Краткосрочный проект «Флаг России — триколор»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_flag_rossii_-_trikolor.docx | 79.28 КБ |
Предварительный просмотр:
https://vk.com/doshkoll
Краткосрочный проект «Флаг России — триколор»
«…Гордо реет в небе синем Флаг надежды и мечты,
Флаг страны моей — России,
Под которым – я и ты!»
Поляков Ю.В
Тип проекта: информационно - творческий
Вид проекта: групповой, краткосрочный (с 15 августа по 22 августа 2023 г.) Участники проекта:
- дети группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
- музыкальный руководитель.
- родители воспитанников.
Проблема: Дошкольный возраст самый неохваченный по ознакомлению и формированию представлений по патриотическому воспитанию. Дети не знают государственного праздника «День рождения Российского флага и государственных символов родной страны: флага, гимна России. А если видели или слышали, то не могут объяснить, что это такое.
Актуальность:
Актуальность проблемы настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории государственного флага, культуре и традициях родной страны. Ведь проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма -достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. К сожалению, День флага праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа. Этот проект позволит детям и их родителям лучше узнать об этом празднике и традициях его празднования, что является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, Родину и, конечно, символику нашей страны.
Цель: формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символам России.
Задачи:
- расширять знания детей об истории праздника «День Флага России», о государственной символике (герб, флаг, гимн);
- рассказать детям о людях, прославивших Родину.
- развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
- способствовать развитию умений и навыков детей в различных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, музыкальной деятельности);
- способствовать развитию связной речи;
-воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений о родной стране, её истории и героях, желания быть патриотом своей Родины. Развитие интереса к своей стране, государственной символике, своему городу и родному краю. Обогащение опыта детей навыками социального общения проявление таких качеств личности как доброта, уважение к старшим, любовь к отчизне, эмоциональная отзывчивость. Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
- этап. Подготовительный:
1.Сбор и анализ литературы по данной теме.
2.Разработка плана реализации проекта.
3.Подборка иллюстративного материала.
4.Подборка стихотворений, загадок, песен, мультфильмов по теме проекта.
5.Подборка подвижных, пальчиковых игр.
6.Подготовка материала для изобразительной музыкальной деятельности.
7.Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям.
8.Подборнаглядной информации для родителей.
- этап. Реализация проекта:
Работа с детьми:
- Ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта.
- Использование ИКТ-презентация «День Российского Флага», просмотр мультфильмов «Как Петр-Царевич искал цвета для флага», «История России для детей».
Цель: заинтересовать детей темой проекта, развивать познавательный интерес.
3.Беседы с детьми (индивидуальные, подгрупповые и групповые), ситуативные разговоры:
«Наш дом – Россия»; «Россия – Родина моя!», «Государственная символика», «У каждой страны свой флаг»; «Где флаги увидеть можно»; «Армию по флагу узнают»(Приложение 1).
Рассматривание альбомов, иллюстраций «Россия – Родина моя», флага РФ, флагов разных стран, символов России.
Цель :расширение представлений детей о государственной символике Российской Федерации, их происхождении, истории России.
- Прослушивание и разучивание музыкального репертуара по теме проекта «Гимн России», «Моя Россия», «Росиночка».
Цель познакомить детей с главным музыкальным символом страны, реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного исполнения песен.
5.Дидактические игры «Белый, синий, красный», «Символика России», «Будь внимателен», «Найди такой же», «Собери флаг».
Цель :развивать мыслительную деятельность детей; научить правильно располагать цвета российского флага; способствовать закреплению знаний о родной стране.
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», «Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри»
Цель :развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
- Подвижные русские народные игры «Гуси – лебеди», «Жмурки», «Золотые ворота»; Хороводные игры «Веночек», «Платочек»; игры – эстафеты.
Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, развивать двигательную активность детей, быстроту, ловкость, внимание, выдержку.
