игровой деятельности в группе и в соответствии с этим осуществлял руководство ею.
В основе работы по руководству играми детей четвертого года жизни остается идея «обучения игре». Педагогическая работа включает четыре направления:
- продолжение работы по подготовке детей к принятию роли;
- обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;
- расширение диапазона принимаемых ролей;
- подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.
При подготовке детей к принятию роли педагог организовывает наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью продемонстрировать социальную значимость ряда профессий, систему присущих им целей, и наблюдает за самостоятельными играми детей. Воспитатель помогает ребенку соотносить известные ему игровые действия с названием роли и ее внешним обозначением, осознавать себя носителем определенной роли. Для решения этих задач можно использовать игровые приемы, побуждающие ребенка принять роль взрослого. Например, вы видите, что малыш держит в руках трубочку и бесцельно ходит по группе. Попытайтесь, не отвлекая других детей, помочь малышу принять роль. «Денис, очень нужен врач с трубкой, чтобы послушать куклу Катю. Она сильно кашляет. А может, ты и есть врач? Тогда вот тебе халат и шапочка с красным крестиком. Пойдем, я покажу тебе, где живет Катя». Если ребенок обозначил свою роль атрибутами, но еще не готов выполнять соответствующие игровые действия, спросите его: «Сережа, ты кто сейчас? Я тоже подумала, что ты моряк. Потому что ты надел бескозырку и синий воротник с полосками». Или эмоционально прокомментируйте игровые действия малыша: «Как хорошо ты управляешь машиной. Правильно руль держишь. Внимательно смотришь на дорогу. Ты все делаешь очень хорошо, как настоящий шофер. Я отгадала, Саша, ты ведь шофер?»
Обогащение ролевого поведения ребенка новыми игровыми целями осуществляется через принятие взрослым параллельной роли и введением в игру новых атрибутов. Взрослый с разрешения ребенка принимает такую же роль, какую уже принял и разыгрывает малыш. Играя рядом в такой же роли, он получает возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми целями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер. Уважайте игру ребенка, не забывайте у него тоже чему-то «учиться». Повторяемым неоднократно вопросом: «А что ты сейчас делаешь?» воспитатель побуждает ребенка ставить собственные игровые цели. Старайтесь своевременно выходить из игры. Лучше чуть-чуть не доиграть, чем переиграть. Вводя в игру ребенка новые атрибуты, достаточно только подойти к играющему малышу, показать его и объяснить, для чего он может пригодиться. «Артем, посмотри, что я принесла для твоей машины! Тебе нужен такой переключатель скоростей? Смотри, как он работает. Раз нужен, я тебе его оставлю».
Расширение диапазона принимаемых ролей происходит через совместные игры взрослого с несколькими детьми. Теперь дети будут принимать на себя параллельные роли вслед за взрослым.
С детьми четвертого года жизни ролевое взаимодействие организует взрослый. Основной способ работы – совместные игры взрослого с детьми. В основе ролевого взаимодействия лежит ролевой диалог, отражающий социальные отношения взрослых людей. В период становления ролевого взаимодействия важно, кто является непосредственным носителем взаимосвязанной роли – кукла, сверстник или взрослый. Кукла уже сыграла свою роль. Сверстник в качестве партнера пока еще тоже не устроит ребенка, поскольку сам не владеет ролевым взаимодействием. Остается взрослый. Именно ему надлежит быть таким партнером в игре, который не только учтет его возможности, интересы и желания, но и сумеет отобрать типы существующих в реальной жизни отношений, не только доступные пониманию малыша, но и способные вызвать у него активный интерес, побудить к воспроизведению их в игре и еще доставить удовольствие от общения с взрослым. Воспитатель в таких играх выступает как бы в роли «консультанта» - врача, продавца, который сам практически не выполняет никаких игровых действий, но зато много говорит.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю нужно постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.
Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт с ними или их друг с другом, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, или, если они едут путешествовать, покидают групповую комнату.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.
Своеобразие игр - драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их.
Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
Для развертывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ими содержания и текста произведений, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или другие выразительные приемы - игра для него должна быть именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, они все меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей.
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий. Под его руководством они овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, справа - слева, вверх- вниз, длинный - короткий, широкий - узкий, выше - ниже, длиннее – короче.
При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь.
Строительные игры способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей.
У маленьких детей еще нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала, и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трех кубиков он тут же делает стульчик.
