Проект «Мы дети большой страны» Тема: «Традиции и культура русского народа» для детей старшей группы
проект (старшая группа)

Проект «Мы дети большой страны»

Тема: «Традиции и культура русского народа»

для детей старшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_russkiy_narod_v_starshey_gruppe_.docx69.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Проект «Мы дети большой страны»

Тема: «Традиции и культура русского народа»

для детей старшей группы

Воспитатель: Стрелкова Т.Н.

Санкт-Петербург

2024 г

Тип проекта: групповой, познавательный, творческий

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет )

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации: сентябрь-октябрь (02.09.2024-31.10.2024)

Цель проекта: создание условий для формирования у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей старшего дошкольного возраста с  культурой и историей (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня) народа;
  • Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
  • Познакомить с русским фольклором (русский народный костюм,  русских народных игр и праздников), декоративно-прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
  • Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

Развивающие:

   - Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать элементы патриотического, исторического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к русскому народу его истории и культуре.
  • Формировать эстетическое  отношение к произведениям народного искусства.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное»;
  • «Физическое развитие»

Ожидаемый результат.

  • Знание правил народных игр, умение в них играть;
  • Умение разбираться в особенностях росписей;
  • Проявление интереса к русскому народному творчеству (росписи, музыка, сказки);
  • Обогащение словаря детей названиями предметов старинного быта;
  • Соответствие РППС лексической теме;
  • Вовлечение родителей в жизнь детского сада:
  • Привлечение внимания родителей к роли русского народного творчества в воспитании детей;

Материалы и оборудование: иллюстрации, наглядный материал, книги,  материал для продуктивной деятельности.

Актуальность проекта:  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Дети должны расти любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми. Использование устного народного и декоративно-прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

 Этапы управления проектом.

1 этап – подготовительный

  • Создание в группе предметно-пространственной среды для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности.
  • Подбор методической литературы по теме проекта.
  • Подбор художественной литературы по теме проекта
  • Подбор демонстрационного материала
  • Привлечение родителей к работе над проектом.
  • Проведение бесед, чтение, рисование, лепка, аппликация
  • Консультация для родителей: «Обычаи и традиции русского народа».

2 этап - реализация проекта

  • совместная деятельность детей и воспитателей в соответствии с поставленными задачами.
  • работа с родителями

3 этап. Рефлексивный

  • Подведение итогов проекта;
  • Досуг в народном стиле.

План реализации проекта в период сентябрь 2024 – октябрь 2024

Образовательная область

Задачи и формы

Интеграция образовательных областей

Познание

(ФКЦМ)

-способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов и потребностей;

-расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека), выходящих за пределы непосредственного восприятия;

-закреплять        и        углублять социальные представления,

  1. «Как возникла Россия.

Цель:

-Рассматривание карты Российской Федерации;

  • Способствовать формированию у детей интереса к родной истории;

-Познакомить их с историей возникновения страны, с ее символикой.

  • Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну.

2. Рассказ воспитателя

«Страна, в которой мы живем. Природа России»

Цель:

-Закрепить знания детей о названии страны, ее природе.

-Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

- Формировать связную, диалогическую речь.

3.Беседа «Мой дом – Россия!»

Цель:

-Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия).

-Учить поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая.

- Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.

-Развитие мышления, внимания;

-Совершенствовать исполнительские навыки у детей при прочтении стихотворений (интонация, жесты, мимика);

-Социализация

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

-Социализация,

  • Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

  • Социализация,
  • Коммуникация,

-Чтение

художественной литературы,

Художественное творчество

Коммуникация

  • задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;
  • проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику
  • развивать восприимчивость к сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности.
  1. Составление рассказов по картинам:
  • «Ярмарка. Русские»,
  • «Русские промыслы»

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

  1. Составление загадок о Родине.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

3. Знакомство с русскими пословицами:

- «Родина краше солнца, дороже золота».

-«На чужбине и собака тоскует».

-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

-«Смело иди в бой, Родина за тобой».

Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему.

Словарь: Активизировать использование в речи        детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц.