7.Чтение художественной литературы: В. Степанов «Песня», «Флаг России» (заучивание наизусть), «Наш дом»; М. Бебина «Российский Флаг» (заучивание наизусть); Г. Лапшина «Три цвета на флаге России»; А. Александров «Российский триколор», С. Зайцева «Флаг родной», Е. Синицын «Берегите Россию», А.В. Жигулина «О, Родина!».
Загадывание загадок о России.
Цель: развивать интерес к литературным произведениям; развивать речь, внимание; вызывать патриотические чувства.
8. НОД по речевому развитию ««Государственные символы России»(Приложение 2).
Цель: формировать у детей представления о родной стране и ее символах.
9. НОД по патриотическому воспитанию ««Наша Родина»(Приложение 3).
Цель: формировать у детей представления о родной стране и ее символах.
10.Изобразительная деятельность:
- Пластилинография «Символика России» (Приложение 4);
- Аппликация «Флаг России-триколор» (Приложение 5); - рисование мелками на асфальте.
Цель: развивать творческий потенциал детей.
Работа с родителями:
- Ознакомление родителей с памятками: «Воспитание маленького патриота».
- Наглядные консультации: «Россия – страна, в которой мы живем»; «Значение полос на флаге».
3.Папка-передвижка: «История флага России».
III этап. Заключительный:
1.Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе по данной тематике.
2.Организация спортивно-музыкального развлечения «День государственного флага России» (Приложение 7).
Результаты проекта:
- Знают флаг России, его отличительные особенности.
- Знают стихи о флаге России.
- Проявляют познавательную активность к истории своего государства.
- Умеют самостоятельно изготовить из бумаги и нарисовать флаг России.
- Испытывают уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005.
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М.:УЦ «Перспектива», 2011.
3.Дерягина Л. Б. Моя Родина-Россия. Серия «Малышам о родине». СПб.:Издательский Дом «Литература», 2007.
- Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2005.3. Евтушенко С. Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003. 6.Комратова Н. О. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
7.Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси. //Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.
8.Соболева И. Любить малую родину. //Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
9. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине».СПб.: Издательский Дом «Литература», 2007.
Приложение 1
Обзорная беседа в старшей группе «Моя Родина — Россия»
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
Познакомить детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России.
Ход беседы:
В о п р о с ы:
- Как называется город, где ты живешь?
- Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель.
-В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие, но большая часть россиян – русские.
В о п р о с ы:
- Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
- Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя.
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
- Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Русь богатырская.
- Где кто родился, там и пригодился.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
В о п р о с ы:
- Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
- Как называется город, где ты живешь?
- Какую русскую реку называют великой? (Волга.)
- Какие города России тебе известны?
- Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.) Конспект беседы: «Государственная символика» Задачи:
- расширить знания детей об истории праздника;
- дать элементарные знания о государственной символике (флаг, герб, гимн);
- развивать познавательный интерес и логическое мышление;
- воспитывать чувство гордости, эмоционально-ценностное отношение к своей стране и символам России.
Материал: карта, картинки с изображением флага и герба России, аудиозапись «Гимн России».
1. Вводная часть Воспитатель: -Ребята, мы с вами живём в самой большой, самой красивой и прекрасной стране. Она называется, как? (предполагаемые ответы детей: Россия)А всех людей, которые живут в России называют, как? (ответы детей). Вы уже большие, давайте правильно назовём, мы все с вами россияне.
22 августа вся наша страна отмечает праздник, знаете какой? Не знаете? Тогда отгадайте загадку.
Бело - сине - красный стяг -
Это наш российский.(дети: флаг)
Правильно, «День Государственного флага Российской Федерации».
