Как научить ребёнка собирать за собой игрушки
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Полуэктова Анастасия Николаевна

Что же делать, чтобы ребёнок с удовольствием и без капризов наводил порядок в своей комнате?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_sobirat_za_soboy_igrushki.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка собирать за собой игрушки.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, счастливыми и успешными. Один из главных показателей гармонично развивающейся личности - это наличие у ребёнка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во многом: ребёнок умеет сам ходить в туалет, сам кушает, одевается и, конечно же, убирает за собой игрушки. Сегодня мы поговорим о последнем, но не маловажном пункте: как же всё таки научить ребёнка наводить порядок. Для большинства родителей это часто является целой проблемой, требует много сил и терпения с их стороны. Ниже приведён, ряд рекомендаций, соблюдая которые, это проблема будет сведена к минимуму или же исчезнет совсем. Результат - привитые с детства качества ребёнку: такие как аккуратность, бережливость, ответственность и самоконтроль.

Для начала давайте разберёмся с какого же возраста можно начинать приучать ребёнка убирать за собой игрушки. Ответ прост: чем раньше, тем лучше (но, конечно, не раньше, чем  малыш начал ходить). Всё должно соответствовать возрасту. Для начала это будет всего несколько убранных, в игровой форме, игрушек, потом больше. Так у ребёнка это войдёт в привычку и поможет сделать этот процесс менее трудным.

Итак что же делать, чтобы ребёнок с удовольствием и без капризов наводил порядок в своей комнате?

1. Необходимо во всём быть личным примером. Хотите от ребёнка порядка, будьте сами его творцом: убирайте все вещи на свои места и объясняйте зачем вы это делаете (конечно в соответствии с возрастом). Младшим детям можно сказать, что у каждой вещи, есть свой домик и, после того, как мы ими попользовались, нужно вернуть их наместо. Дошкольникам рассказать о пользе порядка в доме, о том как красиво и аккуратно, когда всё на своих местах. Если вдруг что-то нужно всегда можно быстро найти, так как знаешь где что лежит. А более старшим детям говорим об обязанностях каждого члена семьи: папа чинит поломки в доме, выносит мусор, а также помогает маме по дому, мама готовит кушать, наводит порядок, а ты убираешь свои игрушки на место, заправляешь свою кроватку и тд. Необходимо вести к мысли о том, что семья - одна команда и каждый, делая своё дело, идёт к общему результату, поддерживает порядок и чистоту в доме.  Таким образом мы воспринимаем детей, как больших, разделяем с ними семейные обязанности.

2. Дозированность. У ребёнка в пользовании должно находится столько игрушек, сколько он за собой может убрать. Если же их слишком много, а он во время игры высыпал все, то убирать их будет попросту страшно, не понятно как и с чего начинать. Лучше разделить игрушки и оставить только часть в постоянном пользовании, меняя их по мере надоедания. Тогда  и беспорядок будет меньше и убирать легче.

3. Время доиграть. Если ребёнок увлечён игрой, но уже пора идти на прогулку или готовиться ко сну, предупредите его заранее, что вскоре нужно заканчивать и наводить порядок, но пока у него ещё есть время поиграть. Минут за 5 - 10 необходимо напомнить ещё раз. Так мы снижаем возможность протестов к уборке.

4. Поиграл - убери. Можно начать приучать малыша к постоянному порядку, поиграв с одной игрушкой, убрать её и только потом брать другую. Но как правило, дети заигрываются и чтобы контролировать уборку каждой игрушки, нужно постоянно быть рядом и не отходить ни на шаг. Но если же вам это удалось, то такой метод значительно упрощает и сокращает время уборки. Детские садики здесь приходят на помощь. Там ребятам прежде чем взять другую игрушку, нужно убрать предыдущую.

5. Каждой вещи своё место. У ребёнка должно быть представление что и где лежит: куда нужно поставить книжки, куда собрать конструктор, куда кубики, а где стоят  машинки. С детьми помладше можно поиграть в игру: спросите у ребёнка, любит ли он оставаться один, нравится ли ему ночевать дома, в своей любимой кроватке? Так же и игрушки хотят возвращаться в свои домики и коробочки.  

6. Не рубите инициативу на корню. Если ребёнок хочет помогать  - пусть помогает. Пусть это даже мытьё окон или посуды. Конечно, форма выполнения  должна соответствовать возрасту. Можно дать газету и привлечь к мытью зеркала, а можно попросить подавать маме что то. Это всё к тому, что желание наводить порядок и помогать маме, может появится у ребёнка не во время убирания игрушек, ловите момент и не упускайте такую возможность. Пусть ваш юный помощник чувствует себя нужным. В следующий раз он опять предложит свою помощь - не отказывайтесь.

