Методические рекомендации по игре с песком
консультация
Игры с песком для детей являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_igre_mpeskom.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему:
«Игры с песком для дошкольника»
Игры с песком для детей являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.
По утверждению психологов детские игры с песком являются очень полезными, потому что песчинки выступают в роли релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков, а так же средством сохранения и крепления здоровья детей.
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Таким образом, игры с песком позволяют решать педагогические задачи:
-развитие коммуникативных навыков, познавательных и творческих способностей детей, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики;
- развитие тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, воображения;
- снижение психофизического напряжения;
- регуляция мышечного напряжения, расслабление;
-развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации;
- стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умения справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение;
- воспитание самостоятельности, уверенности в себе;
- развитие мышления, моторики.
К песочной игротерапии в последнее время стали обращаться многие психологи, педагоги. Появляются интересные игры по работе с песком, создаются специальные программы коррекционно – развивающей направленности, включающие игры и тренинги с песком.
Для целенаправленной и систематической работы по развитию детей занятия с песком должны продолжаться круглый год: в песочнице на улице в теплое время года и в группе, в специально организованных уголках в холодное время года.
Педагог определяет форму проведения и методические приемы в соответствии с педагогической задачей, направленной на развитие, профилактику или коррекцию определенных качеств или свойств личности ребенка.
Методы и приемы:
- формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.);
- формирования поведения (упражнение, тренировка, самостоятельная деятельность по определенным условиям);
- формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.).
Формы:
- сюжетные игры (построим дом, забор, норки);
- игры-забавы («Найди предмет», «Повтори рисунок»);
- дидактические игры и упражнения;
- релаксационные тренинги и упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы (под словесное и/или музыкальное сопровождение);
- рисование песком (на поддоне, песочнице с бортами, световом планшете);
- аппликация с использованием песка, в том числе цветного (применение песка в творчестве);
- конструирование (строительство домов, башен, с использованием камней, кубиков и т.д.);
- опыты и эксперименты, практическая работа по выявление свойств песка (предполагает использование разнообразного раздаточного материала: это совочки, формочки, кисточки, трубочки, лейки и т.д.);
- игра с элементами театрализации (инсценировка ситуаций, сказок, сценариев) и т.д.
Методические особенности организации игр с песком
- Создание условий
При организации игр с песком необходимо учитывать некоторые рекомендации, которые помогут создать благоприятную атмосферу для реализации поставленных задач. Вначале необходимо выделить специальное место, где будет стоять песочница (световой планшет) контейнер с песком и остальные атрибуты для игр. Не стоит помещать лоток с песком в угол помещения, так как к нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.
Для организации процесса песочной игры потребуются:
- песочница (ящик для песка);
- небольшие поддоны с бортиками для индивидуальной работы;
- песок;
- вода;
- коллекция миниатюрных фигурок;
- световой планшетный стол;
- коллекция предметов: трубочки, совки, формочки, палочки, камни и т.д. предметы данной коллекции могут быть разнообразны и предложены самими детьми.
Чтобы не возникло вопросов, связанных с уборкой рассыпанного песка, необходимо сразу определить с детьми, где находятся инструменты для уборки рассыпанного песка.
Песочница.
Размер: для игр с песком обычно используют деревянный ящик, традиционно его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 — размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Этот размер предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х8см. В условиях детского сада для игр с песком можно использовать и пластиковые контейнеры, и деревянные ящики, надувные песочницы из наборов для домашних игр с песком.
Цвет: традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно борта окрашивают в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо.
Песок должен быть чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу. Песок время от времени необходимо менять или очищать (не реже одного раза в месяц). Также для игр с песком можно использовать «волшебный песок» (кинетический песок), который не требует специальных условий в содержании.
Коллекция миниатюрных фигурок может состоят из таких как:
- Человеческие персонажи — разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
- Животные — наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.).
- Транспортные средства — наземные, водные, воздушные.
- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
- Растения, деревья, кусты, цветы.