Каждому из детей (занятие проводится с группой из 4-6 малышей) дает коробку-ящичек, в котором находятся игрушки - кукла, маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старания детей и выражает радость при их успехах.
Педагог обращает внимание детей на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.
Результатами практической части исследования стали:
● Изучение уровня развития игровых компетенций детей младшей группы.
● Описание содержания игровой развивающей предметно-пространственной среды
● Разработка календарно-тематического планирования игровой деятельности с детьми младшей группы.
Оценивание игровых компетенций у детей младшей группы
До начала эксперимента после:
оптимальный уровень - 2 ребенка – 10% оптимальный уровень- 2 ребенка-20%
достаточный уровень – 14 детей – 70% достаточный уровень-14 детей- 60%
критический уровень – 4 ребенка – 20% критический уовень-3 ребенка-20%
недопустимый уровень – 0 детей- 0% недопустимый уровень-1 ребенок-0%
Содержание игровой предметно-пространственной среды группы:
-Зона двигательной активности
-Музыкально-театральный центр
-Уголок ИЗО
-Уголок природы
-Речевой уголок
-Игровые уголки: "Поликлиника", "Жилая комната", "Парикмахерская", "Магазин"
-Уголок по ПДД
-Уголок дидактических игр
Особенности игровой деятельности детей младшей группы
- Игровая деятельность стимулируется игрушкой
- Активная роль в игре принадлежит взрослому
- Недостаточно длительная протяженность игры во времени
- Ребенок начинает игру в готовом игровом пространстве
- Многократное повторение ребенком одних и тех же игровых действий
- Ребенок чаще играет один, играть сообща еще не умеет.
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
3. Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
4. Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
5. Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
6. Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
8. Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник и т.д.).
9. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
10. Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Направления руководства игрой | Задачи руководства игрой |
Обогащение содержания игры | 1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов. 2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи. |
Формирование предметных способов решения игровых задач | 3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями. 5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. |
Развитие самостоятельности | 6.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач. |
Побуждение к взаимодействию в игре | 7.Поощрять интерес к играм сверстников. 8.Приучать играть, не мешая друг другу. |
Общий вывод
- Игра, как ведущий вид деятельности детей младшей группы должна найти более широкое применение в образовательной работе ДОУ и в жизни детей в домашних условиях
- Использование различных игр в режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, то есть развивать личность ребенка дошкольного возраста.
- В средних группах дети чаще всего играют рядом. Воспитатель учит их не мешать друг другу, формирует доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучает малышей играть небольшими группами по 2-3, 3-5 человек, согласовывать свои действия, радоваться совместным результатам. Руководство строительными играми детей этого возраста должно обеспечивать обогащение их впечатлениями об окружающем, предусматривать возможность использования имеющихся представлений в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам с использованием пооперационных карт в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, в упражнении повторных знакомых строительных игр. Педагог тактично помогает детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.
- Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребенка. В игровой деятельности у детей формируются многие положительные качества, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для того, чтобы сделать настоящую жизнь ребенка полной и счастливой. Для этого необходимо создать в детском саду предметно-развивающую среду для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к детям, вдумчиво, умело направлять их.
- Исходя из этого, можно считать, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре», Москва, «Просвещение»,1983г.
- Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986г.
- Гербова В.В., Иванкова Р.А. «Воспитание детей в младшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1981г.
- Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987г.
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.
- Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по организации образовательной деятельности с детьми младшей группы "Играем вместе"
Рассматривается решение проблемы сохранения здоровья детей в ДОУ...
Методическая разработка. Сценарий игровой деятельности с детьми 2-ой младшей группы.
Сценарий совместной игровой театрализованной деятельности с детьми 2-ой младшей группы. Сказка «Теремок»....
Методическая разработка "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Что такое ИГРА? Игра прежде всего для ребенка – средство коммуникации, именно в игре дети учатся общению друг с другом.Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педа...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы «Ах вот какой ты «Светофор?!».
Несмотря на то, что за окнами 21 век, одна из наиболее актуальных проблем остаётся неизменной – соблюдение правил дорожного движения. И самым тревожным являются дорожно-транспортные происшествия...
Методическая разработка музыкально — игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Методическая разработка музыкально — игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаЦель: развитие у детей младшего дошкольного возраста музыкальных способностей и образного мышления...
«Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»
laquo;Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»...
Проект «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»
Проект «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»...