7. Не уступайте и наберитесь терпения. Приучаем  к тому что сделал дело - гуляй смело. Сначала порядок - потом гулять. Систематически и каждый день. Если это маленький ребёнок, конечно не стоит от него требовать полностью убрать за собой все игрушки, всё постепенно. Наводите порядок вместе, сегодня он убрал две, завтра ещё и так далее. Главное постоянно привлекать к этому процессу.

Также существует несколько приёмов, позволяющих облегчить уборку:

1. Спросите у ребёнка, нужна ли ему помощь, главное начать и постараться вовлечь в процесс. Но если вы заметили, что у ребёнка не получается, он берёт одну игрушку другую, кидает обратно, предложите помощь, но не начинайте всё делать за ребёнка. Тогда он в следующий раз может ждать от вас того же поведения. Поддержите его, подскажите как лучше, предложите подержать коробку и тд.

2. Правильно и чётко формулируйте задачу. Необходимо давать чёткие инструкции с нацеленностью на результат. Так не достаточно сказать ребёнку просто убраться. Игрушки рискуют быть свалены в кучу в углу. Нужно разъяснить, что вещи необходимо вернуть на свои места, так как в комнате вам нужен порядок.

3. Можно разделить уборку на части. Скажите ребёнку, чтобы сначала он убрал только кубики. Затем сложил конструктор, ну а в конце припарковал машины.

4. Соревнование. Разделите игрушки и устройте соревнование: кто справится первым, тот сегодня "мистер Исключительный" или "супер помощник".

5. Превращение в сказку. Здесь в ход идёт ваша фантазия. Ребёнок может стать волшебником и наколдовать порядок, феей, главнокомандующим игрушек  и тд. Главное, чтобы ребёнку стало интересно.

6. Волшебный ритуал. Что-то постоянное, что будет сопровождать вашу уборку. (Это может быть месяц, подвешенный под потолком и сменяющий солнышко вечером, что означает время убраться и отправляться спать или же малыш будет надевать красивый передничек и чепчик для уборки).

7. Обыгрывание. Предложите поиграть, например: взять трактор с ковшом или комаз. Нагружать в ковш или кузов  все игрушки и увозить на базу или стройку (коробку для игрушек).

8. Последующее интересное дело. Скажите ребёнку, что его ждёт прогулка на горку или ванна с пеной, после того как он закончит уборку.

9. Создание обстановки. Иногда ребёнку просто скучно убираться, побудьте с ним в спальне, расскажите интересную историю или включите весёлую музыку. Это поднимет настроение и настроит на скорейшее выполнение работы.

10. Момент новизны. Иногда, можно предложить ребёнку, например, протереть полочки для игрушек или машинки перед тем, как ставить их в гараж. Дети помладше особенно любят делать как взрослые. Это добавит дополнительный интерес и сделает процесс уборки более увлекательным.

11. Убираешь тогда и играешь. Иногда ребёнок говорит, что уморился и не может собирать. Пусть отдохнёт. Но и тогда, когда захочет поиграть стоит напомнить об этом, предупредить, а вдруг устанешь, тогда не бери игрушки.

12.  Иногда бывает, что ребёнок сильно упрямится и не в какую не хочет наводить порядок. Не кричите, говорите спокойным тоном. Если ребёнок поменьше, расскажите, что игрушки могут обидеться и уйти. И на самом деле утром поставьте их к выходной двери. Детям постарше объясните, что, вам тоже не хочется убирать игрушки ребёнка, так как вы тоже устали и хотите от него помощи. Но, если всё таки вам придётся это сделать, то вы уберёте их и спрячете до завтрашнего вечера. Если реакции не последовало, то придётся сдержать обещание. Потом главное не сдавать позиции и не поддаться на уговоры ребёнка. Так он осознает, что у каждого поступка есть последствия.  Но, повторюсь, это крайняя мера.

Ещё один из вариантов - штрафной ящик. То место куда попадают все игрушки, не убранные до определённого часа. Этот ящик и будет спрятан до завтрашнего вечера.