-Социализация,

-Познание,

-Безопасность,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

Художественное творчество:

-воспитывать        уважение        к людям разных

Национальностей и        их обычаям;

-приобщать к истокам

народной культуры;

-формировать представления о населении разных стран, их особенностях, о национальных костюмах.

Рисование:

1. Рисование русского народного женского костюма (женщины и девочки).

Программное содержание:

-В изобразительной деятельности дети знакомятся с традиционно-русскими костюмами.

-Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями,

-Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.

  1. Рисование «Головной убор»

-совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор;

-закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений

  1. Рисование «Дружный хоровод»

Программное содержание:

-Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие.

-Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода

-Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

  1. Организация фотовыставки: «Русская игрушка!»

Программное содержание:

-познакомить детей с традиционными народными узорами.

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество,

-Музыка;

Лепка:  «Матрешка» (пластилин)

Цель: развивать фантазию и воображение;

-продолжать учить задумывать содержание своей работы;

-доводить замысел до конца;

-Социализация,

-Познание,

Чтение художественной литературы

Аппликация:

  1. «Сапожки для русской девушки»

Цель:

-Уточнить знания о одежде и обуви;

-Развивать воображение; фантазию, развивать речь детей.

-Воспитывать навык аккуратного наклеивания.

  1. Изготовление открыток «Музыкальные инструменты»

Цель:

-Продолжать учить детей вырезыванию по контуру.

-Развивать навыки работы с ножницами.

-Развивать чувство композиции.

-Научить изготавливать открытку.

  1. Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию.

Программное содержание:

  • расширить и обобщить знания детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
  • познакомить детей с разнообразными природно– климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Социализация,

-Познание,

  • стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
  • развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

2. Чтение сказок

«Самое дорогое» - русская народная сказка;

Программное содержание:

-расширить и закрепить знания детей с некоторыми особенностями русской народной культуры,

- вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

3. Чтение сказки: «Гуси-лебеди»

Программное содержание:

  • воспитывать взаимопомощь -

4. Чтение Сказки «Царевна – Лягушка»»

Программное содержание:

  • Формирует представление о добре и сострадании, усердии, о том, добро побеждает зло, что трудолюбие всегда вознаграждается.

Чтение сказки:

«Финист – Ясный Сокол»

Программное содержание:

Формирует представления о добре и зле

 «Морозко»

Программное содержание:

Формирование представлений о вежливости, добром отношении к людям, уважении к старшим; понимания того, что трудолюбие вознаграждается

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Музыка;

Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой»

Цель: закрепление знаний о сказках, обогащение и активизация словарного запаса детей

Физическая культура

  • поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;
  • побуждать к самостоятельной двигательной активности;

-создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки.

Спортивное развлечение «Русские игры: Золотые ворота, Гуси-лебеди, Казаки-разбойники.»

Цель:

  • воспитывать уверенность в собственных силах;
  • развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу.
  • воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных национальностей, желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
  • совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество;

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Мы с тобой подружимся маленькие пальчики Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

«В гости» В гости к пальчику большому приходили к дому Указательный и средний,

Безымянный и последний, Сам мизинчик – малышок Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья Друг без друга им нельзя.

 «Человечки», «Прогулка», «В домике» Литература:

«Физкульт-минутки для пальцевой моторики» Т.А.Ткаченко,

«Играем пальчиками и развиваем речь» автор В.В. Цвынтарный

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация Чтение художественной литературы,

-Художественное творчество,

-Музыка;

Беседы

  • развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности,

описывает явления окружающего мира

  1. «Я и моя семья»
  2. «Самая хорошая, дорогая самая
  3. «Страна, в которой мы живем»

Программное содержание:

-Дать короткое объяснение о том, как понимают дети семья, Родина, Россия.

-вызвать желание больше узнать о России.

-дать ребятам знания столице нашей Родины - о Москве,

-Здоровье,

-Социализация,

-Познание,

-Труд,

-Коммуникация,

-Чтение ХЛ

-Художественное творчество;

Развлечения

Музыкальный фольклор.

Русская народная музыка.

