Статья «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно- нравственных чувств. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно- нравственных чувств. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной, в соответствии с ФГОС она является одной из приоритетных направлений и в работе нашего МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка».
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин объективного и субъективного характера. Среди них – низкий уровень духовного развития современного общества; внутрисемейные отношения, не адекватные задачам нравственного развития; несогласованность методологических позиций, например, религиозного и светского образования. Очевидно, что необходимо объединить все стремления сохранить чистоту детских душ, целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе.
С введением ФГОС большое внимание уделяется работе с родителями. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.
Одним из самых важных и ближайших партнёров в рамках духовно-нравственного развития являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями в рамках реализации духовно-нравственного воспитания являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателей с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды нравственных идеалов сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
• Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. В нашем ДОУ при решении задач духовно-нравственно воспитания особое внимание уделено социально-педагогическим проектам: «Любить и беречь», «Великий праздник Победы» т.д.
Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества дошкольного образования.
Большое внимание в рамках нравственно-патриотического и духовного воспитания нами уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
Если вы зайдете к нам в гости, то увидите «Аллею памяти», оформленную в рамках совместного проекта с родителями «Память сердца», посвященного годовщине Великой победы. На ней размещены фотографии участников ВОВ, бабушек и дедушек наших воспитанник, копии документов, информация с жизнеописанием наших земляков. Нами была создана, совместно с родителями «Книга памяти», которая собрала в себя описание героических подвигов родственников наших воспитанников в годы ВОВ на фронте и в тылу. В рамках реализации данного проекта были организованы совместные экскурсии по Аллеи памяти. Было очень приятно, когда мы наблюдали, как сами родители подводили своих малышей к экспонатам и знакомили их с нашей общей истории.
Духовно-нравственному развитию детей, как приоритетное направление работы нашего ДОУ подчинена работа школы искусств «Интеллект». Совместное участие в творческих мероприятиях школы искусств «Интеллект», которая действует уже на протяжении многих лет, помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Знакомство детей и родителей с мировой культурой осуществляется на искусствоведческих вечерах в «Музыкальной гостиной». В этих совместных мероприятиях педагогов, родителей и детей по каждому виду деятельности органично вплетаются фрагменты музыкальных произведений, поэтического слова, демонстрируются репродукции с картин великих мастеров. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства вызывает у всех присутствующих познавательную активность, воспитывает высокие нравственные качества.
С работой школы искусств «Интеллект» знакомы не только родители, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений города, которые неоднократно приглашались на литературно-музыкальные и тематические вечера: «Вечер старинного русского романса», «Пушкинский вечер», «От Руси до России третьего тысячелетия», «Сердцу милый край» и т.д.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч, в том числе и духовно-нравственного характера, формулируется и запрашивается родителями.
Большое место в приобщении детей к духовно-нравственной культуре занимают проведение совместных народных праздников: «Рождество», «Пасха», «Масленица» и т.д., которые посещает и настоятель нашего Благовещенского храма. Проведение таких мероприятий дают детям и их родителям представление о культуре народа, знакомят с традициями и народными обрядами, что формирует позитивные нравственные ценности.
В процессе работы по проблеме духовно-нравственного развития дошкольников помимо традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи мы активно используем инновационные формы и методы.
Работа с родителями является самой трудной в работе ДОУ, которая не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Необходимо искать новые формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Только объединив усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, уровень нравственной воспитанности детей повысится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:Взаимодействие ДОУ с железнодорожным музеем как средство профориентационного воспитания детей дошкольного возраста
Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познаватель...
"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....
Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СТАТЬЕ ВЫДЕЛЕНЫ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПОЛОЖИТЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...