Проект «Мы дети большой страны» Тема: «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
проект (старшая группа)
Проект «Мы дети большой страны»
Тема: «Традиции и культура русского народа»
для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_russkiy_narod_v_starshey_gruppe_.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проект «Мы дети большой страны»
Тема: «Традиции и культура русского народа»
для детей старшей группы
Воспитатель: Стрелкова Т.Н.
Санкт-Петербург
2024 г
Тип проекта: групповой, познавательный, творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет )
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации: сентябрь-октябрь (02.09.2024-31.10.2024)
Цель проекта: создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) народа;
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм, русских народных игр и праздников), декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.
Развивающие:
- Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.
Воспитательные:
- Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
- Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Социально-коммуникативное»;
- «Физическое развитие»
Ожидаемый результат.
- Знание правил народных игр, умение в них играть;
- Умение разбираться в особенностях росписей;
- Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);
- Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;
- Соответствие РППС лексической теме;
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада:
- Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;
Материалы и оборудование: иллюстрации, наглядный материал, книги, материал для продуктивной деятельности.
Актуальность проекта: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Дети должны расти любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Использование устного народного и декоративно-прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Этапы управления проектом.
1 этап – подготовительный
- Создание в группе предметно-пространственной среды для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности.
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Подбор художественной литературы по теме проекта
- Подбор демонстрационного материала
- Привлечение родителей к работе над проектом.
- Проведение бесед, чтение, рисование, лепка, аппликация
- Консультация для родителей: «Обычаи и традиции русского народа».
2 этап - реализация проекта
- совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленными задачами.
- работа с родителями
3 этап. Рефлексивный
- Подведение итогов проекта;
- Досуг в народном стиле.
План реализации проекта в период сентябрь 2024 – октябрь 2024
Образовательная область | Задачи и формы | Интеграция образовательных областей |
Познание (ФКЦМ) -способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей; -расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия; -закреплять и углублять социальные представления, |
Цель: -Рассматривание карты Российской Федерации;
-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.
2. Рассказ воспитателя «Страна, в которой мы живем. Природа России» Цель: -Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. -Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. - Формировать связную, диалогическую речь. 3.Беседа «Мой дом – Россия!» Цель: -Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия). -Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая. - Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. -Развитие мышления, внимания; -Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика); | -Социализация -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество -Социализация,
-Чтение художественной литературы,
-Чтение художественной литературы, Художественное творчество |
Коммуникация
|
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений. Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений. Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа, - формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения. - развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности 3. Знакомство с русскими пословицами: - «Родина краше солнца, дороже золота». -«На чужбине и собака тоскует». -«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». -«Смело иди в бой, Родина за тобой». Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему. Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц. | -Социализация, -Познание, -Безопасность, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество |
Художественное творчество: -воспитывать уважение к людям разных Национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам народной культуры; -формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах. | Рисование: 1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки). Программное содержание: -В изобразительной деятельности дети знакомятся с традиционно-русскими костюмами. -Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, -Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор; -закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений
Программное содержание: -Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие. -Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода -Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
Программное содержание: -познакомить детей с традиционными народными узорами. -воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину. | -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Лепка: «Матрешка» (пластилин) Цель: развивать фантазию и воображение; -продолжать учить задумывать содержание своей работы; -доводить замысел до конца; | -Социализация, -Познание, | |
Чтение художественной литературы | Аппликация:
Цель: -Уточнить знания о одежде и обуви; -Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей. -Воспитывать навык аккуратного наклеивания.
Цель: -Продолжать учить детей вырезыванию по контуру. -Развивать навыки работы с ножницами. -Развивать чувство композиции. -Научить изготавливать открытку.
Программное содержание:
| -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Социализация, -Познание, |
| 2. Чтение сказок «Самое дорогое» - русская народная сказка; Программное содержание: -расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры, - вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх. 3. Чтение сказки: «Гуси-лебеди» Программное содержание:
4. Чтение Сказки «Царевна – Лягушка»» Программное содержание:
Чтение сказки: «Финист – Ясный Сокол» Программное содержание: Формирует представления о добре и зле «Морозко» Программное содержание: Формирование представлений о вежливости, добром отношении к людям, уважении к старшим; понимания того, что трудолюбие вознаграждается | -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Музыка; |
Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой» Цель: закрепление знаний о сказках, обогащение и активизация словарного запаса детей | ||
Физическая культура
-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки. | Спортивное развлечение «Русские игры: Золотые ворота, Гуси-лебеди, Казаки-разбойники.» Цель:
| -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение художественной литературы, -Художественное творчество; |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика Пальчиковая гимнастика | «Дружные ребята» Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружимся маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. «В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя. «Человечки», «Прогулка», «В домике» Литература: «Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т.А.Ткаченко, «Играем пальчиками и развиваем речь» автор В.В. Цвынтарный | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация Чтение художественной литературы, -Художественное творчество, -Музыка; |
Беседы
описывает явления окружающего мира |
Программное содержание: -Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия. -вызвать желание больше узнать о России. -дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве, | -Здоровье, -Социализация, -Познание, -Труд, -Коммуникация, -Чтение ХЛ -Художественное творчество; |
Развлечения Музыкальный фольклор. Русская народная музыка. Театрализованные игры | Развлечение «Город мастеров» Программное содержание: -воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, -формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций. Известные песни Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:
«Изобрази героя, «Скажи о друге ласково», «Изобрази жестом» развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. -совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. -закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. совершенствовать интонационную выразительность речи. использовать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, интонацией. | - Музыка Коммуникации, -Социализация -Музыка |
Самостоятельная деятельность детей
Игры | Дидактические: «Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Назови слова характеризующие хорошего человека» Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…) «Диалоги по телефону» Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы. «Закончи предложение «Моя страна …»» Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку. «Моя родина - Россия» Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова. «Можно - нельзя» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Добавь слово» Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь. «Что путешественник по России возьмет с собой» Игровая задача: быстро и правильно придумать предметы для путешествия. Дидактические игры:
Сюжетно-ролевые: «Семья», «Веселое путешествие по России» Цель: -формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.
-Развивать творческое воображение. “Дом моды” Цель: -закреплять знания детей об одежде русского народа | -Безопасность, -Труд, -Познание, -Коммуникация, -Социализация |
Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов Переносить полученные знания в сюжетно-ролевые игры. -развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение. Активизация словаря: брюки, жилет, платье, пояс с украшениями, сапоги, фартук, головной убор: кокошник, платок и др. Подвижные игры:
| ||
Изобразительная деятельность | Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наша одежда») | -Познание, -Художественное творчество |
Продуктивная деятельность | Самостоятельная продуктивная деятельность с - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.), - конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.) | -Познание, -Социализация, -Художественное творчество |
Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками. | Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме. Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников. Музыкальные русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг) |
Совместное создание музея «Все о Русском народ» | -декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы, мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т.д.). -литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме. -деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка) |
Итоговое мероприятие проекта | Досуг в народном стиле |
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; умения задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации; беседа – является связующим звеном.
Новизна проекта
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Проект поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, к нашей стране; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- - Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
- - Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
- - Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
- - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
- - Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
- - Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
- - Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 – младшей группе на тему « Масленица – блиноедка».
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....
Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)
Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...
Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...
Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"
Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...
Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формиров...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 младшей группе на тему: «Масленица дорогая – наша гостьюшка родная».
Актуальность: Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица&ra...