Педагогический проект "Сказка ложь, да в ней намёк"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад с.Старые Бурасы Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Разработала:
воспитатель Мартынюк Е.В.
2023г.
Основание проекта
Детей совсем перестали интересовать книги. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Информационная карта
1. Цель: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
2. Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
3. Создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
4. Закрепить и расширить знания детей о сказках;
5. Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
6. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
7. Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
3. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
4. Тип проекта: творческий, групповой.
5. Продолжительность: 2 недели.
6. Ожидаемый результат:
1. Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
2. Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
3. Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
4. Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
7. Презентация проекта
8. Этапы работы:
1 этап – подготовительный
• Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
• Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту.
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
• Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2 этап – основной
Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.
Организация познавательной деятельности детей: Провести цикл познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по сказкам.
Познавательная беседы: «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки».
Познавательные мероприятия:
• Отгадывание загадок о сказочных героях.
• Рассказы детей о посещении театров.
• НОД «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»».
• Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей.
• Работа со сказкой «Репка».
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Совместная деятельность дома. Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка».
• Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
Мероприятия по работе с детьми:
чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома»(ежедневно), тренинги, ситуативное общение.
3 этап - итоговый
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».
• Конкурс поделок «Наши сказки»
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Оформление выставки «Наши любимые сказки»;
• Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;
• Презентация проекта
Содержание работы с детьми.
• Опрос – анкетирование «Сказки в нашей жизни»
• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки» , «Какие сказки вам читают дома»
• Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Принцесса на горошине. Дюймовочка. . Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. .Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик,
• Включение дидактических игр в режимные моменты:
• «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам.
Цикл тематических занятий:
• Конспект занятия «Викторина по сказкам»
• Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
• Беседа «По страницам сказок»
• Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».
• Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме
• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
• Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние.
• Самостоятельное составление сказок.
• Рассказывание сказок собственного сочинения.
• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
• Загадки о сказках, героях сказок.
• Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»
• Викторина по сказкам.
• Посещение выставки « Мои любимые сказки»
• Содержание работы с родителями.
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
• Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
• Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
• Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки »
Консультация для родителей
«Воспитание сказкой»
«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию , с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев , а не о внешних событиях , и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив казочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие . С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.
Конспект занятия «Викторина по сказкам»
Цель:
• Формирование звуковой выразительности речи
• Развивать дикцию и фонематическое восприятие
• Обогащать словарь детей
• Углублять интерес к сказкам
Материал:
Иллюстрации к сказкам
Ход занятия:
Педагог. Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?
(Ответы детей)
Педагог. А знаете, как появились сказки?
(Ответы детей)
Педагог. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все эти люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появлялись такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.
Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добра, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели, которых послушать приходили из других деревень.
Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек.
Узнай сказку по загадке.
Педагог. Давайте проведем сегодня праздник сказки. Вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила?
(Дюймовочка)
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил,
Кого-то поймает и что-то попросит.
(Сказка о золотой рыбке)
О жадной старухе рассказ наш пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно, разбитым.
(Сказка о золотой рыбке)
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Лиса и петушок)
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел,
Скоро к вам приду.
(Колобок)
Очень курочка расстроена – разбито яичко.
(Курочка Ряба)
Я человек деревянный.
На воде и под водой
Ищу ключик золотой.
Всюду нос сую свой длинный.
Кто же я?
(Сказка о золотом ключике)
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Узнай сказку по картинке
Педагог. Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.
На доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Курочка Ряба».
Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».
Вопросы к детям:
1. Как называется эта сказка?
2. Кто ее сочинил?
3. Почему гуси-лебеди унесли братца?
4. Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?
5. Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят».
Вопросы к детям:
1. Как называется эта сказка?
2. Назовите автора сказки?
3. Чему нужно нас эта сказка?
4. Что нужно помнить, когда остаетесь одни дома?
Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «По щучьему велению».
Вопросы к детям:
1. Как называется эта сказка?
2. Кто ее автор?
3. Что бы вы попросили у щуки, если бы вы ее поймали?
Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Курочка Ряба».
Вопросы к детям:
1. Когда вы первый раз услышали эту сказку?
2. Кто вам ее рассказал?
3. Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?
