Проектная деятельность "Здоровье и питание - основа процветания"
проект (старшая группа)
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
философ Артур Шопенгауэр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 346 ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
«Согласовано»: Утверждаю:
«___»______________2023г Заведующий МКДОУ д/с № 346
Старший воспитатель МКДОУ д/с № 346 _______________ Н.Н. Бибанаева
___________________ Н.В. Чорнопищук приказ 84/1 – ОД от 31.08.2023г.
Проектная деятельность «Питание и здоровье»
в старшей группе комбинированной направленности № 11
«Здоровье и питание – основа процветания»
на 2023 – 2024 уч. год
Составитель:
Сафонова Светлана Викторовна
2023 г. Новосибирск
Паспорт проекта
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
философ Артур Шопенгауэр.
Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!
Актуальность проекта:
Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна в период дошкольного детства. Период дошкольного возраста является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыках здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровье детей в современное время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому я считаю приоритетным работу в данном направлении по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни, и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Для реализации проекта, я выстроила систему работы таким образом, чтобы интегрировать образовательную деятельность с оздоровительной, что в конечном итоге сохранит и укрепит физическое и психическое здоровье ребенка.
Проблема: недостаток у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни, что приводит к отказу от полезных продуктов питания в детском саду.
Цель проекта: Развитие эмоционально – волевой сферы, самостоятельности, инициативности, формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- формировать умение детей проявлять инициативность и предлагать собственное решение в проблемной ситуации, заданной педагогами в рамках данного проекта;
- расширить представления детей о полезных продуктах через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи;
- воспитывать любознательность, познавательную активность, культуру поведения;
- обобщить знания дошкольников о здоровом образе жизни;
- формировать у детей способность осознавать свои эмоции и чувства, переживания, побуждать к размышлению.
Совместно с социальными партнёрами определили единую задачу:
Объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни, сотрудничества и конструктивного взаимодействия.
Тип проекта: информационно – творческий, групповой.
Виды детской деятельности:
· коммуникативная: общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
· чтение, восприятие художественной литературы: слушание, ситуативные разговоры, беседы, обсуждение и рассуждение, разучивание, декламация.
· игровая: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
· познавательно-исследовательская, продуктивная: экспериментирование с материалами, продуктами питания, моделирование.
· двигательная: подвижные игры, физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.
· художественная: слушание, аппликация, лепка.
· трудовая: изготовление плаката, поделок.
Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность (НОД), показ презентаций, беседы, игры, сотрудничество с родителями.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: долгосрочный (2022 – 2023 учебный год)
Возраст детей: 4-5 лет
Ожидаемый результат проекта по отношению к детям:
- формирование основ здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к здоровью;
- развитие способности к инициативности в решении творческих проблемных ситуаций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника.
По отношению к педагогам:
- разработка комплекса мероприятий способствующих развитию инициативности, самостоятельности и формированию знаний о здоровом образе жизни у детей;
- обобщение и транслирование опыта работы по теме «Питание и Здоровье»;
По отношению к партнёрам:
- привлечение большего количества участников проекта;
- пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)
Продукт проектной деятельности: книжка - малышка «Культура приема пищи»; фотовыставка «Моё любимое блюдо»; тематическая выставка «Правильно питайся - здоровья набирайся»; поделки «Продукты»; изготовление папок для родителей «Здоровый образ жизни», «Правильное питание - залог здоровья дошкольников»; памятки «Правильное питание- залог здоровья», совместное изготовление плаката «Азбука Здоровья».
Презентация проекта: выставка поделок, фотографий, папок, презентация для дошкольников параллельной группы.
1 этап подготовительный: это
- определение разделов проекта;
- сбор информации;
- подбор художественной и энциклопедической литературы, дидактических игр, дидактического материала;
-анкетирование родителей;
-психолого-педагогическая диагностика детей.
2 этап сама реализация проекта:
- реализация проекта
- перспективное планирование;
- проведение цикла тематических мероприятий;
- организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей.
