Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников
консультация (средняя группа)
Средний дошкольный возраст- очень важный этап в речевом развитии ребенка. В следующем году кму предстоит открыть для себя увлекательный мир звуковродной речи заново, но уже вполне осознанно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может- быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.
Дошкольное детство является очень важным периодом в становлении человека как личности и занимает первые семь лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются её способности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Дошколята – активные и любопытные ребята: именно в 4-5 лет из детей буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Задавая вопросы, ребёнок демонстрирует запрос на знание, словно говоря: «Расскажи мне! Объясни мне! Научи меня!». Ответы взрослых на вопросы детские вопросы крайне важны для развития дошкольников.
Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки 4-5 лет умеют пересказывать тексты и описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать на вопросы. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников
«Придумай слово»
Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.
В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]». Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.
«Поймай слог»
Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.
Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.
Игровое упражнение «Раздели правильно»
Цель — развитие умения делить слова на слоги. В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку: Друг за другом мы шагаем Слова на слоги разделяем. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-с противоположным значением). Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лёд ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.
Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников....
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников
В данной статье представлены рекомендации и комплекс упражнений по развитию речи детей....
Рекомендации родителям по развитию речи младших дошкольников
Данный материал знакомит родителей с более подробными рекомендациями по развитию речи....
Рекомендации родителям по развитию речи младших дошкольников
Данный материал знакомит родителей с более подробными рекомендациями по развитию речи....
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольников...
Рекомендации родителям по развитию речи дошкольников.
Предлагаю вам несколько рекомендаций, которые помогут заложить фундамент красивой и грамотной речи вашего ребёнка. Помните, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явления...
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию речи дошкольников .
Речевое развитие воспитанников в соответствие ФГОС ДО включает привычные для нас направления речевого развития дошкольника: развитие фонетической, лексической, грамматической и связной монологической ...