Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО
консультация
В материале подобраны современные формы работы педагогов по патриотическому воспитанию, такие как проект, акции, образовательное путешествие, виртуальная экскурсия, флеш-моб, кроссенс. На практике данные формы показали свою эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_formy_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 598.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО
Подготовила: старший воспитатель
Фролова Е.С.
Г. Выкса,
2024г
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается.
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Мы, педагоги должны сделать детское сердце любящим.
ФОП ДО ставит перед педагогами следующие задачи патриотического воспитания:
3-4 года. Педагог обогащает представления детей о малой родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором они живут; знакомит с близлежащим окружением ДОО (зданиями, природными объектами), доступными для рассматривания с территории. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в населенном пункте. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями.
Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
4-5 лет. Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее). Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
5-6 лет. Педагог обогащает следующие знания и представления детей:
Государственные символы России - герб, флаг, гимн, история их возникновения в доступной для детей форме. Россия - большая многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей, у каждого народа - своя культура, образ жизни, традиции .Традиции и обычаи народов, которые проживают на территории малой родины.
Государственные праздники: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Содержание праздников, традиции празднования, памятные места в родном городе, посвященными празднику. Защитники и герои Отечества. Яркие биографические факты, поступки героев Отечества, вызывающие позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников населенного пункта. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).
6-7 лет. Педагог обогащает следующие знания и представления детей:
Россия, территория государства и его границы, столица. Самая большая страна мира, расположение на глобусе и карте. Столица России – Москва, центр федерального округа-Нижний Новгород. Государственные символы-герб, флаг, гимн. Основные положения порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны). Назначение и доступные практики волонтерства в России.
Государственные праздники (представления): День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики.
Знакомство с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации. День рождения города.
Знакомство с памятными датами родного города, с жизнью и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного города, достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего.
Для решения этих задач необходимо использовать современные методы работы. Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе.
Если говорить о квесте, как о форме организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.
Как показывает практика, наиболее запоминающиеся и результативные те формы работы, где дети сами являются активными участниками. Одним из наиболее эффективных методов знакомства детей с городом, мы считаем образовательное путешествие.
Основу образовательного путешествия составляет активная, творческая, и во многом самостоятельная деятельность детей, связанная с изучением и исследованием разнообразных объектов реальной среды. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Еще одной эффективной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста являются патриотические акции - социально значимые мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств (любви и уважения к старшему поколению, гордости за свою страну, за героев Отечества)
Флэш-моб – это спланированная групповая акция. Суть мероприятия заключается в том, что все участники собираются в одном месте и выполняют определенные действия. Это и «Георгиевская ленточка», и «Каждой маме по тюльпану», и «Бумажный бум»…
Например, в одной школе дети собрались, чтобы выразить свою патриотическую позицию и благодарность нашим воинам – освободителям. Все участники читали одно стихотворение и поздравляли с праздником великой Победы! Ребята получили колоссальный заряд энергии, позитива и хорошего настроения.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть самостоятельным проектом.
Преимущества виртуальных экскурсий:
- Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада.
- Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.
- Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
- Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают:
-Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.
-Реализовать принципы наглядности и научности.
-Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников.
-Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников.
-Повышать компетентность педагога.
Кроссенс. Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов. При решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов».
Технология «Кроссенс» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки,
состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Попробуем разгадать кроссенс на патриотическую тему:
Правилный ответ: Красная пощадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС» Одним...
Консультация для педагогов " Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- форми...
Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ
Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ«…Мы должны строить свое будущее на прочном фун...