3 этап заключительный.
- оформление результата проекта в виде презентации
- театрализованные постановки,
- стендовый материал.
Перспективный план работы
по проекту «Питание и здоровье» старшая группа
комбинированной направленности № 11 на 2023 – 2024 уч. год.
Тема | Задачи | Деятельность детей | Взаимосвязь с родителями | |
Сентябрь | Мониторинг 06.09.2023г. | Выявить у детей уровень знаний о здоровом образе жизни. | Использование метода трёх вопросов: - что мы знаем?; - что хотим узнать?; - откуда можно узнать? | Познакомить родителей на родительском собрании с проектной деятельностью «Питание и здоровье» |
Вводное занятие «Что такое здоровье». 20.09.2023 г. | Расширять представления детей о здоровом образе жизни. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Развивать познавательный интерес и речь, создавать радостное настроение. | – Беседы: «Почему люди болеют», «Врачи наши друзья», «О навыках личной гигиены», «Как заботиться о своём здоровье». – Д/и: «Кто больше знает о себе», «Чего не стало». – Рассматривание альбома «Безопасность». – Чтение: В. Берестов «По городу», «Человек заболел», А. Барто «Девочка чумазая», – С/р игры: «У врача», «Аптека», «Кукла заболела». | Анкетирование родителей «здоров ли ваш ребёнок?» | |
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» 04.10.2023 г. | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. | – Беседы: «Моё здоровье – моё богатство», «Чистота и здоровье». – Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Г.Зайцев «Приятного аппетита», С.Михалков «Про мимозу» – Игра «Отгадай-ка» (загадки о фруктах, овощах). – Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника». | - Изготовление семейных гербов здоровья. - Консультация для родителей «Спортивный уголок дома». | |
Октябрь | «Какой он мой организм» 18.10.2023 г. | Формировать представление о себе, | – Беседа о строении тела человека. – Рассматривание схемы строения человека – Чтение: «Про себя самого», «Из чего я сделан». – Рисование на темы: «Из чего сделан Я?». – Д/и: «Умею – не умею». – С/р игры: «Больница», «Скорая помощь», «В поликлинике». – Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту». –игра с куклой трансформер: «Разложи правильно». | - Консультация: «Двигательная активность и здоровье дошкольника». - Пословицы и поговорки о ЗОЖ. |
«Что такое позвоночник и скелет» 01.11.2023 г. | Познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью. | – Беседы: «Что такое скелет и осанка», «Для чего нужен скелет», «Что защищает череп», – Рассматривание иллюстративного материала об организме человека. – Игра «Дополни предложение», – С/р игры: «Больница», «Операция». – Чтение художественной литературы. В.Катаев «Цветик - семицветик». | ||
Ноябрь | «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» 15.11.2023 г. | Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека. Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки. Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции. | – Беседы: «Чистота – залог здоровья», «Гигиена», «Первая помощь при повреждении кожи». – Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, а что такое плохо». – Д/и «Чудесный мешочек». – Опыт «Чистюли и чистюльки» – С/р игры «Дочки -матери», «Парикмахерская», «Маникюрный салон». – Опыт «Что можно почувствовать кожей». | |
«Роль зрения и слуха в жизни человека» 29.11.2023 г. | Показать детям какую роль играют глаза и уши в жизни человека. Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки. Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют зрение. | – Беседы: «Глаза», «Уши», «Как нужно заботиться об органах зрения и слуха?». – Чтение художественной литературы: Ю. Тувим “Где очки”, А. Барто “Очки”, Ю. Мориц “В очках и без очков”, – Д/и: «Здоровые органы – больные органы», «Чьи уши?», «Чей нос?». – С/р игры: “Больница”, “Кабинет окулиста”, «Семья». – Рассматривание иллюстраций: «Строение человеческого уха», «Строение глаза». | - Памятка: «Основные правила для глаз, ушей, кожи». | |
