Влияние пандемии COVID-19 на физическое развитие дошкольников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Влияние пандемии COVID-19 на физическое развитие дошкольников».
Подготовила: инструктор по физической культуре Анашкина Т.Г.
С начала пандемии специалисты Российской академии образования ведут исследования влияния COVID-19 на дошкольников...
По данным аналитиков The Lancet Child & Adolescent Health, в начале пандемии в 188 странах школы и детские сады приостановили свою деятельность. Пандемия COVID-19 затронула более 860 миллионов детей и подростков во всем мире. Семьи с детьми представляли собой одну из групп населения, которая была наиболее сильно затронута ограничительными мерами. Они переживали психологическую адаптацию к новой ситуации и неопределенности будущего. Закрытие школ, детских садов и открытых игровых площадок, сокращение числа кружков и дополнительных занятий привели к обеднению образовательной среды и значительному увеличению экранного времени детей. Кроме того, в связи с ограничительными мерами произошло резкое прерывание социальных контактов, изменение привычного распорядка жизни и режима дня, что, безусловно, должно иметь немедленные последствия для развития и обучения детей. Современное поколение охарактеризовано западными учеными как «растущие в тени COVID-19», поскольку беспрецедентная борьба с пандемией оставляла мало возможностей сопровождать детство в этот период.
Современные дошкольники проводят за экраном сутки в неделю
Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заместитель директора Психологического института РАО, академик РАО: «В последние годы стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств уже в дошкольном детстве. В рамках реализации проекта «Растем вместе» до пандемии мы опросили около полутора тысяч родителей в нескольких регионах России о том, насколько часто и долго их дети взаимодействуют с цифровыми устройствами. Оказалось, что среднестатистический дошкольник еще до начала пандемии проводил за экраном около 24 часов в неделю. Есть все основания предполагать, что пандемия могла значительно увеличить этот показатель».
Самыми популярными занятиями выступают игры (79,3%), просмотр мультфильмов (43%), связь, общение (25,1%). Мальчики проводят за просмотром видео и цифровой игрой в полтора раза больше времени, чем девочки. Примечательным и одновременно вызывающим опасения нам кажется то, что большинство детей пользуется цифровыми устройствами самостоятельно (64,2%) или с братьями или сестрами (20,7%). Только 12% детей используют цифровые устройства вместе с родителями. То есть большинство родителей не контролирует, чем заняты их дети, используя гаджеты с выходом в Интернет.
Во время пандемии снизился темп психического развития детей, который влияет и на физическое развитие.
Александр Веракса: «Наши специалисты тщательно следили за динамикой эмоционального и когнитивного развития детей во время пандемии. Чтобы выявить ее последствия, более 600 детей с перерывом в один год прошли комплексную индивидуальную диагностику (перед началом и через год после начала пандемии). За этот год был подсчитан прогресс каждого ребенка по ряду показателей эмоционального и когнитивного развития и сопоставлен с аналогичными показателями тестирования детей до пандемии, то есть с показателями развития детей в «обычное время». За год в период пандемии прогресс детей оказался значимо меньше, чем за аналогичный период до наступления пандемии. Снижение темпов психического развития в период пандемии отразилось на всех изучаемых линиях развития: снизился темп эмоционального, регуляторного и когнитивного развития».
• Если ребенок мало двигается, у него могут появиться головные боли, ухудшится качество сна, может пострадать аппетит.
• Поскольку прогулки ограничены, и дети не могут выплескивать свою энергию на улице, они могут стать шумными или даже плаксивыми. Постоянное нахождение в помещении не дает большинству маленьких детей реализовать потребность в двигательной активности в полной мере. На фоне этого могут возникнуть проблемы с поведением, расстройства сна, тики.
• Может произойти откат в развитии, например, ребенок снова начнет писать в постель ночью, хотя уже давно научился этого избегать. Из-за нехватки физического движения страдает тонус мышц брюшной стенки, а как последствие — появляются запоры.
• Длительное нахождение в помещении, даже при достаточном освещении от ламп, но без солнечного света — это фактор, провоцирующий рост близорукости.
Перед многими педагогами ДОУ встал ребром вопрос, чем занять детей дома. Ведь у дошкольников нет никаких онлайн образовательных площадок. Этот вопрос беспокоил каждого родителя дошкольника.
Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми дошкольного возраста нужно организовывать на положительном эмоциональном фоне.
Прежде всего, необходимо:
1. Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.
2. Стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью, обеспечивать достаточную страховку.
3. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:
• утреннюю гимнастику;
• подвижные игры;
• спортивно-развлекательные игровые комплексы;
• гимнастику для глаз;
• элементы самомассажа;
• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей).
- Соблюдать режим дня
- Не забывать про тихий час
- Воспользоваться видеоуроками (танцы, единоборства, зарядка), но обязательно делать вместе с ребенком
- Привлекайте ребёнка к домашним делам, к трудовой деятельности. У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые трудовые поручения. Давайте вашему ребёнку посильные для его возраста поручения.
В условиях пандемии и изоляции занятиям по физической культуре необходимо уделять более пристальное внимание. В этой связи, для активных родителей рекомендуется проводить утреннюю гимнастику, подавая пример своим детям, использовать танцы в качестве активного физического воздействия на организм ребенка.
Подвижные игры дома – непростая, но выполнимая задача, можно предложить простые подвижные игры с мягким мячиком или, например, с мячиком для настольного тенниса, которые могут развивать навыки в метании, ловле и координации. Игра в детский боулинг также может надолго увлечь детей.
Кроме домашних занятий по физкультуре, мы рекомендуем подвижные игры на свежем воздухе. Если позволяют условия карантина, гуляйте не менее 2 часов в сутки на свежем воздухе с соблюдением дистанции в 1,5 м к другим лицам. Прогулка – это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышом заранее, то после нее он будет чувствовать себя бодрым и веселым, узнает много нового, а мама разделит радость игры со своим ребенком. Приведем несколько примеров подвижных игр для детей дошкольного возраста с родителями: «С кочки на кочку». Игра заключается в следующем – мама чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами – 40-50 сантиметров. Малыш выступает в роли лягушонка. Ему надо прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок. «Меткий стрелок». Вместе с малышом мама делает куличики из снега, выстраивает их в ряд, помещает друг на друга. Мама учит малыша лепить снежки, предлагает снежком сбить нужный куличик. Мама должна показывать пример детям – вместе с ними кидать снежки и стараться попасть в цель. Следует требовать от малыша настойчивости, не разрешать сбивать куличики руками
Легкий массаж, пальчиковая гимнастика доступны в домашних условиях и родителям, и детям.
Одним из самых благоприятных для физического развития дошкольников в период пандемии является использование спортивного комплекса в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.
При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....
Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.
Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников».
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях озд...
Влияние игрового стретчинга на физическое развитие дошкольника
В статье говорится о том, как игровой стретчинг влияет на физическое развитие дошкольников...
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.
Влияние физических упражнений на укрепление детского организма и значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. В период дошкольного детства, особенности возраст...
"Влияние подвижных игр на физическое развитие дошкольников"
В статье описывается важность подвижных игр и их влияние на физическое развитие дошкольников....
Консультация для родителей на тему: "Влияние подвижных игр на всестороннее развитие дошкольников". Развитие физических качеств через подвижную игру
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка....