"Воспитание доброжелательных взаимоотношений посредством художественной литературы"
статья (младшая, средняя группа)
Статья о том, что с помощью художественной литературы можно воспитывать доброжелательные отношения в группе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание доброжелательных взаимоотношений посредством художественной литературы.
Одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста- это адаптация детей в обществе, привитие умения сосуществовать с окружающими. С рождения ребенок находится в окружении своей семьи, привыкает к ним . В семье разговаривают с ним , поют колыбельные, и уже в раннем возрасте в семье ему читают сказки. Когда ребенок начинает ходить в садик , он попадает в большой коллектив не знакомых сверстников, взрослых, где он должен научиться выстраивать взаимоотношения, взаимоотношения с окружающими его людьми. Для многих детей некоторое время пребывания в детском саду без привычного ему окружения в семье , является трудным периодом, ребенку трудно находиться в окружении незнакомых людей.
Для адаптации ребенку важно не только общение с ним сверстников , взрослых в детском саду, но и особую , очень важную роль играет чтение художественной литературы. Ребенок прислушивается к тексту, потому, что в сказках главными героями являются зверюшки, которых все дети любят, обожают уже с раннего возраста. Читаются различные сказки , в которых говорится о дружбе , взаимопомощи, взаимовыручке зверюшек. Слушая сказки , ребенок отвлекается от мысли о родных. После прослушивания сказки, ребята подражают их героям - помогают друг другу в игре, подают руку, помогая встать упавшему, жалеют плачущего, делятся игрушками , помогают одеваться друг другу, "готовят кушать" и угощают всех, лечат, как доктор Айболит . Постепенно дети в игре привыкают к сверстникам и окружающим их взрослым, перестают плакать , меньше скучают по семье, за выходные даже начинают скучать по садиковскому окружению.
Дети растут, каждый раз на год становясь старше. Появляются проблемы связанные с поведением, появляются протесты: "Не хочу", "Не буду", "Не пойду", "Не люблю", "Не дам", "Уходи". Случается и отталкивают друг друга, не желая уступить, поделиться игрушками. При этом появляется иногда нежелание извиниться, попросить прощения, пожалеть. Порой очень сложно просто на словах объяснить детям почему надо сделать , поступить в какой-то ситуации , именно так, а не по другому. В основном это происходит с детьми , которые одни в семье, где всё принадлежит только ему. Прослушав сказку ребенку легче понять , почему надо уступить, поделиться, вместе построить из строительного материала задуманное.
Чтение художественной литературы с последующим обсуждением, рассказом детей играют самую важную роль в воспитании доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми. В беседе нацеливаем детей на выводы, размышления "Лиса правильно поступила?", "А почему?", "Как лучше?", "Как бы вы поступили?"
После чтения и обсуждения прочитанного художественного произведения очень важным является театрализованное, художественно-костюмерное представление, где героев сказок играют дети. В игре они вживаются в роль, проживают своего персонажа, ощущая на себе доброту , взаимопонимание , получая при этом положительные эмоции. Играя персонажа , которого обидели- понимают, как это плохо, и стараются не обижать друг друга. Возникает желание извиниться самому и прощать других. Возникает желание помогать друг другу во всем , уважать старших, не быть эгоистом и жадиной.
Бурю эмоций вызывает у детей посещение детских театров, выездных коллективов в детские учреждения в особенности. Артисты к игре в своих спектаклях привлекают ребят из садика, загадывают загадки. Воспитанники получают удовольствие , гордятся перед сверстниками, что участвовали в театрализованном представлении.
Перед знакомством с любой сюжетно-ролевой игрой важно прочитать сказку, рассказ, провести беседу, рассмотреть иллюстрации для того, чтобы дети лучше смогли понять специфику профессии , знали о чем беседовать друг с другом играя. При этом чтобы общались вежливо, уважительно, знать значение данной профессии, почему нельзя грубить , не выполнять свои обязанности в любой профессии, её значение. Привить уважение к любой профессии, дать понятие о том, что общество в целом даже без какой-то одной профессии обойтись не сможет. Прервется важная жизненная цепочка, например, встанет транспорт-не приедет на работу воспитатель, няня, врач, продавец и т.д.
Прививая детям гигиенические навыки мы тоже читаем художественную литературу. Эта тема хорошо раскрыта в произведении К.Чуковского "Мойдодыр". На примере героев произведения дети понимают , что такое личная гигиена и почему это так важно.
Приучая к труду , можно прочитать сказку "Три поросенка" или "Мороз Иванович". После их прослушивания у детей быстрее возникает желание быть трудолюбивыми, исполнительными, уважать труд других.
Большое значение имеет расположенный в группе книжный уголок. Дети по желанию берут любое художественное произведение , рассматривают иллюстрации , рассказывают кто изображен, что герои произведения делают на рассматриваемом рисунке. При этом дети мысленно прокручивают сюжет картинки, озвучивая текст, выполняя действия, возможно домысливание своего сюжета. Развивается речь, мышление, фантазия- это самый лучший способ воспитания доброжелательного взаимоотношения со сверстниками.
Из зоны театрализованной деятельности ребенок может взять любой костюм , назвать из какой сказки персонаж, играть роль на своё усмотрение или подражая персонажу из сказки.
Так-же для возникновения между детьми доброжелательных отношений в уголке духовно-нравственного воспитания дети берут любое художественное произведение о Родине, о родном городе. На фотографиях и иллюстрациях узнают достопримечательности своего города, называя их. Рассказывают друг другу где они побывали.
С гордостью показывают фотографии своей семьи , по генеалогическому древу рассказывают и о своих предках, называя их по имени , отчеству, чьи это родители.
В уголке художественно-эстетического творчества ребенок может нарисовать , слепить , сделать аппликацию любого персонажа из знакомого художественного произведения совместно со сверстниками.
В любом уголке пространственной предметно-развивающей среды в группе дети играют , взаимодействуя друг с другом. В игре , изображая героев прочитанных художественных произведений, подражают им.
Огромную , положительную роль в воспитании доброжелательных взаимоотношений играют экскурсии со сверстниками и воспитателем в библиотеку. Где ребята окунаются в мир огромного количества книг, слушают рассказ библиотекаря о важном значении книг в жизни человека вообще. Слушают рассказы об жизни и творчестве авторов книг, беседы по содержанию художественных произведений.
Так-же большое значение имеют семейные походы в театр, смотрят профессиональную игру актеров.
Неоценимую роль играют выездные театрализованные бригады, приезжающие в детский сад. Часто к игре в спектакле, в викторине , задействуются воспитанники детского сада, что вызывает у детей бурю положительных эмоций. После окончания представления ребята делятся друг с другом впечатлениями, пересказывая увиденное. А вечером делятся эмоциями с родителями и членами семьи, пересказывая представление.
Моё мнение заключается в том, что чтение художественной литературы , а также театрализованные представления в группе и выездной театр играют самую важную роль в воспитании доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в совместной изобразительной деятельности.
Доброжелательные взаимоотношения между детьми старшего дошкольного возраста будут успешно формироваться при условии если:•Разработана система занятий, вовлекающая детей в совместную деятельность, побу...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...
Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. С...
Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"
Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...
Экологическое воспитание детей посредством художественной литературы.
Чтение художественной литературы с детьми, рассматривание иллюстраций знаметых художников-иллюстраторв воспитывает не менее, чем пребывание на природе. Потешки, бытовые сказки, волше...
Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ"
Информация для воспитателей....
Проект "Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы"
Рекомендации родителям и педагогам, что почитать детям о дружбе...