Декабрь | Органы чувств: вкус, обоняние и осязание. 13.12.2023 г. | Закрепить знание детей об органах чувств. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, учить передавать эмоциональное состояние, способствовать развитию уверенности в себе. Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеет вкус, обоняние и осязание в познании мира. Развивать мыслительную активность, воображение, познавательный интерес. | – Беседы: «Язык», «Познай себя». – Д/и: «Волшебный мешочек», «Узнай на ощупь», «Обведи», – Рассматривание картинок с изображением органов чувств, и предметами по уходу за ними. – Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний». – С/р игры: «Больница», «Скорая помощь». – Рисование иллюстраций по данной теме. – Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», Е. Пермяк «Как мама стала большой», Е. Долиной «Мне пять лет». | |
«Пищеварение» 27.12.2023 г. | Формировать познавательный интерес детей к органам пищеварения. Учить осознанно подходить к своему питанию. Формировать у детей навык тщательно пережевывать пищу, закрепить правила употребления пищи, желание внимательно относиться к собственному организму. | – Простейшее экспериментирование: опыт с зеркалом, вкусовые зоны языка. – Беседа: «Здоровая пища». – Рассматривание таблицы человека и его внутренних органов, строение пищеварительной системы. – Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Ма Пари - Кари», С Маршак «Робин - Бобин», – Коллективная аппликация: «Правила здорового желудка». – С/р игры: «Больница», «Скорая помощь». – Д/и: «Повара», «Удивительные превращения пирожка». | - Изготовление анатомического фартука пищеварительной системы. Стендовая информация: «Культура еды». | |
Январь | «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» 17.01.2024 г. | Формировать представление о здоровье, как одно из главных ценностей жизни. Привитие культурно – гигиенических навыков поведения. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены и приёма ухода за зубами. Развитие образного мышления и активного словаря, развитие восприятия, памяти, внимания. Создание радостного настроения. | – Беседы: «О гигиене полости рта», «Роль мыла и воды в жизни человека». – Чтение художественной литературой : В. Маковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Шепчет ротик...». – Д/и: «Да – нет», «Что в мешочке?». – Разучивание стихов и загадок. – С/р игры: «Мы пришли с прогулки», «Стоматологический кабинет». – Просмотр мультфильма «Мойдодыр». | |
«Чудеса внутри меня: внутренние органы» 31.01 2024 г. | Продолжать знакомить детей с организмом человека. Познакомить детей с понятием «внутренние органы», их названием и расположением. Дать детям знания о причинах заболеваний внутренних органов и о мерах профилактики заболеваний. | – Беседы: «Как я устроен», «Что внутри меня». – Рассматривание иллюстраций «Мой организм» – Д/и «Ручки, ножки, огуречек – вот и вышел человечек», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку». – Экскурсия в медицинский кабинет – Разгадывание загадок – С/р игры «Операция», «Больница». | ||
Февраль | «Для чего нужна кровь и сердце?» 14.02.2024 г. | Дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее значение). Научить детей прощупывать пульс. Рассказать как остановить кровотечение. Показать стетоскоп (фонендоскоп) и познакомить с его применением. | – Беседы: «Зачем человеку сердце», «Береги здоровье с молоду». – Д/и: «Где ты сердечко», «Полезные – вредные», «Доктор Айболит». – Эксперимент «Сердце бывает слабым и сильным». – Чтение художественных произведений “Крошечка-Хаврошечка”, “Мороз Иванович”. – С/р игры: «На приёме у врача», «Семья». | |
«Кто такие витамины?» 28.02.2024 г. | Познакомить детей с тем, как витамины влияют на организм человека. Закрепить знания о значении витаминов и правильного питания для здоровья человека. | – Беседа: «Витамины и здоровый организм». – Д/и: «Наши друзья витамины». – Экскурсии в аптеку. – Чтение художественной литературы: «Однажды хозяйка с базара пришла». – Заучивание стихотворения: «Питание». – С/р игра: «Аптека». | – Стендовая информация. Папка – передвижка: «Правильное питание дошкольников». | |
Март | «Кто такие микробы» 13.03.2024 г. | Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов. | – Просмотр видеофильма «Уроки тётушки совы» Урок №6 «Про микробов и бактериях». – Беседа с врачом о микробах: «Кто они такие?». – Чтение сказки: «Петька микроб». – Рисование и лепка по данной теме. | - Изготовление вязанных микробов. |
