Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям и обычаям людей малой Родины.
классный час (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дети - это наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания и такие категории, как патриотизм, нравственность и духовность занимают далеко не первые места.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, с бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю. Это корни, являются стержнем в становлении личности патриота.
Север – удивительный край с удивительными народами.
Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
Приобщение к истокам национальной культуры как средство нравственно-патриотического воспитания детей.
Воспитатель:
Викторова Т.А.
Дети - это наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания и такие категории, как патриотизм, нравственность и духовность занимают далеко не первые места.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, с бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю. Это корни, являются стержнем в становлении личности патриота.
Север – удивительный край с удивительными народами.
Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, обычаев, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется историей своей малой Родины.
Учитывая особую значимость и актуальность работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, возникла необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры с целью духовно-нравственного воспитания личности детей как основа нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цель работы: Приобщение детей к уникальной культуре коренных народов Севера, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для организации работы по нравственно - патриотическому воспитания, а именно:
- познакомить с историческим прошлым, традициями, культурой трудом и бытом коренных жителей родного края;
- обогащать знания детей о декоративном искусстве народа ханты и манси;
- формировать представления о природе родного края;
- расширять представления о труде коренных жителей края.
Развивающие:
- развивать познавательную сферу дошкольников;
- развивать чувство ответственности и гордости за самобытность народа Севера;
- развивать проектно-исследовательские умения и навыки, способность решать проблемные ситуации;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать воображение, память, мышление, интерес к явлениям природы;
- активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
Слайд 3
Воспитательные:
- формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям народа ханты;
- воспитывать любовь и привязанность к родной семье, городу, краю, умение видеть прекрасное, желание беречь и защищать все живое;
- воспитывать уважение к традициям и культуре жителей своего края;
С родителями:
-создание в семье благоприятных условий для формирования духовно-нравственного воспитания ребенка, с учетом взаимодействия детский сад-семья;
-Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
С педагогами:
-применение разнообразных форм и методов с целью улучшения качество образования;
-создание условий для продуктивной деятельности с семьями воспитанников.
Предполагаемый результат:
Дети: -Формирование духовно-нравственного отношения к малой Родине посредством систематизации знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты, населяющих территорию ХМАО.
-Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
Родители: Раскрытие творческих способностей в семье;
Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребѐнка;
Формирование более высокой оценки достижений своих детей.
Для педагогов:
Удовлетворение качеством взаимодействия;
-Новые проекты и перспективы.
Этапы приобщения детей к истокам национальной культуры
-предварительный,
-Базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
-художественно-ознакомительный (знакомство с традициями народам Севера, национальным искусством);
-когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к малой Родине);
-эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Направление деятельности:
Взаимодействие с социумом (Историко -краеведческое направление )
Взаимодействие с педагогами (и непосредственная образовательная деятельность)
Проектная деятельность
Взаимодействие с родителями
Мы определили условия, необходимые для успешного приобщения детей к истокам национальной культуры в ДОУ:
- создание предметно-развивающей среды в ДОУ;
- Интеграция образовательной деятельности;
- Взаимодействие с родителями;
- Взаимодействие с социальными объектами культуры.
Приступая к работе, мы обратились за помощью к родителям с вопросом, как они считают, актуально ли для них, чтобы в детском саду проводилась работа по приобщению детей к истокам национальной культуры? И провели анкетирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье и ДОУ», на основе анкетирования подготовили и провели родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей как основа нравственно-патриотического воспитания» и определились с формами проведения работы в данном направлении – это познавательные экскурсии в библиотеку, посещение национальных музеев, проведение тематических занятий, организация встреч с интересными людьми, создание предметно-развивающей среды.
В родительском уголке разместили информацию «Мой край - люби и знай», «Игры народов Севера», «Игрушки детей народа ханты», «Проектная деятельность как средство познания окружающего мира» и другие.
Родителями было принято единогласное решение проводить данную работу, а они нам будут оказывать помощь.
Приобщать детей к истокам национальной культуры мы начали с бесед о родном крае и с посещения детской библиотеки, в ходе встречи с библиотекарем дети узнали об историческом названии нашего округа, как переводится слово «хант», какие главные праздники есть у народа ханты, в какие игры играют дети, из чего делают игрушки. Следует сказать, что в библиотеку мы обращались многократно, это и в ходе групповой и индивидуальной проектной деятельности, в рамках литературного семейного чтения и встреч с интересными людьми.
Создание предметно-развивающей среды позволило детям проникнуться в атмосферу национального колорита. Мы создали уголок «Мой край –люби и знай» в котором разместили альбомы о жизни и быте и национальных праздниках народа ханты, познакомили детей с традиционными игрушками детей народа ханты. Посещали мини-музей в нашем ДОУ по патриотическому воспитанию.
Активное взаимодействие с социальными партерами мы организовывали, работая с детьми в рамках проектной деятельности, например, «Чудо палочка», «Зимние забавы», «Кукла Акань», «Язык хантыйского танца», мультфильм «О жизни и быте людей коренной национальности».