2. Основная беседа Воспитатель: -Посмотрите, вот наш флаг - государственный символ России, а на флаге герб. На нашей планете много стран и у каждой страны есть свои флаги и гербы. Все флаги объединяют жителей страны и служат опознавательным знаком государств. У американцев - американский флаг, у французов- французский, у японцев- японский, у китайцев- китайский. Некоторые флаги похожи, но одинаковых мы не найдём. Посмотрите, как выглядит наш Российский флаг, а теперь скажите, сколько цветов на нашем флаге? (предполагаемые ответы детей: три цвета, красный, синий, белый)
Флаг России - триколор, Три полоски ловят взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет.
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Воспитатель: -Давайте рассмотрим, как выглядит на Российском флаге герб. Посмотрите, как широко простёр двуглавый орёл свои крылья. Одна голова смотрит на восток, а вторая - на запад. Как думаете, почему? (ответы детей)
Это необычный орёл - царь, повелитель всех птиц. Он смотрит во все стороны, чтобы видеть, что происходит вокруг. Над головами три короны, а в лапах держит царский скипетр и шар - нашу державу.
А в самой середине герба, что видите? Щит, а на щите всадник на белом коне, который вонзает копьём страшного дракона. Этого смелого воина зовут Георгий Победоносец.
Воспитатель:
- Есть ещё и третий государственный символ. Его мы не сможем увидеть, но его можно услышать.
Воспитатель включает музыкальную запись: фрагмент гимна.
Воспитатель:
-Ребята, кто из вас может сказать, что мы только что услышали? (предполагаемые ответы детей: песня) - А как звучит эта песня? (ответы детей)
-Эта песня звучит торжественно. Это главная песня нашей страны. Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте ещё раз послушаем один куплет Гимна России (звучит гимн, все слушают стоя).
3. Заключительная часть
А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
- Мы с вами говорили о государственных символах России.
Конспект беседы: «У каждой страны свой флаг» Программные задачи:
1.Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни, его практическом применении.
- Обогатить и активизировать в речи детей слова: стяг, символ, флаг, войско, предки, страна, президент.
- Закрепить знания детей о Российском флаге, гербе.
- Воспитывать любовь к Родине, гордость за нашу страну.
Материал и оборудование:
Изображения флагов нескольких стран, российского флага; карточки с изображением разных флагов (с цветными ленточками, с разноцветными шариками, со звездочками и шишками); альбомные листы, цветные карандаши.
Ход беседы:
Организационный момент
Ребята, у каждой страны есть свой флаг, герб и гимн.
- Давайте с вами вспомним, что же такое флаг и для чего он нужен? (Дети дополняют рассказ воспитателя).
- В давние-давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защищаться от врагов.
- Что брал воин в случае опасности? (Длинную палку).
- Что привязывал к этой палке? (Пучок сухой травы или конский хвост).
- Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и назвали – стяг.
- Что потом стали крепить люди к палке вместо конского хвоста? (Кусок ткани).
- Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден ещё дальше и ещё лучше. Так и появились первые флаги.
- Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? (По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу).
- В наше время у каждой страны свой флаг. Чтобы отличить свой стяг от чужого, нужно было быть очень внимательным и обладать хорошей памятью.
Динамическая пауза. Игра «Будь внимательным».
Детям дают карточки с условным изображением стягов: с цветными ленточками, с разноцветными шариками, со звездочками и шишками. У воспитателя на столе либо такие же изображения, но в увеличенном виде, либо реально изготовленные стяги.
Дети берут свои карточки становятся в полукруг. Затем внимательно рассматривают карточку, запоминают изображение и кладут её на пол перед собой изображением вниз.
Воспитатель становится перед детьми. Поочередно в разной последовательности поднимает стяги. Те дети, чей стяг одинаков с поднятым, должны присесть и поднять свою карточку, показав тем самым, что они не ошиблись. Педагог может подшутить, подняв один и тот же стяг несколько раз.
- Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. - Я предлагаю вам рассмотреть флаги разных стран. Найдите похожие, найдите самый необычно украшенный. Кто из вас знает, как выглядит флаг России? (Ответы детей).
