Родительское собрание в смешанной ранней группе
методическая разработка (младшая группа)

Васильева Ольга Павловна

Родительское собрание в смешанной ранней группе по теме:

«О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ»

Цель: расширение представлений родителей о возрастных особенностях детей.

Задачи:

1.Формировать желание родителей обсуждать различные проблемные ситуации.

2.Способстовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

3.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей.

Форма проведения: «Круглый стол».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_.2024dokument_microsoft_word_5.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в смешанной ранней группе по теме:

«О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ»

Цель: расширение представлений родителей о возрастных особенностях детей.

Задачи:

1.Формировать желание родителей обсуждать различные проблемные ситуации.

2.Способстовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.

3.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей.

Форма проведения: «Круглый стол».

     Ход собрания  

  1. Добрый вечер! Уважаемые родители, тема нашей встречи «О капризах и упрямстве».

 Все рано или поздно сталкиваются с такими негативными особенностями детского поведения, как капризы, упрямство, истерики.

Все родители хотят вырастить здоровых, счастливых детей. Но иногда случаются ситуации, что опускаются руки даже у самых опытных и терпеливых родителей. Ваш прекрасный малыш из-за сущего пустяка превращается в один миг в кричащего тирана. Кажется, что такое поведение теперь навсегда станет спутником вашей семьи, что теперь вы стали заложниками царства капризов и упрямства.

Давайте попробуем разобраться какой же он капризный и упрямый ребенок? Как он себя ведет?

В настоящий момент, в среде родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, «само пройдет».

На самом деле происходит смешение различных понятий: с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития, а с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей. Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания «идти на поводу у баловника». Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя «неразумные» требования к «маленькому тирану».

Протест ребенка - это не самоцель, это только способ, с помощью которого ребенок отстаивает себя, свое право на отдельное существование. Ведь очень часто малыш, добиваясь именно того, что ему запрещали, ощущает разочарование. Поэтому очень важно разрешить ребенку все, кроме основополагающего запрета: на действия, в результате которых может пострадать его собственное здоровье или здоровье и благополучие других людей.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу и всё!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Проявления капризов: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

У детей второго-третьего года жизни капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет есть, пить, спать, с ощущением дискомфорта (замерз, жарко, тесная обувь, одежда, затрудняющая движения, неудобная постель и т. п.). Подобные проявления нельзя считать капризами. Достаточно устранить причины, создающие неудобства, и ребенок снова успокоится.

А сейчас предлагаю послушать высказывание ученных по нашей теме:

- «Упрямство – не что иное, как искаженное стремление к свободе» (К. Д. Ушинский).

- «Борьба с упрямством – борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка, это борьба за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели» (Е. А. Аркин).

- «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа» (Ж. Ж. Руссо).

- «Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети» (народная примета).

- «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается» (народная примета).

- «Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься» (народная примета).

Притча «Всё в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.

2. Вопросы к родителям:

1. Почему ребенок бывает капризным и упрямым?

2. Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

3. В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

4. Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

5. Как Вам удается преодолевать капризы?

6. Чего, по-вашему, нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

3. Практическая часть.

(решение наиболее распространенных педагогических ситуаций).

Ведущий: «Давайте теперь, с учетом полученных нами знаний, разберем на конкретных примерах некоторые ситуации и подумаем, как взрослые могли бы в них поступать».

Ситуация №1

Мама пришла домой с 4-летней Наташей. Девочка громко требует: «Хочу на улицу! Хочу еще погулять! Хочу кататься на качелях!»

Мама уговаривает, объясняет ей, что пора обедать и спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами. Мама кидается к ней, старается поднять Наташу, у нее не получается. Мама сама чуть не плача, продолжает уговаривать свою дочь…

Вопросы для обсуждения:

- каково ваше мнение, правильно ли поступила мама?

- что на ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?

- Как в такой ситуации поступили бы вы?

- Какие ошибки были допущены взрослым?

Вывод: В такого рода ситуациях бесполезно что-то объяснять ребенку - он все равно сейчас не слышит никого, кроме себя.

Правильным было бы уйти в другую комнату, оставив ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние!

Надо иметь ввиду, что такие бурные сцены рассчитаны ребенком на зрителей и сочувствующих, поэтому важно увести ребенка «со сцены» домой или в спокойное место, где нет посторонних.

Если малыш постоянно будет так себя вести, а вы не поддадитесь, то вскоре он убедится, что его вопли не волнуют окружающих, и аудитории у него нет, то привычка устраивать истерики постепенно исчезнет.

