Театральная игра (методические рекомендации и игры)
материал
Театральная игра.
(Методические рекомендации и игры)
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Методические рекомендации.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.
Разновидностями театральных игр являются:
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости отиндивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
Практический материал.
Речевые игры и упражнения.
1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание наинтонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
« -Был сапожник? - Был!
- Шил сапожник? – Шил!
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!!!»
2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет).
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
- Дома ль бабушка Яга?
Лес ответил нам:
- Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –
«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
Этюды на выражение основных эмоций.
1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
Этюды на воспроизведение черт характера.
1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
Игры на развитие внимания.
1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).
Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игры на развитие памяти.
1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.
Каждый должен запомнить своё место.
Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
Этюды на выразительность жестов.
1. «Тише» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.
1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)
2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
Литература
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 443.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Играем в кукольный театр с малышом»
Как известно, лучше всего дети младших лет развиваются в игре. Но в последнее время торговой индустрией детских товаров продвигаются дорогостоящие интерактивные игрушки, которые вытесняют простые игрушки.
Поэтому хочется напомнить родителям о простой и очень эффективной развивающей игре – о кукольном театре.
Детский кукольный театр - не простое развлечение, это великолепная методика для интенсивного вырабатывания речи, пополнения словарного запаса ребенка, развития его логического мышления, творческих способностей и воображения. Потешка или песенка произведут на ребенка большее впечатление, если в руках взрослого появится яркая игрушка. Сконцентрировав на ней внимание, ребенок быстрее запомнит песенку.
Первое преимущество кукольного театра в том, что участие в этом занятии принимают все: и родители и сам малыш, в то время как интерактивными игрушками дети часто играют самостоятельно. Стоит отметить, что даже крайне умный робот, интерактивный коврик или компьютерная игра не подарят вашему чаду того важного, что может преподнести кукольный театр – это атмосферу волшебства!
Даже полуторагодовалые крохи застывают от удивления, смотря на игрушку, которая «живет» вместе с ними, задает вопросы, смеется, здоровается за ручку, машет головой и целует малыша в щечку. Для начала сказочного волшебства нужно просто надеть на руку игрушку-перчатку – и вокруг вас чудесная страна.
Сценки кукольного театра
Многие родители знают, что типовые мягкие игрушки в виде мишек, тигрят и т.п., не всегда вызывают живой интерес у ребенка. Чего желает больше всего малыш? Конечно же, общения и внимания, чтобы с ним разговаривали и играли. Как раз «живая» кукла помогает ребенку раскрыться в общении: иногда просто слушать ее, иногда делиться своими волнениями, а иногда и «воспитывать» ее, обучать. Но пользу в такой игре получает не только сам малыш, внимательные родители в период игры могут понять много нового о ребенке, а возможно и узнать какие-либо маленькие тайны.
Чаще всего, сюжет игр-драматизаций представляют наши обожаемые сказки. Они знакомы и деткам и любимы многими взрослыми. Во время игры давайте возможность ребенку примерять на себя все возможные роли, проигрывать роли позитивных персонажей и негативных, испытывать оттенки добра и зла, прочувствовать последствия хороших и плохих поступков. Но не всегда нужно четко следовать сюжету выбранной сказки, в игре всегда есть место творчеству. Творчество – это умение отходить от стандартов и воплощать свои идеи, олицетворять собственные замыслы. Всегда поддерживайте ребенка в таких творческих начинаниях, это поможет заложению основы для формирования созидательного восприятия мира.
Немаловажным фактором является и нравственная направленность проигрываемой сказки. Каждый исполнитель роли в кукольном театре инициирует у ребенка побуждение подражать им, и без принуждений и понуканий дети «присваивают» себе позитивные черты персонажа. Так как чаще всего сказки наполнены добрыми, умными, честными героями, которые заслуживают одобрения и похвалы. Согласитесь, немногие сегодняшние развлечения совмещают в себе не только умственное развитие, а еще и нравственное обучение!
Во время игры с куклой – перчаткой, происходит психологическое переживание ребенком своей роли. Малыш определяется для себя с такими важными вопросами, как: быть добрым или злым, вольным или трусливым, благоразумным или глупым. А самое основное, он обучается самостоятельно выбирать один из двух вариантов.
Герои кукольного театра
Лучший вариант – это кукла «бибабо», в виде перчатки, она способна выражать всю палитру эмоций, испытываемых детьми. Ребята узнают в кукле отображение собственных переживаний, начнут успокаивать ее во время ее волнений и плача, а также укладывать спать, кормить из ложечки, вместе танцевать, смеяться и петь. Дети постарше могут с помощью куклы, надетой на руку, высказать свои переживания, тревоги и радости, в рамках своего представляемого мира, но от имени персонажа.
Кроме кукол-перчаток, встречаются и пальчиковые куколки, они небольшие, но надетые на палец, смотрятся совсем как живые. Еще существуют куклы-марионетки, они свободно могут перемещаться по комнате, менять позы и двигать различными частями тела, но ими управлять немного сложнее. Ширмочкой могут послужить обычные стулья, накрытые скатертью, а для маленьких деток ширма и вовсе не нужна, их не смущает то, что кукла надета на руку мамы и говорит ее голосом, для них это отдельное живое существо.
Для того чтобы игры в кукольный театр происходили у вас на всех этапах взросления малыша, лучше приобрести набор кукол-перчаток, всевозможных персонажей сказок и использовать выбранные из них по необходимости и по сложившимся обстоятельствам.
Как можно чаще совместно играйте со своими детьми, это прекрасный способ построения теплых и доверительных отношений с собственным ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации. Развивающие игры.
Методические рекомендации предлагают систему развивающих игр, которые создают благоприятные условия для психического и личностного развития дошкольников, укрепляют психику ребенка, развивают его мышле...
Методические рекомендации "Театрализованные игры дошкольников".
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительнос...
Театральная игра (методические рекомендации и игры)
В работе представлены рекомендации для педагогов и родителей по проведению театральных игр с детьми средней группы детского сада....
Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....
Развитие логического мышления у детей четырёх пяти лет по средствам дидактической игры (методические рекомендации)
Предлагаемые методические рекомендации посвящены вопросам развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждени...
Методические рекомендации к игре -викторине "Азбука Эколёнка"
как проводить игру с детьми? посмотри здесь ;)...
Методические рекомендации: «Развивающие игры, во что и как играть с детьми»
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...