- Трёхцветный флаг (триколор) ввел царь Петр I для своего флота, а затем он стал флагом России. - Считается, что цвета триколора отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- Ребята, когда и где можно увидеть государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)
- Флаги помогают сразу узнавать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета обязательно изображается флаг страны. Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнавать, какой стране принадлежит корабль. - Во время больших спортивных соревнований, например, Олимпийских игр, по флагам можно определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. На майках спортсменов изображены маленькие флажки их страны. А во время награждения над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. Это очень торжественный момент. И все граждане очень гордятся в этот момент успехами своей страны.
Очень часто для решения важных вопросов руководители разных стран собираются вместе. Около здания, где они работают, вывешиваются флаги. И любой человек может узнать, из какой страны приехали руководители.(Сопровождать показом иллюстраций поднятого флага России в разных ситуациях)
- Сегодня мы с вами вспомнили историю флага. Познакомились с флагом России. Узнали, как много на свете существует флагов и какие они разные. - А теперь я предлагаю вам представить себя президентом какой-нибудь сказочной страны, придумать и нарисовать свой собственный флаг. (Дети самостоятельно продумывают цвета полос, их количество и расположение на полотне. В конце провести выставку работ).
Конспект беседы «День Флага Российской Федерации» Программное содержание:
- Расширять представления детей об истории появлении флага, его особенностях;
- Развивать познавательный интерес к истории своей страны;
- Воспитывать чувство гордости к символам страны.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, изображения флага, герба, аудиозапись «Гимн России», видеоролик «История флага Российской Федерации».
Ход беседы:
Вводная часть: -Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). А как называют людей, проживающих в России?
(россияне)
-Сегодня мы поговорим о символике нашего государства, ведь 22 августа мы отмечаем день флага России.
Основная часть:
-Обратите внимание на флаг. Сколько на нем изображено цветов? Какие они?
-Ребята, а вы знали, что у каждого цвета есть свое значение? Например, белый – это чистота, правда, мир; синий – это верность, постоянство, чистое небо над головами; красный – сила, отвага, мужество и кровь предков, пролитая за Родину.
-А это герб России – еще один символ страны. Какая птица изображена на гербе?
-Это двуглавый орел. Как вы думаете, почему он смотрит во все стороны? Он смотрит в обе стороны, чтобы видеть, что происходит вокруг, ведь он должен вовремя увидеть опасность и избавиться от нее. Над головами орла 3 короны, а в руках он держит скипетр и державу, т. е. нашу страну.
-Что изображено в середине герба?
-Это щит, а на щите всадник на белом коне. Зовут его Георгий Победоносец. Как вы считаете, почему его так называют?
-Он несет за собой победу. Вот и сейчас на щите он пронзает копьем страшного дракона, тем самым защищая свою страну.
-Еще один символ страны – это гимн. Гимн – это торжественная песня, восхваляющая Родину. Слушать его надо стоя, выражая уважение стране. Давайте и мы встанем, послушаем гимн. Кто знает слова, тот может подпевать.
-Молодцы, а сейчас садимся и посмотрим видеоролик об истории флага.
Заключительная часть:
Вопросы после просмотра:
- Как раньше называли флаг? (стяг)
- Для чего нужен был стяг? (чтобы стягивать к себе воинов)
- Что изображали на знамени? (лики святых)
- А сейчас у меня есть для вас небольшие задания. Посмотрите, здесь изображены три флага разных стран. Ваша задача найти флаг России.
Молодцы, но это еще не все. Сейчас вам необходимо найти герб России среди гербов других стран.
-Молодцы, давайте вспомним какого числа будет день флага? (22 августа)
-Надеюсь вы узнали много нового и интересного о символах России!
Беседа «Главные символы России» Задачи:
-учить главные символы России (флаг, гимн, герб, в том числе матрёшка, берёза, символические значения цветов российского флага)
-развивать диалогическую речь, внимание, память, познавательный интерес
Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к символам России; гордость за свое Отечество.