Если вы видите, что причиной стало переутомление ребенка и обычным такое поведение не является, то лучше перейти к телесному контакту (поглаживая ребенка, спокойным тоном, тихо, попробовать «отзеркалить» чувства ребенка «Наташа плачет, устала, ничего, бывает…», монотонные движения и звуки успокоят вас и ребенка и позволят разобраться в ситуации).

Ситуация №2

Миша бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Миша кричит громче, ногами стучит сильнее, слезы катятся быстрее. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает не надолго, и она говорит папе: «Ну, ладно, давай уступим». А Мише только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее.

Вопросы для обсуждения:

- Что можно сказать про эту ситуацию?

- Что стало причиной такого поведения?

- Как стоит поступать родителям?

Вывод: Прежде всего, родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета, выступая единым «фронтом» мама+папа.

Очевидно, что демонстративное поведение Миши было рассчитано именно на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем и умеют прекрасно извлекать выгоду из личных особенностей взрослых, то, что нельзя получить от папы, можно попросить у мамы и т. д.

Необходимо выработать единые требования к ребенку у всех членов семьи! Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого и тем более противоречить и спорить на глазах у ребенка.

Необходимо сформировать у ребенка понятие «нельзя». И это не жадность или жестокость, а забота о здоровье и безопасности вашего малыша.

Игра: «Пусть встанут те, кто…». Все участники сидят в кругу. Ведущий обращается к участникам: «Я хочу предложить вам игру, которая покажет нам, насколько, при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания. Играют в нее так: я начну с какого-то заявления, которое касается моего родительского опыта. Всем, кто соответствует, либо согласен с данным утверждением, должны встать и поменяться местами».

Примеры высказываний:

- Пусть встанут те, кто читает детям перед сном,

- …кто любит путешествовать вместе с детьми,

- …кто занимается со своими детьми больше часа ежедневно- …кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребенка, и т. д.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Ведущий: «А сейчас предлагаем вам небольшой тест. Самое важное в этом тесте не столько результат, ведь он может измениться, если вы захотите приложить усилия, а то, что вы наглядно видите те особенности своей воспитательной позиции, на которые вам стоит обратить внимание».

Родителям раздаются бланки с вопросами начинающихся с МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ. Родители должны на каждый вопрос выбрать ответ: Могу и всегда так поступаю. ,Могу, но не всегда так поступаю., Не могу.

Вопросы: Можете ли ВЫ,

…в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

…посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

…признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему

…извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

…сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

…поставить себя на место ребенка?

…поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая Фея?

…рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

…всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

…пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

…выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

…не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

…устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Творческая игра «Какой он – мой ребёнок?»

Ведущий: «Ребёнок – это солнышко, ребёнок – это ветер, ребёнок – это главное, что есть у нас на свете». В заключение нашей встречи, предлагаем следующее задание»

«Какой он мой ребенок».

1. Обвести контур руки на листе бумаги.

2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка (Если имя длинное, то можно использовать уменьшительно-ласкательную форму или обвести вторую руку).

3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.

4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

После выполнения задания предлагается поделиться впечатлениями, рассказать о своей работе.

6. Заключение и подведение итогов встречи

-Вот и подходит к концу наша встреча. Сегодня мы побывали в царстве капризов и упрямства и убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание помогут вам понять, что безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. В заключении мы хотим прочитать Вам цитату Л. Н. Толстого о воспитании наших детей.

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как прекрасен этот мир, посмотри …» Смешанная ранняя группа

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей ...

Родительское собрание "Как прекрасен этот мир, посмотри …» Смешанная ранняя группа

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей ...

Родительское собрание "Как прекрасен этот мир, посмотри …» Смешанная ранняя группа

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей ...

Родительское собрание "Как прекрасен этот мир, посмотри …» Смешанная ранняя группа

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей ...

Родительское собрание «Чему мы научились за год» Смешанная ранняя группа

Цель: Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.Собрание печатается вместе с протоколом...

Родительское собрание "Давайте познакомимся!» Смешанная ранняя группа

1.Познакомиться с родителями воспитанников. 2. Родителям об адаптации детей к детскому саду.3. Безопасность на дорогах.4. Выбор родительского комитета....

Родительское собрание в смешанной дошкольной группе, сентябрь

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной компании! Сегодня у нас праздник. Мы впервые все вместе встретились в этой группе. Смешанную дошкольную (среднюю – старш...