Театрализованные игры

Развлечение «Город мастеров»

Программное содержание:

-воспитание уважения и положительного к духовно-нравственным ценностям  русской  народной  культуры,

-формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Известные песни

 Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Плясовые,
  • Частушки,
  • Игровые,

«Изобрази героя, «Скажи о друге ласково», «Изобрази жестом»

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

-совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

-закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию.

совершенствовать интонационную выразительность речи.

использовать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, интонацией.

-

Музыка

Коммуникации,

-Социализация

-Музыка

Самостоятельная деятельность детей

Игры

Дидактические:

«Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Назови слова характеризующие хорошего человека»

Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…)

 «Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать нужный номер по телефону и

вежливо, грамотно разговаривать и отвечать на вопросы.

«Закончи предложение «Моя страна …»»

Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

«Моя родина - Россия»

Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.

«Можно - нельзя»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

«Добавь слово»

Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь.

«Что путешественник по России возьмет с собой»

Игровая задача: быстро и правильно придумать предметы для путешествия.

Дидактические игры:

  • «Чей костюм»,
  • «Укрась кокошник»,
  • «Составь узор»,
  • «Угадай роспись».

Сюжетно-ролевые: «Семья», «Веселое путешествие по России»

Цель:

-формировать умение обдумывать и обсуждать план игры.

  • помочь детям осмысливать правила поведения.

-Развивать творческое воображение.

“Дом моды”

Цель:

-закреплять знания детей об одежде русского народа

-Безопасность,

-Труд,

-Познание,

-Коммуникация,

-Социализация

Одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов

Переносить полученные знания в сюжетно-ролевые игры.

-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.

Активизация словаря: брюки, жилет, платье, пояс с украшениями, сапоги, фартук, головной убор: кокошник, платок и др.

Подвижные игры:

  • «Сиди, сиди Яша»,
  • «Шатер»,
  • «Гуси - лебеди»,
  • «Горелки»,
  • «Пятнашки» 

Изобразительная деятельность

Самостоятельная        деятельность        детей        в        уголке        изобразительной        деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наша одежда»)

-Познание,

 -Художественное творчество

Продуктивная деятельность

Самостоятельная продуктивная деятельность с        - художественным материалом: (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.),

- конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.)

-Познание,

-Социализация,

-Художественное творчество

Совместные мероприятие с родителями и воспитанниками.

   Мастер – класс «Крупеничка» - изготовление оберега, (русский обычай) для достатка, богатства в доме.

     Кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских праздников.

    Музыкальные  русские народные праздники «Осенние посиделки», «Рождественские колядки». Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по тематике, рассматривание книг)

Совместное создание музея «Все о Русском народ»

-декоративно-прикладное творчество (вязаные салфетки, пасхальное яйцо из папье-маше, дымковские игрушки, предметы из соломы,  мини-изба с деревянной мебелью, глиняной посудой, вязаными дорожками и т.д.).

-литература о родине русских России, природа России, животный мир, раскраски, все о народном костюме.

-деревянные игрушки (матрешки, лошадка-качалка)

Итоговое мероприятие проекта

Досуг в народном стиле

Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта:

1.        Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; умения задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач.

2.        Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.        Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации; беседа – является связующим звеном.

Новизна проекта

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких образовательных областей, как музыка, здоровье, социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Проект поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, к нашей стране; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  • - Расширить и углубить знания и представления  детей о русском народе.
  • -  Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве,  декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками.  Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
  • - Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
  • - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
  • -  Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
  • - Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.
  • -  Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом, книжки-малышки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 – младшей группе на тему « Масленица – блиноедка».

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе  разработки образовательного проекта« Масленица - блиноедка»....

Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)

Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...

Презентация на тему: Народные сказки как средство формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о традициях и культуры Русского народа

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способ...

Проект для старшего дошкольного возраста "Традиции и культура русского народа"

Цель данного проекта - приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа, закрепить знаний о русских народных играх, народном костю...

Проект «Традиции и культура русского народа» старшая группа

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа, патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формиров...

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в 1 младшей группе на тему: «Масленица дорогая – наша гостьюшка родная».

Актуальность: Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица&ra...