В рамках этих проектов проводили мероприятия на базе Детской
библиотеки, Д\К «Камертон», Дворца спорта, Парка «Нумто», выставочного зала МАУК «Этнокультурного центра» и центра культуры национального творчества «ТУМРАН СЫЙ»
В рамках таких встреч под руководством педагогов центра дети учились делать поделки из подручного материала, примеряли национальную одежду, разучивали танцевальные движения людей коренной национальности и современные с целью сравнения. Дети узнали, что народ ханты в своих танцевальных движениях отражает действия связанные с трудовой деятельностью, а современные танцы идут в такт музыке и моде.
Прослушивали детские считалки и стихи, немножко учили слова на хантыйском языке – все это способствовало приобщению детей к национальной самобытности людей ханты и манси и соприкосновение нескольких культур поражало детское представление о жизни и быте людей коренной национальности, а также, заслужило уважение и признание к их образу жизни.
Участвуя в социальном проекте «Наследие Югры», мы, совместно с музыкальным руководителем нашего ДОУ провели открытое мероприятие «Край родимый навек любимый», при подготовке этого мероприятия, дети
глубоко погружались в атмосферу жизни и быта людей живущих в сопричастности с природой.
На открытом мероприятии «Полезные ископаемые Югры» с помощью творческой лаборатории дети узнали о пагубном влиянии труда человека на окружающую природу и озвучивали свои предложения о сохранении природы.
На занятиях по математическому развитию дети играя в хантыйскую игру «Лебедь» учатся ловкости, внимательности умению считать.
В свободной деятельности играют в игру «Щел».
Восторг и радость дети испытывают от игры с обычным природным материалом. А функциональностью и разнообразием видов игр с палочкой стоит только восторгаться.
Зная, что основа духовно-нравственного воспитания является семья, мы привлекали родителей к совместной деятельности через организацию проведения НОД, проектную деятельность и индивидуальную работу и пополнили развивающую среду.
Практическая деятельность улучшается качество взаимодействия между членами семьи и сотрудничество с ДОУ, и происходит поиск и нахождение вариантов решения проблемы по приобщению детей к истокам национальной культуры, любви к родному краю, уважения к людям коренного населения, окружающую нас природу, как основе нравственно-патриотического воспитания – ведь никто из людей живущих в других уголках страны и мира никогда не поймет, что значит жить на севере и выживать в суровых северных условиях при этом любить и беречь свой край.
Хочется отметить, что благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе приобщения детей к истокам национальной культуры, у детей формируются духовно-нравственное отношение к малой Родине, как основа нравственно-патриотического воспитания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Приобщение детей к уникальной культуре коренных народов Севера, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, духовно-нравственным ценностям . Задачи: Образовательные: Создать условия для организации работы по нравственно - патриотическому воспитания, а именно: - Познакомить с историческим прошлым, традициями, культурой трудом и бытом коренных жителей родного края; - Обогащать знания детей о декоративном искусстве народа ханты и манси; - Формировать представления о природе родного края; - Расширять представления о труде коренных жителей края. Развивающие: - Развивать познавательную сферу дошкольников; - Развивать чувство ответственности и гордости за самобытность народа Севера; - Развивать проектно-исследовательские умения и навыки, способность решать проблемные ситуации; - Развивать мелкую моторику рук; - Развивать воображение, память, мышление, интерес к явлениям природы; - Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
Воспитательные: - Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям народа ханты; - воспитывать любовь и привязанность к родной семье, городу, краю, умение видеть прекрасное, желание беречь и защищать все живое; - Воспитывать уважение к традициям и культуре жителей своего края. С родителями: -Создание в семье благоприятных условий для формирования духовно-нравственного воспитания ребенка, с учетом взаимодействия детский сад-семья; -Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. С педагогами: -Применение разнообразных форм и методов с целью улучшения качества образования; -Создание условий для продуктивной деятельности с семьями воспитанников.
Направление деятельности: Направление деятельности - Взаимодействие с социумом ( Историко -краеведческое направление ) -Взаимодействие с педагогами - Проектная деятельность -Взаимодействие с родителями
Условия приобщения детей к истокам национальной культуры - Создание предметно-развивающей среды в ДОУ -Целенаправленное педагогическое воздействие через организацию интегрированных образовательных мероприятий - Просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах приобщения детей к истокам национальной культуры - Активное включение в процесс организации социального направления
Спасибо за внимание ! Воспитатель: Викторова Татьяна Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Программа по патриотическому воспитанию "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины"
Цель: формировать у детей патриотические отношеия и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....
АПО "Организация проектной деятельности, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре Родного края ("Малой Родины")
Проект прошёл под руководством воспитателя, которая направляла и систематизировала и направляла работу детей и родителей, вносила коректировки, усложняя или упрощая формы работы....
Консультация для родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям своей малой Родины»
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ, ТРАДИЦИЯМ МАЛОЙ РОДИНЫ
laquo;Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная...
Протокол заседания ММО "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям любви к малой Родине"
Цель ММо: воспитание гражданско - патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за родной край; расширять представления детей о месте, где живешь; вовлечение родителей в педагогический процес...