- Природный материал — камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.
- Другие предметы, предложенные детьми или взрослыми. Главные условия для их отбора – безопасность, эстетичность, практическая целесообразность (возможность использования в играх с песком).
- Техника безопасности
Главное и единственное правило, которое должен соблюдать педагог- это всегда находится рядом с детьми, которые играют с песком, чтобы предупредить нарушение правил детьми:
- не обсыпаться;
- не сыпать песок в глаза;
- не брать песок в рот;
- после игры с пеком вымыть руки,
- не сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);
- не играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;
- не сыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;
- не жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;
- не нюхать песок;
- переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.
Также дети должны четко знать, какими атрибутами можно пользоваться, играя с песком. При работе со световым планшетом следует исключить использование воды и предметы, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета.
Еще важным моментом соблюдения безопасности является то, что все используемые при игре с песком предметы можно было легко помыть или обработать иным способом.
- Общие рекомендации по организации игр с песком
Выбирая игры с песком необходимо учитывать характер влияния данных игр на ребенка в соответствии с возрастом. Так для детей в возрасте до 3-х лет песочная игра носит познавательный характер. Играя малыш формирует первые представления об окружающем мире.
Для детей старше 3-х лет игры с песком уже носят коррекционно-развивающий характер.
При организации песочных игр должны соблюдаться три правила:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
В случае если ребенок отказывается играть с песком по каким-либо причинам, педагогу не стоит настаивать, нужно дать время присмотреться и включиться в общий процесс по мере появления интереса.
Причины отказа могут быть различные:
- нежелание вымазать руки или одежду,
- неуверенность в себе и результате деятельности,
- плохое настроение или самочувствие,
- нежелание работать рядом с каким-либо ребенком или с контейнером именно этого цвета,
- слишком частое использование педагогом однотипных заданий (надоело, неинтересно),
- отсутствие мотивации к конкретной деятельности (педагогической установки) и т.д.
Предпринимаемые педагогом меры в таком случае будут исходить из причины.
Организация работы с песком включает пять шагов по обеспечению игрового процесса:
- демонстрация песочницы;
- демонстрация коллекции фигурок;
- знакомства с правилами игр на песке;
-формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;
- завершение занятия.
При проведении игр с песком педагог должен соблюдать основные правила, ориентированные на поддержку детской индивидуальности и инициативы, его внутреннего мира и потребностей, а также развитие его познавательных процессов и различного рода способностей:
- педагог должен проявлять искреннюю заинтересованность тем, что происходит в песочнице (сюжетом, событиями, которые создает ребенок);
- так как «песочная игра» содержит информацию о внутреннем мире ребенка, о его состоянии, то педагог должен прочувствовать суть песочной картины, понять ребенка, то есть всецело присоединиться к нему;
- педагог не может без согласия ребенка или в его присутствии разрушить созданный им сюжет, переставить фигурки, высказывать оценочные суждения;
- педагог должен поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу, а так же рассказы ребенка о своем рисунке (конструкции, творчестве) как уникальном продукте детского замысла;
- педагог должен учить детей анализировать и грамотно объяснять свои успехи и неудачи, соотносить задумку и полученный результат;
- педагог не должен торопить ребенка. Ребенок имеет право работать в своем, индивидуальном темпе;
- педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- педагог должен поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство, чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами, отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Общая структура игры с песком
Психологи рекомендую начинать игру ритуалом «вхождения». Например, педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- ребёнок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
- ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться – посыпает на пальчики детей «песочный дождь».
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ….»
По возможности дети описывают свои ощущения: тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.
Игра обычно заканчивается ритуалом прощания.
Например: В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
Действия детей с песком условно можно разделить на три типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;
3) организация сюжетов, создание композиции.
При создании песочных композиций песочница позволяет использовать три формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.
По педагогическому назначению и применению с детьми комплексы игр и упражнений с песком можно разделить на группы:
- Игры и упражнения, направленные на установление психологического комфорта и положительных установок, положительного эмоционального состояния, снижение психофизического и эмоционального напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.
- Игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности, регуляцию мышечного напряжения:
- развитие мелкой моторки и координации движений;
- формирование умения согласовывать движения пальцев рук со словами.
- Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы детей:
- знакомство детей с основными эмоциями;
- обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально, осознанию переживаемых эмоций.
- формирование адекватной самооценки детей;
- формирование умения детей описывать свои ощущения при взаимодействии с песком;
- формирование умения детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение, менять свое настроение в процессе игр с песком.
- Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
- развитие образного и творческого мышления, речи, зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения, мелкой моторики.
- развитие слуховой, тактильной и зрительной памяти, произвольности;.
- развитие зрительного, сенсорного и тактильного восприятия.
- развитие тактильной чувствительности,
- Игры и упражнения, направленные на познавательное, интеллектуальное, речевое развитие детей:
- развитие и расширение кругозора, представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы (например, формировать знания о свойствах песка) о рукотворном мире человека.
- формирование элементарных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объеме, пространственных и временных понятиях, сенсорных эталонах,
- формирование умения устанавливать закономерности.
- развитие умения представлять предметы по их словесному описанию;
- развитие умения классифицировать предметы по заданным признакам;
- формирование умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом;
- формирование умения определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка;
- формирование умения понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть обобщающие слова (например, овощи – в соответствии с формочками и реальными овощами);
- закрепление, отработка умения употреблять единственное и множественное число имен существительных;
- формирование умения различать буквы по внешнему виду, выделять заданные символы (буквы, цифры, фигуры и т.д.) из общего числа символов, составлять заданные фигуры и символы из составных частей;
- закреплять умение находить в песке фигурки и отбирать те из них, название которых начинается на заданный звук, придумывать предложени с этими словами;
- закрепление умения писать буквы на песке;
- развитие творчества, фантазии детей, умение пальцами изображать задуманное;
- формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное;
- формировать умение моделировать из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составлять и рассказывать сказки, рассказы о них;
- другое.
При этом каждая группа игр способствует решению следующих дополнительных задач:
- развитие различных способностей детей (творческих, изобразительных, математических, познавательных, исследовательских
- совершенствование речевой активности;
- формирование коммуникативных навыков и социальной активности;
- развитие умения поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
Игры, предполагающие работу в парах или подгруппе могут решать задачи:
- развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
- развитие чувства взаимопомощи;
- развитие у детей духа соревнования, стремления добиваться поставленной цели;
- воспитание чувства сопереживания за своих товарищей, умения достойно побеждать и проигрывать.
Нужно отметить, что эта классификация весьма условна, так как в большинстве случаев одна игра решает комплекс педагогических задач коррекционно-развивающего и образовательного характера.
Таким образом, через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи эмоционального развития младших дошкольников:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает различные психотравмирующие ситуации, осваивает позитивные способы поведения.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире [12, с. 32-33].
В целом мы считаем, что игры с песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста. Игры с этим материалом оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить контакты педагога с ребенком и детей друг с другом, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Данные методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных организаций, внедряющих современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.
Используемая литература, источники:
1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.
2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.
3. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008.
5. Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Развивающие игры.
Методические рекомендации предлагают систему развивающих игр, которые создают благоприятные условия для психического и личностного развития дошкольников, укрепляют психику ребенка, развивают его мышле...
Методические рекомендации "Театрализованные игры дошкольников".
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительнос...
Театральная игра (методические рекомендации и игры)
В работе представлены рекомендации для педагогов и родителей по проведению театральных игр с детьми средней группы детского сада....
Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....
Методические рекомендации к игре -викторине "Азбука Эколёнка"
как проводить игру с детьми? посмотри здесь ;)...
Театральная игра (методические рекомендации и игры)
Театральная игра.(Методические рекомендации и игры)Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игр...
Методические рекомендации: «Развивающие игры, во что и как играть с детьми»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...