Узнай сказку по героям
Педагог. Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
1. Царь, три сына, стрела, болото. (Царевна-лягушка)
2. Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея. (Золушка)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка.(Дюймовочка)
4. Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. (Морозко)
Педагог. Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка. В свободное время вы нарисуете иллюстрацию к своей самой любимой сказке и расскажите нам эту сказку.
Конспект занятия по развитию речи
Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: развивать умственные способности детей: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и моделирование; развивать умение пересказывать знакомое содержание сказки с опорой на модель; обогащать речь детей путём подбора слов — синонимов; развивать умение элементарного музицирования; развивать творческое воображение, фантазию, инициативу через решение комбинаторных задач.
Предварительная работа: занятия раздела «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», рассматривание картин.
Материал и оборудование: магнитная доска, заместители (круги разного размера белого цвета, красного, 3 — коричневого и чёрного цвета), текст сказки, магнитофон, музыкальные инструменты, картина Васнецова.
Ход занятия:
Воспитатель, стоя у книжного уголка:
— Ребята, сколько у нас много увлекательных книг. А вы любите читать?
— Для того, чтобы быть разносторонними, увлекательными и интересными людьми, мы с вами сегодня будем попробуем быть и сказочниками, и художниками, и музыкантами.
— Вы знаете, где живут сказки?
— А мои сказки живут в волшебном ларце. Хотите, откроем его?
Волшебный ларец, чудеса соверши:
Нам сказки свои покажи.
— Сколько здесь сказочных вещей: и кисть, и книга, и модели-круги. А это что? Это кокошник. Кокошник — это старинный русский головной убор. Я его одену и превращусь в сказочницу.
Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы сказки,
Одну я переняла да вам принесла.
— Садитесь поудобнее да слушайте повнимательнее.
Рассказывается начало сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
— Узнали сказку? Как она называется? Да, вот эта книга из ларца. Посмотрим, что ещё в ларце. Что это? (волшебная палочка) Она будет моей помощницей.
Волшебной палочкой взмахну.
В рассказчиков вас превращу.
— Давайте вспомним героев сказки (показываю 2 белых круга разного размера).
— Какой из этих кругов обозначает Иванушку? Почему?
Соотносим модели-круги с героями.
— Итак, я начинаю, а вы продолжайте.
Рассказывание сказки до слов: Иванушка увидел коровье копытце.
— Что было дальше? Каким голосом спрашивает Иванушка? Какое у него выражение лица? Что отвечает Алёнушка? Каким голосом? Каким движением руки это можно показать?
Дети рассказывают сказку с помощью взрослого до того момента, как Иванушка стал козлёночком.
— Сказку можно не только пересказать, но и написать картину по ней. Это сделал великий русский художник Василий Васнецов. Однажды в детстве он услышал сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку от своей няни, а когда вырос, написал картину и назвал её «Алёнушка». Вот она. Посмотрите.
Волшебной палочкой взмахну,
В художников вас превращу.
Вместе с вами и я превращусь в художника.
Кого изобразил художник Василий Васнецов?
Что делает Алёнушка?
— Какого цвета вода в пруду? (тёмная, чёрная, тяжёлая, мрачная)
— Сидит Алёнушка на камушке и думу думает. А вокруг лес густой притих. Не шелохнётся. Какую краску взял художник, когда рисовал лес?
— Как одним словом назвать эти краски? (тёмные, мрачные)
— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (грустное, печальное, тревожное)
Физминутка (выразительное движение)
Встаньте, пожалуйста. Давайте возьмём в руки воображаемую кисть и как художники изобразим пруд (овальные движения руками), лес (горизонтальные движения), белые берёзы на фоне тёмного леса (вертикальные движения). Положите кисти и покажите, как Алёнушка склонила голову. Садитесь.
— Сказку можно не только слушать, рисовать сказками, но и изобразить звуками. Композитор Ирина Кореневская написала музыку. Послушайте.
Аудиозапись
Волшебной палочкой взмахну,
В музыкантов вас превращу.
— Представьте, что картина ожила. Какие звуки картины можно отобразить? (плач, шум леса, шум воды, камыша, шуршание листьев)
Далее идёт распределение музыкальных инструментов (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник) Показ техники работы. Совместное исполнение под музыку И Кореневской.
— Вот наша картина и ожила.
Волшебной палочкой взмахну,
В ребят вас снова превращу.
— Закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», подбирали удачные, разнообразные, точные слова, описывающие картину, замечательно, в такт музыкального произведения, играли на музыкальных инструментах.
Беседа по страницам сказок
Цель:
• Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
• Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
• Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
• Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
• Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
• Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.
Предварительная работа:
• Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
• Выставка рисунков по сказкам.
• Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
• Заучивание детьми загадок.
• Создание игровой среды.
Ход занятия:
Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная,
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.
Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.
Ну, тогда заходите, да слушайте.
“Было это там, где и не было за морем аккурат, да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”
I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик).
1. Лягушка – попрыгушка
Лягушка – квакушка
2. Серый волк – волчок
Волчок – драный бочок
Волк – волчок шерстяной бочок
3. Коза – рогатая
Коза – дереза
Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
Коза хлопота
Козлятушки – ребятушки
Серенький козлик
4. Мишка – топтыжка
Медведь – лежебока
Медведюшка – батюшка
Медведь – богатырь
Мишка – косолапый
Мишка – плишка – коротышка
5. Лисичка – сестричка
Рыжая лисица
Лисонька – лиса
Рыжая плутовка
Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
Лиса – кумушка,
Лиса – при беседе краса.
6. Мышка – норушка
Мышка – поскребушка
Мышка – погрызуха
Маленькая серенькая мышка.
7. Петушок – золотой гребешок
Петушок – красный гребешок
Петенька – петух
Петя – петушок.
8. Зайчик – побегайчик
Заюнок – кривоног – по горке скок
Зайчишка – трусишка.
9. Котик серый, хвостик белый
Котик – коток кудрявый лобок
Котя – серенький лобок
Мурлыка – кот
Кисонька – мурысенька
Котишко – мурлышко – серый лобишко.
По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.
II. Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?
Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?
С зачина.
1. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …..
2. Жили старик со старухой……
3. Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
4. Жил был старик….
5. Жили были дед да баба…
6. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
7. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
8. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
9. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
10. Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
11. Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
12. Было это ещё в старое недоброе время…
13. Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
14. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
15. В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
16. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
17. Было это давным – давно, в едва памятные времена…
А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”
Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.
– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.
“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”
Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?
Завязка
• И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
• Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
• Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
• Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
• Да не простое, а золотое.
Концовка
• Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
• Сказка вся, больше врать нельзя
• С тех пор стали они жить славно…
• Жили долго и счастливо до глубокой старости.
• Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
• А на том мой сказ и кончается.
• Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
• И стала она в добре поживать, лиха не знать.
• Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
• Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
• И стали они жить дружно, в любви и согласии.
• И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
• Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
• Сказка вся, больше врать нельзя
• Стали они жить – поживать, да горя не знать.
• Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
• И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
• На этом и сказка вся…
IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.
Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.
Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:
Дети (хором)
Бабка Ежка – костяная ножка,
С печки упала
Ноженьку сломала,
А потом и говорит:
Баба – Яга – У меня нога болит
Дети – (поочерёдно)
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на лужайку – напугала зайку,
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)
Баба – Яга :
А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над Ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах
Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)
Баба – Яга
Да я, если захочу, Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.
Баба – Яга
Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.
Баба – Яга
А-а-а вы кусаться,
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.
V. Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
(В.Берестов)
VI. Загадки про сказки – загадывают дети.
VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.
• Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
• Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
• Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди” )
VIII. “Назови сказку”
• Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
• Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
• Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
• Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)
Анализ занятия.
Вопросы анкеты
1. Любишь ли ты читать сказки?
2. Назови свои любимые сказки?
3. Что такое иллюстрация?
4. Как появились сказки?
5. Что такое «народная сказка»?
6. Что такое «авторская сказка»?
7. Какие авторы сказок тебе известны?
8. Какие пословицы и поговорки тебе известны?
9. Какими словами начинаются сказки?
10. Какими словами заканчиваются сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка....ложь иль в ней намёк?
Материал для педагогов, родителей....
«Сказка ложь, да в ней намёк….»
Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"...
Сказка - ложь, да в ней намёк...»
проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим....
Сказка- ложь, да в ней намёк...!
Сказка- ложь, да в ней намёк...!...
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Сказка ложь, да в ней намёк..."
Дети знакомятся с творчеством А.С.Пушкина, его сказками....
Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет врем...