Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обществе
консультация (старшая группа)
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий, формировать у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обшестве
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент…
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Так как я работаю на грппе компенсирующей направленности с детьми с ОВЗ, хочу поделиться опытом работы по ранней профориентации дошкольников.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий, формировать у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Работу по данному направлению осуществляем через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через различные виды деятельности, что способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребѐнка.
Для успешного ознакомления детей с профессиями, нами создана соответствующая предметно-развивающая среда в группе, которая позволяет:
• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
• использовать полученные знания в практическом применении;
• принимать во внимание деятельность других воспитанников;
• предусматривать игровой замысел;
• корректировать и развивать игровой сюжет.
Для ознакомления с трудом взрослых создаю такие условия, чтобы процесс стал увлекательной деятельностью для детей. Для работы в группах созданы специальные центры, уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, дидактическими играми, наглядным материалом. Например уголок «Больница» в процессе игрыдети обогащают словарный запас за счёт слов, обозначающих медицинские инструменты. Хороший способ подтолкнуть детей к активизации словарного запаса - использование в игре предметов заменителей вместо реальных предметов, использование которых вынуждает детей словесно обозначать их, объяснять и комментировать свои действия для других участников игры.
Уголок «Магазин».Это может быть магазин овощной, мебели, посуды и т.д., центр «Строители», уголок «Парикмахерская», так же в группе иметься «Театрализованный уголок»где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты, иметься мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Столовая». Дети с удовольствием знакомяться с различными профессиями, учувствуют в играх, принимая на себя роли.
На первом этапе предлагаем детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.). Для обогащения опыта и словаря детей используем различные методические приемы: наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. В процессе обогащения игрового опыта детей мы используем словесные и дидактические игры.
Затем дети сговариваются на игру, распределяют между собой роли, между всеми желающими, продумывают сюжетную линию, проговаривают основные действия той или иной роли. В этом процессе роль воспитателя заключается в том, чтобы ориентировать детей на то, что в общении надо не только говорить самому, но и давать высказываться другим детям.
В ходе игры мы включаемся с введением нового персонажа или дополнительного сюжета. Дети прислушиваются к тому, как мы ведём беседу от имени своего персонажа, запоминают, какие действия мы при этом совершаем. Потом дети сами включают эти сюжеты в свою игру, подражая воспитателю. Это является толчком к самостоятельному развитию сюжета и обогащению игровых действий.
С целью ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями: врача, продавца, водителя, парикмахера, пожарного, строителя оформлены пособия«В мире профессий» и разработана к ним серия дидактических упражнений и игр. Это папки, которые ребёнок может удобно разложить на столе, положить на пол, или на стол и просмотреть все ее содержимое. В каждой папке на титульной стороне расположена сюжетная картинка, для составления по ней рассказа, на обратной стороне – картотека дидактических игр и упражнений.
Первый этап работы с папками предполагает знакомство с ними, с материалом, который находится в них.
На втором этапе происходит закрепление материала. В любое удобное время ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденный материал, организовывает игры. Данное пособие может применяться в работе с детьми как индивидуально, так и подгруппой: в совместной и самостоятельной деятельности
Работас папками: развивает творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет вариативно использовать игровые задания; возможность добавлять новые задания в «кармашки», позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); формирует позитивное отношение к труду взрослых.
В уголке литературы в группе собран«Калейдоскоп профессий», где представлен художественный и демонстрационный материал с ранней профориентации дошкольников. Играя в этих центрах, ребенок выбирает ту или иную профессию, которая ему наиболее привлекательна, в тот или иной момент времени. Тем самым он приобщается к профессиональному миру - сравнивает себя с какой-либо профессией, размышляет, думает, делает выводы о собственных личностных и деловых качествах.
Особое внимание для ранней профориентации детей с ОВЗ уделяю использованию ИКТ (компьютер, магнитофон, телевизор). Это позволяет проводить с детьми виртуальные экскурсии, просматривать мультфильмы, видеоролики и презентации в процессе знакомства детей с различными профессиями.
Таким образом, с детства занимаясь с ребёнком, в специально организованном пространстве, мы даём более глубокие знания о профессиях, и готовим его к осознанному выбору профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...
Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...
Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
Презентация "Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ"...
Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...
Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»
Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»...
Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»
Рассматриваются пракические приемы применения сказкотерапии в работе с дошкольниками "Сказкотерапия как метод формирования толерантности в группе детского сада" ....
Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»
Материалы работы "Развитие толерантности в группе детского сада методом сказкотерапии"...