Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Егорова Светлана Анатольевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств ребенка, в том числе и нравственно-патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Опыт работы: «Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

- В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Воспитание чувств ребенка, в том числе и нравственно-патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовъются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию реализуется в четыре этапа

1 этап- подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели). Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап- разработка плана деятельности по достижению цели. На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы, тематические экскурсии. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.

3 этап- выполнение проекта – практическая часть. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно – доделать, додумать, догадаться.

4 этап- итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов. Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога»

В нашей группе мы реализуем долгосрочный проект «Наша Родина - Россия».

  • Цель нашего проекта: воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России.
  • Задачи: Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
  • Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
  • Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
  • Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
  • Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
  • Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.

Наш проект состоит из нескольких мини (краткосрочных)- проектов.

 Проект «Мы- патриоты своей Родины». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это чувство нужно воспитывать с раннего детства, и понятно, что без помощи взрослого ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты.

Актуальность реализации этого проекта заключалась в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Форма реализации проекта: Беседа, экскурсия по улицам нашего города, чтение стихов о Родине, о природе родного края, родном городе, рассматривание иллюстрации в книгах, наглядно- дидактическом материале, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, НОД, знакомство с государственными символами.

Проект «Народные игры и игрушки». В ходе реализации мероприятий проекта у детей сформировались знания об образе жизни русского человека и особенностях его характера, навыки создания игрушек и предметов промыслов, сформировалось умение самостоятельно организовывать игру; прослеживался живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь.

Проект включал в себя ряд мероприятий:

  • НОД по социально-коммуникативному развитию «Игрушка-говорушка», сопровождающееся показом презентации.
  • НОД по познавательному развитию «Русские народные промыслы» с просмотром презентации о филимоновской, дымковской и богородской игрушке. Цель: познакомить детей с русскими народными промыслами, учить отличать их.
  • Чтение русских народных сказок.
  • Выставка книг «Русские народные сказки». Цель: повторить ранее изученные произведения, познакомиться с новыми, показать красоту русской речи.
  • Знакомство и разучивание русских народных игр «Ворон», «Колпачок», «Золотые ворота» Цель: разучить новые игры, воспитывать любовь к народным играм.

К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным для детей, благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности заложенных в них.  Полученные в ходе участия в мероприятиях проекта знания, умения и навыки способствуют расширению кругозора, словарного запаса дошкольников, способствуют творческой инициативности, и воспитанию уважения и любви к народной культуре, ее обычаям и традициям.

Проект «Этот день Победы» разработан в преддверии празднования Дня Победы.   В рамках реализации  проекта   мы осуществляем следующие задачи:

  • сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной войне;
  • обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне;
  • формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Проект включает в себя ряд мероприятий:

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок  о героизме;

- слушание песен военных лет; а также их исполнение

- рисование «Салют Победе»;

- составление рассказов  по теме.

Итоговым мероприятие: развлечение «Этот День Победы».

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учувствовать в процессе; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Дети, участвующие в проектной деятельности: проявляют творческую активность в познании окружающего мира; способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения: получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...

«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мы все прекрасно знаем, что в современном  мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим,  сгла...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,            поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...

Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста .

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Педагогический опыт. Использование проектной деятельности в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...