Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)
консультация

Егорова Светлана Геннадьевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов23.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)»

Егорова Светлана Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» г.о. Самара

Музыкальное воспитание, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это:

-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

-дети с нарушениями речи;

-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами - слепоглухонемые, глухие   или слепые дети с умственной отсталостью).

-дети инвалиды.

Цель работы музыкального руководителя: развитие музыкальных и творческих способностей детей с ОНР.

Совместная деятельность с данными детьми реализуется по алгоритму:

  1. Знакомство и обследование детей с ОВЗ.
  2. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ («Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Екжанова Е.А. Стребелева Е.А.)
  3. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.
  4. Разработка адаптированной образовательной программы.
  5. В течение всего года, соответствуя этому маршруту, реализуют свою работу специалисты ДОУ и дают рекомендации родителям и педагогам об организации дальнейшей работы с детьми.

Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию

Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.

Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ:

Образовательная деятельность в ДОУ:

- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);

- музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);

 - музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);

 - праздничные утренники и пр.

Музыкальное воспитание в семье:

- слушание радио и телепередач;

 - слушание аудиозаписей;

 - музицирование;

 - музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

                           Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ:

 Наглядно-слуховые методы и приемы

- Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;

-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)

-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)

Наглядно-зрительные методы и приемы

-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и  неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками

 Практические методы и приемы

-Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.

-Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.

-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.

-Разнообразные музыкальные игры

Особенности работы музыкального руководителя с педагогами:

-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);

-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

-ведение соответствующей документации (ИОМ - индивидуального образовательного маршрута, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).

Развитие правильного дыхания

Укрепление артикуляционного аппарата;

Исправление ряда речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, автоматизация звуков, закрепление правильного произношения); развитие фонетико – фонематического слуха.

Развитие памяти, внимания

Развитие ориентировки в пространстве

Развитие координации движений

Развитие чувства темпа и ритма

Развитие мелкой моторики.

Принципы построения образовательного процесса детей с ОВЗ:

1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности дошкольного образования детей с СДВГ является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.

3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Реализация этого принципа предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную.

4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обучение детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике.

6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

7. Принцип динамического развития образовательной модели. Модель образовательного пространства может изменяться в соответствии с необходимостью коррекции особых потребностей детей с ОВЗ, подключения к сопровождению требуемых специалистов, актуальных развивающих методов и средств.

Формы реализации программы

Способы, методы и приемы, средства

Слушание

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, реализация проектов, различные виды театров, оформление выставок, взаимодействие с семьёй

Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными игрушками, участие в выставках и конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам

Пение

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, , беседы, слушание музыки, игры, различные виды театров, взаимодействие с семьей

Наглядность, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными игрушками, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей, (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам

Песенное творчество

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, рассматривание иллюстраций;

Побуждение, поощрение, показ, беседа, игры,

Музыкально-ритмические движения

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров , взаимодействие с семьёй

Наглядность, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам

Музыкально-игровое и песенное творчество

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций;

Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам.

Игра на детских музыкальных инструментах

Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров, взаимодействие с семьёй.

Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными инструментами, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам.

Коррекционно-развивающее сопровождение

Целью является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП, позволяющего учитывать его индивидуальные особенности и возможности, особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в различных видах деятельности.

Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и воспитателями группы  по АОП в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы с ребёнком.

Специалисты осуществляют разработку АОП для воспитанника, соответственно коррекционной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для воспитанников с ОНР) в рамках ФГОС ДОО. Адаптируют содержание игрового, учебного материала, выделяют в каждой теме базовый материал, планируют ОД и коррекционные занятия для его закрепления, дифференцируют игровые задания в зависимости от коррекционных задач, структурируют программный материал по направлениям: «Речевое развитие», «Физическая культура».  Остальные направления оставляются без изменения согласно ООП ДО для данной возрастной группы дошкольников. Тщательно отбирают и комбинируют методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности воспитанника, включения в работу большинства анализаторов; создают и используют ориентировочную основу действий: опорные сигналы, схемы, памятки, алгоритмы, образцы выполнения задания, макеты и т.д.

На всех ОД педагогов и коррекционных занятиях специалистов планируется и осуществляется работа по уточнению, обогащению словарного запаса воспитанника, развития его коммуникативных навыков: включение в групповые и парные формы организации игровой, речевой и познавательной деятельности.

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка c ограниченными возможностями здоровья, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....

«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми расстройства аутистического спектора".

Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому муз...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР), является специфическим и важным аспектом дошкольного образования. Особое значение уделяет...