«Лекарственные растения нашего края» 27.03.2024 г. | Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Развивать связную речь детей. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края. | – Беседы: «Что я знаю о подорожнике?», «Мы юные защитники природы». – Рассматривание люстраций и фотографий лекарственных растений. – Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. – Просмотр видеофильмов – Д/и: «Какого растения не стало?», «Узнай растение», «Вершки и корешки», – Чтение художественной литературы: А.А.Плешаков « Спасибо подорожнику», В.Н.Андреева «Трава путешественница». | Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас ». | |
Апрель | «Полезные и вредные привычки» 10.04.2024 г. | Формировать у детей представление о том, что такое привычка, умение различать привычки хорошие и плохие, обосновывать свой выбор. Вызвать желание формировать у себя хорошие привычки. Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни. | - Беседы о полезных и вредных привычках: «О важности развития движения у детей». - Д/и: «Да - нет», «Хорошо - плохо». - П/и: «Найди, где спрятано», «Найди пару». - Экспериментирование с сигаретой, вытягивание никотина через шприц. - Работа в уголке книг: чтение произведений спортивного содержания. | - Создание семейных коллажей: «Полезные и вредные привычки». |
Развлечение – досуг «Советы доктора Айболита». 24.04.2024 г. | Привлечь детей к активному участию в спортивных соревнованиях. Совершенствовать двигательные умения и навыки достижение силы, ловкости, выносливости. Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. | - Беседа: «Если хочешь быть здоров». - Чтение произведений: С. Михалков «Прививка», А. Барто «Мы с Тамарой - санитары». - Рассматривание альбома: «Спорт – это жизнь». - Д/и: «Меню для сказочных героев». - С/р игра: «Семья». - Игровое упражнение: «Что полезно, а что нет». | - Папка – передвижка: «Правила хорошего питания». | |
Май | Театрализованная постановка по мотивам сказки К.И Чуковского «Федорино горе» в старшей группе. 08.05.2024г. | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить ролевому воплощению; Продолжать учить отчетливой и выразительной речи Способствовать формированию коммуникативных качеств детей. | Показ детьми сказки «Как цыплята солнышко будили» по мотивам одноименной хорватской народной сказки | Костюмы, декорации, плей – лист с музыкальным оформлением спектакля. |
Мониторинг 22.05.2024г. | Выявить у детей уровень знаний о здоровом образе жизни. | На родительском собрании наметить подбор художественной литературы, игры и атрибуты на следующий учебный год |
Список литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2015
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.1.3049-13
3. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Азбука питания. Метод. рекомендации по орг. и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС , 2002. - 142 с.
5. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.
6. Кокоткина О. Питание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 10.
7. Конь И. Питание дошкольников : идеал и реальность // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. - N 1.
8. Маталыгина О. А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 4.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровое питание - основа процветания.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровой организации жизни ребёнка на будующее. Поэтому так важно дать представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или ин...
Проект "Здоровое питание – основа процветания"
Проект способствует развитию интереса к познанию здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом. В ходе самостоятельного исследования, дети должны выделить основные характерис...
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – основа процветания
Здоровое питание - это: - разнообразие продуктов; - сбалансированный рацион; - вкусно;- недорого;- полезно для всех....
Педагогический проект «Здоровое питание — основа процветания!» с детьми младшего возраста (3-4 года) при взаимодействии с семьей.
Педагогический проект...
Познавательно - исследовательский проект «Здоровое питание основа процветания»
Формирование у детей знания о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья ....
«Здоровое питание – основа процветания»
Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Федераль...
Проект «Здоровое питание - основа процветания!»
Цель: Формировать у детей явные представления, о продуктах приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и этикета.Задачи:1.Расширить знания детей и родителей о ...