«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
консультация

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.
Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребёнка.
         Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами.       

 Это предполагает дифференцированный подход к музыкальным коррекционным занятиям: разным детям предлагается разная музыка, применяются различные средства педагогического воздействия.

Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Цель работы: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки.

Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию

- Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

- Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

- Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.

- Формирование качества движений.

- Развитие эмоционально- волевой сферы.

- Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я учитываю их быструю утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдаю за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьирую структуру занятия, а если необходимо, то изменяю и его продолжительность, в зависимости от самочувствия детей или даже от погодных условий.

Музыкальные занятия с детьми ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным.
         
         На первом этапе своей работы я исключаю подвижные игры с элементами соревнования и парные танцы. Так как в группах преобладают гиперактивные дети (в основном мальчики), основу танцевального репертуара должны составлять композиции в наибольшей степени отражающие особенности их психологии. Этому же должны соответствовать и атрибуты танцевальных композиций - мечи, щиты, барабаны. Всё это способствует развитию их эмоционально-волевой сферы, воспитывает в мальчиках силу, мужественность, придаёт движениям выразительность.
Также  больше внимания уделяю упражнениям на развитие слухового внимания, ритма, танцам с предметами.
         Я активно использую в своей работе игры-потешки, развивающие мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.
        В связи с тем, что эмоциональная сфера детей с ОВЗ слабо развита, я включаю в музыкальные занятия этюды и композиции на развитие эмоций, мимики и пантомимики, упражнения на релаксацию, чтобы научить их снимать эмоциональное напряжение.
         Игры и игровые упражнения занимают особое место  на музыкальных занятиях, т.к способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, приучают его слушать и слышать взрослого, обучают самоконтролю и взаимодействию друг с другом.

         Для активизации детей на занятиях я применяю игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

         Важным направлением в моей работе с детьми - является пение.
Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с детьми ОВЗ.
          Во время пения я уделяю внимание певческой установке, упражнениям на развитие координации слуха и голоса.
          Детям очень нравятся музыкальные приветствия, распевания с использованием имён и коротких музыкальных фраз с различной интонацией ( напевно, отрывисто…) и динамикой.
         Пение развивает коммуникативные способности ребёнка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение, у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

         Одним из самых главных условий успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребёнку. В своей работе я уделяю время каждому и никогда не принуждаю его к действию. Стараюсь увлечь ребёнка с помощью выразительной интонации голоса, мимики, жеста, тактильных прикосновений.
        Это помогает усилить или ослабить эмоциональное проявление ребёнка.
А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами в исполнении взрослого просто необходимо.

      Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации:

- музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-замкнутые дети становятся более общительными;

- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

- развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

- в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

- формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заряжает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыка помогает детям с ОВЗ выйти из своего внутреннего мира. У них появляется эмоциональный отклик на музыку и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкальных занятий у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика тела. Музыкальные занятия способствуют воспитанию положительного эмоционального отношения к музыке, повышают настроение, предоставляет ребёнку богатые возможности для общения с взрослыми и со сверстниками.

Одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях, является умение подражание действиям взрослого. Дети, подражая взрослому, учатся танцевать, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут и включают в себя следующие направления:

  1. Слушание музыки;
  2. Пение;
  3. Музыкально-ритмические движения и танцы;
  4. Игра на музыкальных инструментах;
  5. Театральная деятельность и музыкальные игры.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития. Дети учатся пропевать слоги и целые слова вместе с педагогом.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения.

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие. Восприятие разнообразных серий звуков, различаются по высоте, длительности и силе звуков, различающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Помимо этого один раз в неделю проводится логоритмическое занятие. Логоритмика – это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса быстрее происходит речевое развитие и лучше развиваться мелкая и крупная моторика.

Каждое занятие направлено на развитие детей. Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей – это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение;
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие;
  3. Артикуляционное упражнение;
  4. Песни без музыкального сопровождения;
  5. Игры на музыкальном инструменте;
  6. Регулировка мышечного тонуса;
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

Свою работу строю с учетом рекомендаций учителя – логопеда,  и индивидуальных возможностей детей.

В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих 
условиях:
1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2 Необходим  индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).
3Тщательный подход к подбору детского репертуара.
4 Необходимо, как можно больше поощрять детей ( словом, жестом, улыбкой, прикосновением).
           Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.

Список литературы:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
  2. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
  3. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
  4. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
  5. Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
  6. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005
  7. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
  8. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.
  9. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
  10. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми расстройства аутистического спектора".

Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому муз...