13. Похвала после уборки. Старайтесь замечать и не оставлять без внимания старания ребёнка. Иногда несколько во время сказать слов похвалы являются залогом дальнейшей работы: "Какой ты молодец, мама без тебя бы не справилась", "Ты настоящий помощник".  Но здесь наверное важно добавить адекватная похвала. Всё хорошо в меру, поэтому за каждый убранный кубик хвалить тоже не нужно.  Также можно разместить на холодильнике или в детской спальне график уборки, на котором нужно будет отмечать, выполненную работу (например, помечать цветным стикером соответствующий квадратик или же закрашивать его в определённый цвет). Это послужит дополнительной стимулом вашему юному помощнику. Ребёнку постарше можно предложить самостоятельно оценить свою работу на том же графике уборки. Это поможет развить такие качества как ответственность и самоконтроль. Позднее ваш помощник будет приглашать вас посмотреть уже на результат работы.

 Бывают случаи, что ребёнок действительно вымотался и устал или же он чувствует недомогание. В таких случаях не стоит его привлекать к уборке, если только он сам не проявит инициативу. Но обязательно, на этом нужно сделать акцент: объяснить, почему сегодня  мама собирает игрушки. (Пример: так как ты сегодня устал, был долго в дороге, не спал в обед, я хочу тебе помочь и соберу  игрушки за тебя, но это только сегодня. Взрослые тоже могут устать и заболеть, я знаю что ты тоже поможешь маме, если что-то случится).

Таким образом, если пользоваться определёнными советами уборка может превратится в довольно увлекательный и нескучный процесс. Но существует ряд моментов, применяя которые точно ничего хорошего не получится. Итак, чего же делать не следует при нежелании ребёнка убирать игрушки?

1.  Запугивать, кричать и заставлять ребёнка. Иногда этот способ бывает очень даже действенным и многие мамы или папы к нему прибегают, теряя терпение, идут на поводу у эмоций, или просто не знают, как можно по другому. В этом случае, руководствоваться малыш будет страхом и чувством вины, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. Рано или поздно, это аукнется и даст свои негативные плоды.

2. Обещать приз. Некоторые родители за любое адекватное проявление самостоятельности ребёнка пытаются его поощрить и наградить. Этого делать не следует. Ваш ребёнок может легко привыкнуть к этому и в следующий раз при любом удобном случае попросить награду за обыденные вещи, которые он должен выполнять просто так.

3. Бесконечные уговоры. Очень длительный и энергозатратный метод, часто малоэффективный. Все дети разные, но обычно, чем нас дольше уговаривают, тем дольше мы не хотим что-то делать, да и потом это так же может войти в привычку. Ребёнок должен быть заинтересован и понимать, что порядок в комнате нужен ему не меньше, чем маме и папе. Единственное здесь, можно ещё раз дополнительно разъяснить ребёнку для чего мы это делаем, но не уговаривать.

4. Критика отнимает  желание работать. Не критикуйте то, как ребёнок  наводит порядок, особенно если к уборке привлекается маленький ребёнок, можно лишь плавно направить или поправить, но лучше это делать через поощрение: "Какой ты молодец, как хорошо у тебя это выходит, давай только в следующий раз всё разложим по коробочкам, а то наши игрушки могут забыть, где их домики". Не переделывайте и не поправляйте что-то за ребёнком лишний раз, завтра он сделает чуть лучше, чем вчера, а вскоре научится всё делать аккуратно.

К каждому ребёнку и в каждой конкретной ситуации необходим индивидуальный подход. Чаще всего мамы, оценив  рекомендации, сразу могут сказать, что подойдёт их ребёнку, а что они даже пробовать не будут. Но наши дети с каждым днём меняются и, поэтому, то что было неэффективно вчера, может стать эффективным сегодня. Пробуйте, подключайте фантазию, проявите терпение и всё у вас обязательно получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитываем, играя “Как научить ребёнка собирать игрушки”»

В помощь воспитателю.Консультация для родителей "Воспитываем, играя "Как научить ребенка собирать игрушки"...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка собирать игрушки?"

Рекомендации по приучению ребёнка к порядку....

Консультация для родителей! Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?

Консультация для родителей!Как научить ребёнка убирать за собой игрушки?ПОВЕРЬТЕ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИБИРАТЬ ИГРУШКИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, ТО ПРИБИРАТ...

«Как научить ребёнка убирать за собой игрушки»

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанн...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать за собой вещи и игрушки"

Почти в каждом доме, в котором есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убрать после себя игрушки. При этом самой распространённой ошибкой родителей станов...

Как научить ребёнка убирать за собой игрушки

Как научить ребёнка убирать за собой игрушкиНазадВперед   ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ? Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда де...