Консультация для педагогов «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста по средствам народных подвижных игр»
материал
Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным умениям и навыкам и развитие двигательных способностей, воспитание физических и нравственно-волевых качеств органически сочетаются с формированием у детей определённых знаний в области физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок»
г. Велижа
Консультация:
«Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста по средствам народных подвижных игр»
Подготовила:
Лукашевич Елена Анатольевна,
Инструктор ФК
2021 год
В современных условиях значительно возрастает роль правильно организованного физического воспитания в формировании всесторонне развитой личности старшего дошкольника. Главными задачами физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении являются:
- укрепление физического и психического здоровья;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- развитие двигательных способностей и воспитание физических и нравственно-волевых качеств;
- воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным умениям и навыкам и развитие двигательных способностей, воспитание физических и нравственно-волевых качеств органически сочетаются с формированием у детей определённых знаний в области физической культуры.
Современный ребенок большую часть свободного времени проводит у экрана телевизора. Психологи, педагоги и врачи отмечают общую тенденцию в дошкольных учреждениях - снижение физической активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка дошкольного возраста - потеря движения - это потеря здоровья, развития, знаний.
Для решения этой проблемы первостепенное значение имеет выявление новых источников восстановления и обогащения двигательного развития ребенка. В этом аспекте использование народных подвижных игр в физическом воспитании должно быть очень эффективным, поэтому очень важно изучить возможности обогащения двигательной активности дошкольников.
По мнению П.Ф. Лесгафта, подвижные игры самое ценное средство всестороннего воспитания личности ребенка. П.Ф. Лесгафт считал, что систематическое проведение народных подвижных игр способствует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют детское тело, то есть приучает действовать с разным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и скоростью; выполнять правила, владеть собой, ценить общество [6, с.194].
Народные подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для всех категорий детей. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме всего, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на человека, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Народные подвижные игры имеют определенные функции:
1. Социальная функция. Подвижная игра не возможна вне общения. В
ней формируются деятельность программы, она нуждается в труде, ибо в ней осуществляется ее первичная имитация. Она лежит в основе интегральных процессов в обществе и, вместе с тем является способом самореализации индивида в общении и сравнению с другими;
2. Оздоровительная функция. Подвижные игры основаны на естественных движениях, которые активизируют функциональное развитие органов и систем, стимулируют улучшение функций различных анализаторов, нервных процессов, помогают поддерживать баланс между стимулирующими и тормозящими процессами;
3. Воспитательная функция. В подвижных играх существует взаимосвязь между физическим воспитанием и моралью, разумом, эстетикой и духовностью.
Кроме этого, эмоциональная приподнятость в игре позволяет:
1. Формировать жизненно важные навыки и умения, широко используемые в бытовых условиях и деятельности;
2. Достижение высокого уровня физической активности, способствующей усвоению и совершенствованию различных двигательных навыков и способностей;
3. Обогащают двигательный опыт и умение управлять телом в сложных условиях, что положительно сказывается на усвоении техники и тактики спортивных игр; развивать моторику (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость);
Таким образом, народные игры - это осознанное и эмоциональное занятие для детей, направленное на достижение умственной игровой цели.
Разнообразные детские движения и действия во время игры под умелым руководством эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательной системы, улучшают общий обмен веществ, повышают активность всех органов и систем человека, возбуждает аппетит и способствует крепкому сну. Во время игр дошкольники развивают и совершенствуют разнообразные навыки базовых движений (бег, прыжки, метание, лазание и т. д.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Игра - это первое занятие, которое играет большую роль в становлении личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют понимание изображаемых событий, жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир во время активности. Игры обогащают участников новыми ощущениями, идеями и концепциями. [7]
Игры расширяют круг идей, развивают наблюдательность, интеллект, способность анализировать, сравнивать и обобщать увиденное, на основании чего можно делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развивается способность правильно оценивать пространственные и временные отношения, чтобы быстро и правильно реагировать на текущую ситуацию в часто меняющейся игровой среде.
Ценность подвижных игр заключается также в том, что они способствуют развитию у детей таких важных физических качеств, как скорость, ловкость, выносливость и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах
Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной игры «Лапта»
(обобщение опыта)...
Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путям...
Консультация для родителей «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
В этой статье мы расскажем Вам некоторые особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста. ...
Консультация для родителей: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Развитие физических качеств у детей старшегодошкольного возраста»...