План по самообразованию. Тема: " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
материал

Оленникова Анна Анатольевна

Воспитание патриотизма – одна из важнейших государственных задач, закрепленных Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя средней группы « Веночек»

Оленниковой А.А.

Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Дата начала работы над темой: 01.09.2023г

Дата окончания работы: 30. 05 2024 г

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание  дошкольников».

Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Организовать работу с родителями ( законными представителями) по данной теме;

- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Маленький гражданин»;

- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Патриотизм в саду»

Актуальность выбранной темы

Воспитание патриотизма – одна из важнейших государственных задач, закрепленных Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

   Так, согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой Родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.

  Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и присваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.

   Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.

   Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов. В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.

   Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину

Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится  проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.   

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению страны в которой проживает человек.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1.  Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г.
  2. Р.С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.

Работа с детьми

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

  1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
  2. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
  3. Изготовление поделок из природного материала.
  4. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
  5. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

6.С/р игра «Детский сад».

Октябрь

«Я и моё имя»

  1. Беседа «Для чего человеку имя?»
  2. Игра «Назови ласково».
  3. «Полное» и «неполное» имя.
  4. Игра «Кто я?»
  5. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь

«Моя семья»

  1. Рассказы детей о членах своей семьи.
  2. Выставка семейных фотографий.
  3. С/р игра «семья».

Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь


«Моя семья»

  1. Беседа «Что значит любить родителей?»
  2. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
  3. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».

Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

Изготовление игрушек для украшения елки и комнаты

Оформление группы к празднику.

Январь

«Мои друзья»

  1. Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
  2. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
  3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

  1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
  2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
  3. Изготовление подарков для пап.
  4. Пение песен, заучивание стихов об армии.

С/р игра «Мы солдаты»

Выставка рисунков «Самолеты летят»

Поделки для любимых пап, дедушек

Март


«Моя мама»

  1. Беседа с детьми о своих мамах.
  2. Изготовление подарков для мам.
  3. Пение песен, чтение стихов о маме.

С/р игра «Дочки – матери».

Выставка работ «Красивое платье для мамы» (аппликация)

Поделки для любимых мам и бабушек


Апрель

«Моя улица»

  1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
  2. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
  3. Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Рисование «Моя улица».

Май

«Мой город»

1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы»

3. Рисование «Деревья и кустарники»

4. Конструирование «Дом для куклы»

5. С/р игра «Автобус»

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

План работы с семьёй на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Задачи

Работа с семьёй

Сентябрь

Изготовление атрибутов по темам: «Детский сад», «Ряженье», «Мамин сундучок»

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм

Октябрь

Выставка игрушек

Создать условия для заинтересованного участия в конкурсе семейных игрушек- самоделок

Ноябрь

Изготовление фотоальбома «Моя семья»

Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья».

Декабрь

Участие в экологическом проекте  «Сбережём ёлочку»

Включение родителей в совместную деятельность. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.        

Январь

Создание мини-музея: « У истоков»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.

Февраль

 "Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….» "Семейные реликвии".

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки – поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

Март

Оформление фотоальбома: «Город в котором я живу»

Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома

Апрель

Родной природы малый уголок.   Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. – сочиняем сами.

Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

Май

( 1 пол. месяца)

Выставка семейного творчества: « Они сражались за Родину»

Привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей, Получить, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Май

( 2 пол. месяца)

Акция: « Наш участок самый чистый»

Организовать совместную работу родителей по благоустройству участка группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план по самообразованию. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

Перспективно - тематический план по самообразованию.Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»...

Перспективный план по самообразованию тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО "

Предлагаю ознакомиться с планом по самообразованию на тему "Нравственнопатриотическое воспитание в условияж ФГОС"...

План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа

План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...

План по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников".

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы ...

План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

План по самообразованию " Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"...

План по самообразованию ТЕМА: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»

laquo;План по самообразованию»  ТЕМА: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»Сентябрь – Май 2022-2023гг.Подготовительная груп...