Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)
консультация
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 23.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ и инвалидами (в части разработки и реализации АОП)»
Егорова Светлана Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8» г.о. Самара
Музыкальное воспитание, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это:
-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушениями речи;
-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами - слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
-дети инвалиды.
Цель работы музыкального руководителя: развитие музыкальных и творческих способностей детей с ОНР.
Совместная деятельность с данными детьми реализуется по алгоритму:
- Знакомство и обследование детей с ОВЗ.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ («Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Екжанова Е.А. Стребелева Е.А.)
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с ОВЗ всеми специалистами ДОУ.
- Разработка адаптированной образовательной программы.
- В течение всего года, соответствуя этому маршруту, реализуют свою работу специалисты ДОУ и дают рекомендации родителям и педагогам об организации дальнейшей работы с детьми.
Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию
Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.
Развитие и коррекция познавательной сферы.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ:
Образовательная деятельность в ДОУ:
- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);
- музыкальные игры и пр.;
Музыка в повседневной жизни:
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
- музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);
- праздничные утренники и пр.
Музыкальное воспитание в семье:
- слушание радио и телепередач;
- слушание аудиозаписей;
- музицирование;
- музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.
Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ:
Наглядно-слуховые методы и приемы
- Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;
-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)
-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)
Наглядно-зрительные методы и приемы
-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.
-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.
-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками
Практические методы и приемы
-Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.
-Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.
-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.
-Разнообразные музыкальные игры
Особенности работы музыкального руководителя с педагогами:
-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;
-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);
-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
-ведение соответствующей документации (ИОМ - индивидуального образовательного маршрута, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).
Развитие правильного дыхания
Укрепление артикуляционного аппарата;
Исправление ряда речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, автоматизация звуков, закрепление правильного произношения); развитие фонетико – фонематического слуха.
Развитие памяти, внимания
Развитие ориентировки в пространстве
Развитие координации движений
Развитие чувства темпа и ритма
Развитие мелкой моторики.
Принципы построения образовательного процесса детей с ОВЗ:
1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности дошкольного образования детей с СДВГ является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Реализация этого принципа предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную.
4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обучение детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике.
6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
7. Принцип динамического развития образовательной модели. Модель образовательного пространства может изменяться в соответствии с необходимостью коррекции особых потребностей детей с ОВЗ, подключения к сопровождению требуемых специалистов, актуальных развивающих методов и средств.
Формы реализации программы
Способы, методы и приемы, средства
Слушание
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы, реализация проектов, различные виды театров, оформление выставок, взаимодействие с семьёй
Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными игрушками, участие в выставках и конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам
Пение
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, , беседы, слушание музыки, игры, различные виды театров, взаимодействие с семьей
Наглядность, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными игрушками, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей, (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам
Песенное творчество
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, рассматривание иллюстраций;
Побуждение, поощрение, показ, беседа, игры,
Музыкально-ритмические движения
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров , взаимодействие с семьёй
Наглядность, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам
Музыкально-игровое и песенное творчество
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам.
Игра на детских музыкальных инструментах
Занятия, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров, взаимодействие с семьёй.
Наглядность, обследование, побуждение, поощрение, показ, беседа, игры, индивидуальная работа, знакомство с народными инструментами, участие в конкурсах, совместная деятельность с семьёй, рекомендации для родителей (посещение с детьми театров), подготовка к досугам и праздникам.
Коррекционно-развивающее сопровождение
Целью является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП, позволяющего учитывать его индивидуальные особенности и возможности, особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в различных видах деятельности.
Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и воспитателями группы по АОП в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работы с ребёнком.
Специалисты осуществляют разработку АОП для воспитанника, соответственно коррекционной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для воспитанников с ОНР) в рамках ФГОС ДОО. Адаптируют содержание игрового, учебного материала, выделяют в каждой теме базовый материал, планируют ОД и коррекционные занятия для его закрепления, дифференцируют игровые задания в зависимости от коррекционных задач, структурируют программный материал по направлениям: «Речевое развитие», «Физическая культура». Остальные направления оставляются без изменения согласно ООП ДО для данной возрастной группы дошкольников. Тщательно отбирают и комбинируют методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности воспитанника, включения в работу большинства анализаторов; создают и используют ориентировочную основу действий: опорные сигналы, схемы, памятки, алгоритмы, образцы выполнения задания, макеты и т.д.
На всех ОД педагогов и коррекционных занятиях специалистов планируется и осуществляется работа по уточнению, обогащению словарного запаса воспитанника, развития его коммуникативных навыков: включение в групповые и парные формы организации игровой, речевой и познавательной деятельности.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка c ограниченными возможностями здоровья, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
Виды деятельности, методы и приёмы используемые в работе с детими ОВЗ на музыкальных занятиях музыкальным руководителем....
Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018
Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...
Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
Методическая разработка...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....
«Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...
Консультация для педагогов «Особенности работы музыкального руководителя с детьми расстройства аутистического спектора".
Как известно, дети с аутизмом не готовы к усвоению не только общеообразовательных программ, но и к усвоению новых жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. Поэтому муз...
Особенности работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Работа музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР), является специфическим и важным аспектом дошкольного образования. Особое значение уделяет...