Ход беседы:
Воспитатель:
-В какой стране с удивительно красивым названием мы живем? (Дети отвечают) Воспитатель:
-А что такое Родина?
Дети:
- Родина - значит родная, как мама и папа.
- Родина - место, где мы родились.
- Родина - страна, в которой мы живем.
Воспитатель: У всех стран, в том числе и у России есть свои символы. А какие они эти символы? (предполагаемые ответы детей:
флаг, герб, гимн) Воспитатель:
-Один из символов – это флаг. Рассматриваем флаг России. Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Флаг состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
Воспитатель:
-А как расположены полосы?(Дети отвечают)
-Это любимые цвета русского народа. Давайте вспомним, что означает белый цвет?
Белый – это цвет мира (чистоты, правды). Наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. А что означает синий цвет?
Синий цвет – это вода, небо, верность, честность, мудрость.
Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Осталось ответить, что означает красный цвет?
Отвага, смелость, героизм, кровь, пролитая за Родину.
Послушайте стихотворения про Российский флаг.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска – Солнечный рассвет.
(В. Степанов) Воспитатель:
-А где можно увидеть флаги?(ответы детей)
Белая полоса напоминает нам о белоствольных берёзках, о русской зиме с белыми сугробами, о лёгких белых облаках, о белых ромашках на лугу.Синяя полоска похожа на синее небо, синие реки и моря России.А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет ярких цветов, тепла и радости. А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Я иду, и ты идёшь - раз, два, три! (шагаем на месте) Я пою, и ты поёшь – раз, два, три! (хлопаем в ладоши)
Мы идём, и мы поём - раз, два, три (прыжки на месте)
Очень дружно мы живём - раз, два, три! (шагаем на месте)
Молодцы! Отдохнули? Продолжим. Посмотрите ещё раз внимательно, как располагаются полоски на флаге. (дети: сверху -белая полоска, в середине –синяя, внизу- красная.
Воспитатель:
-Один из символов России – это герб.
А что такое герб? Герб – отличительный знак. Его устанавливают на границе. Рассматриваем герб России.
Гимн – это тоже символ нашей страны.Гимн – это торжественная песня.
-А как мы слушаем гимн?
Дети: Гимн мы слушаем стоя, молча.
Воспитатель: -Правильно, но есть ещё отличительные символы, которые отличают их от других государств: матрёшка, дерево – берёза. Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. В России есть красивый город Сергиев Посад. В этом городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти 100 лет. В нём хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрёшек.
А поскольку одним из самых распространенных деревенских имён в то время было имя Матрёна, ласкательное матрёшка, то и куклу назвали матрёшкой. Вот так родилась эта «деревенская девочка».
Наиболее известными являются 3 вида матрёшек (показ иллюстраций с матрёшками): Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка, Полхов – Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Матрёшка давно стала национальным сувениром, который радует взрослых и детей всего мира.
Следующим символом страны – является национальное дерево – берёза. Берёза – любимое российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Очень много стихотворений посвятил русский народ берёзе. - Посмотрите на берёзоньку (показ иллюстраций, какая она стройная и красивая. Неисчерпаема та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина берёзы очень прочная, идёт на изготовление мебели. Кора берёзы – береста заменяла писчую бумагу. Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки. Почти вся крестьянская утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда.
Так же берёза даёт очень вкусный и полезный сок. Как он называется? (берёзовый).
Почки и листья берёзы используются в медицине. Вот такую пользу приносит берёза. Россия и берёза! Эти два понятия – не разделимы. Она стала символом нашей страны – России.
Приложение 2
Конспект НОДпо речевому развитию на тему: «Государственные символы России» Цель: формировать знания воспитанников о государственных символах России Задачи:
-закрепить знание о названии родной страны; закрепить знание о символике России: флаге и гербе; познакомить детей с новой символикой России – гимном; продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении;
-продолжить работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать внимание, мышление; обогащать словарь детей;
-воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку. Материал и оборудование: макет или изображение берёзы без листьев на картине; Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, а давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула...………… .
Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадку:
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет, Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки.
-Итак, наша гостья – это………. ( Береза.)
- Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный. Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания. Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
- Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
– Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
- «Мы живем в стране, которая называется Россия». (Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу) - Правильно. Это Россия.
-Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.) Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.
-А что такое Родина?
- Это наш дом, улица, поселок.
- Родина – это место, где мы родились и живем - Родина – это страна, в которой мы живем.
- Наша Родина – Россия.
-Великую землю, любимую землю, где мы родились и живем, мы Родиной светлой, мы Родиной милой, мы Родиной нашей зовем - А кто же может защитить родную Землю?
Кто же может защитить Россию?
-Военные, солдаты.
Давайте мы с вами тоже станем на время солдатами и немного промаршируем.
Физкультминутка
Аты-баты, аты-баты,
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,потом артиллеристы.
А потом - пехота:рота за ротой.
- Деревце наше одето не полностью, поэтому продолжаем нашу беседу. У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.
- Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
- Верно, один из символов – это флаг.
- Из каких цветов состоит флаг России?
- Флаг России состоит из трех цветов: белого,синего, красного.
Дети, дающие правильные ответы, наклеивают листочки на ветви березы.
- А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, воспитатель задаёт наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?) - Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.
- Что означает белый цвет на Российском флаге?
- Белый цвет на флаге России означает мир.
- Да, наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает.
- А что означает синий цвет?
- Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.
: - Что означает красный цвет?
- Красный цвет означает Победу добра над злом.
- К государственным символам России относится и герб России. Государственный герб России устанавливают на специальных пограничных столбах.
- Что изображено на гербе России?
- На гербе России изображен двуглавый орел.
- Двуглавый орел - это символ мощи и могущества нашей страны. Всадник же – святой Георгий Победоносец, пронзающий своим копьем змея, символизирует вечную победу добра над злом.
Итак, подведем небольшой итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
- Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
- Какой еще символ я забыла отметить?
- Вы забыли сказать о Гимне России.
- Что такое гимн?
- Гимн – это самая главная музыка в нашей стране.
- Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
- Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
- Мы с вами говорили о государственных символах России.
- Молодцы, ребята! Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.
Приложение 3
Конспект НОД «Наша Родина»
Цели: формировать у детей представления о родной стране и ее символах; Задачи:
-знакомить с символами страны;
-воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине;
-воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Ход беседы:
Беседа начинается с мелодии песни «Широка страна моя родная» (музыка И. О. Дунаевского).
Воспитатель:
-Ребята, а кто скажет, что такое Родина? Правильно,Родина - это место, где человек родился. Как называется наша Родина, наша страна?(предполагаемые ответы детей: Россия)
В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту России, вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран, Но есть одна страна: От белых льдов до теплых рек Раскинулась она.
На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России. (Сопровождать показом иллюстраций города Москвы) Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим – синим Флаг России над Кремлём.
-Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги.
Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг.
Обратить внимание детей на изображение флага. Его ещё называют триколор. Каждый цвет имеет своё значение.
Белые цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет- энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.
Динамическая пауза
-Ребята, у вас у каждого лежат разноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг.
-Молодцы, все справились.
Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.(Показывает изображение).
-На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.
- Посмотрите внимательно на крылья орла- они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением — всадника- это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон- это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
В правой лапе у орла- скипетр, в левой - держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл- короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Итак, подведем небольшой итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
- Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Физкультминутка
В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)
Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)
Степи широкие (Расставить широко руки)
Леса большие, (Показать руками обхват)
А мы - ребята вот такие! (Большим пальцем знак хорошо)
-А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России. Это гимн.
Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях. Давайте послушаем один куплет Гимна России.(Звучит гимн, все слушают стоя) -Присаживайтесь на свои места.
Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.
В заключении нашей беседы я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Л. Забилы, в котором говорится о том, как велика наша Родина, говорится и в стихотворении Н. Л. Забилы:
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёры, реки и поля,
Леса, и степь, и горы! Раскинулась моя земля От севера до юга. Когда в одном краю весна- В другом снега и вьюга.
Итог беседы.
Как называется наша страна?Какой город является столицей России?
-Ребята, с какими символами страны вы познакомились.
-Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?
-Как называется торжественная песня страны.
-Что изображено на государственном гербе и что это означает?
Приложение 4 Конспект НОД для детей старшей группы по теме: «Символика России» с элементами пластилинографии
Цель: формирование представлений о символике нашей страны, её значение.
Задачи:
-обобщить представление о символах России (столица России, флаг, гимн, герб);
-закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага, об их расположении;
-закрепить умение составлять изображения флага используя пластилин и бросовый материал, правильно их располагая;
-развивать познавательную активность, интерес к истории государства;
-развивать творческие способности у детей, используя пластилин и бросовый материал, развивать мелкую моторику;
-воспитывать любовь и уважение к своей родине – России, к её символам;
-воспитывать аккуратность в аппликационной деятельности, умение доводить начатое до конца.
Предварительная работа:
-просмотр познавательной презентации «Моя Родина»;
-чтение произведений о России, Родине;
-прослушивание аудиозаписи государственного гимна;
-рассматривание карты России, изображений государственного флага, герба.
Материал: ноутбук; заготовки флага (нарисован контур на листе бумаги, пластилин белого, синего, красного цветов, коктейльные трубочки светлого цвета, тряпочки для рук, аудиозапись песен о российском флаге.
Словарная работа: россияне, чистые, миролюбивые, правдивые, верные, мужественные, отважные.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, хочу рассказать вам что-то интересное. У меня есть знакомая девочка из Германии, и вот сегодня мне пришло от неё электронное письмо, хотите послушать?(да) Тогда послушайте внимательно.
Воспитатель читает электронное сообщение.
«Здравствуйте, мальчики и девочки старшей группы. Ваша воспитательница рассказала, что вы много знаете о вашей стране России, а мне хотелось бы узнать побольше о вашей стране, её символах. Помогите мне, пожалуйста!
-Ну что, ребята, поможем? (да)
-А как мы выполним просьбу девочки? Я предлагаю записать видеописьмо. О чём сможем рассказать?
Дети рассказывают о том, в какой стране живут.
Воспитатель:
-Ребята, вы правильно всё сказали, Россия- это огромная страна. Одна из самых больших в мире. Страна, в которой мы родились, живём. Родина у каждого человека одна.
-А как называют людей, живущих в нашей стране? (россияне) - Ребята, а какой самый главный город нашей страны? (Москва) Давайте все вместе расскажем стихотворение о Москве….
Москва- это Красная площадь,
Москва- это башни Кремля,
Москва- это сердце России, Которое любит тебя.
Воспитатель:
-Ребята, у каждого государства есть свои отличительные знаки- символы.А что это за символы? (ответы детей: флаг, герб, гимн)
- Мы с вами рассматривали и говорили о символах нашей страны.
Используется наглядный демонстрационный материал с изображением герба, флага.
-Предлагаю вспомнить, что же означают цвета на государственном флаге?
-Что символизирует белый цвет? (цвет чистоты, мира, совести)
-А что значит синий цвет? (это цвет неба, воды, моря- символ свободы)
-Что же означает красный цвет на флаге? (мужество, огонь, отвага)
-По цветам флага можно рассказать, о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный означает мужество и отвагу, значит люди в этой стране какие? (Мужественные, отважные).
-А увидев синий цвет, что можно сказать о людях? (Правдивые, верные)
-Если белый видим, что он означает? (Чистые, миролюбивые)
-Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете (Рассуждения детей).
-Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля. Над землейсинее небо. Это синяя полоса. А над небом находится все самое чистое и светлое, доброе.Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? (Добрые дела,поступки, улыбки, дружба.)Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.
Физкультминутка
Гордо реет флаг российский (взмахи руками, представляя флаг, над головой)
Над моею головой, (правой и левой рукой)
Самый радостный и близкий (руки – вверх, помахать)
Не хочу иметь другой! (качание головой)
С ним душа моя и мысли — (поднятие рук вверх и к сердцу)
Было, есть и будет так! (спокойное опускание рук)
В ноги поклонюсь Отчизне (поклон до земли) За такой отменный флаг!
Воспитатель:
-Я думаю, что, получив это письмо, девочка узнает многое о нашей стране. А сейчас приглашаю вас пройти в нашу мастерскую для изготовления символа нашего государства- флага.
-Давайте уточним, какого цвета верхняя полоса у флага России?А средняя, какого цвета?Нижняя?
-Вот теперь можно приступать к работе.
Воспитатель показывает детям флажок и объясняет, как его сделать (схема-алгоритма выполнения работы.Проговаривает вместе с детьми по схеме последовательность выполнения работы.
Воспитатель:
-Для того чтобы сделать флаг, нужно взять кусок пластилина, отщипнуть небольшой кусок, приложить на лист, прилепить и размазать большим пальцем, заполняя всё изображение.
1. Начинаем выполнять работу с красной полосы; 2. Тоже самое делаем с синим пластилином и белым.
- Старайтесь не «заходить» за линии.
- После того, как будут заполнены пластилином все три полосы, начинаем «вталкивать» трубочки. Это будут наши дре, и так нужно заполнить все полосы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
-Можете приступать к работе. Но помните, что располагать цвета, надо в той последовательности, что мы назвали, а то получиться флаг совсем другой страны.Я желаю вам удачи!
Дети выполняют работу, воспитатель оказывает им помощь.В ходе работы звучит как фоновая музыка, песни о российском флаге.
-Молодцы хорошо потрудились.Какие красивые флаги у вас получились. А теперь пора отправлять письмо. Рефлексия
Воспитатель: -Ребята, если вам сегодня понравилась эта работа подойдите к красному флажку, если вы сегодня научились или узнали что-то новое, то подойдите к синему флажку, если у вас что-то не получилось или вы испытывали трудности, то к белому флажку.
-Ребята, вы все молодцы, хорошо работали, много знаете о нашей стране, и пока вы делали флаги, нам пришло электронное письмо, давайте прослушаем его.
Приложение 5 ОД по аппликации в старшей группе «Флаг России-триколор» Задачи:
-способствовать формированию знаний детей о государственном флаге России;
-познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, частично создавая иллюзию передачи объема;
-воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Материал: изображение Государственного флага России (репродукция, фотография); бумага А5 для фона, полоски цветной бумаги (белого, синего и красного цветов), узкая полоска для древка флага, кисти, клей, ножницы, салфетки на каждого ребёнка.
Воспитатель загадывает загадку:
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг - С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный ... (флаг).
Воспитатель:
-Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг в нашем городе? (ответы детей) Воспитатель:
-Правильно. В торжественные дни, Государственные праздники Российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах Российской Армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. Натрибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Что изображено на Флаге России? (ответы детей)
-Российский триколор – это символ нашей России. Россия наша с вами Родина. Это край, где вы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Под государственным флагом воины сражаются за свою страну, флаг поднимают в честь победителей спортивных соревнований, во время праздников вывешивают на улицах городов и сел.
Да, наш флаг состоит из трех цветов, которые расположены горизонтально и у каждого цвета свое предназначение.
Я хочу вам рассказать сказку о том, как природа выбирала цвет для флага. Встретились снег, вода и солнце. «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», - сказал Снег.И на флаге появилась белая полоска. Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет. Утром встало солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», - сказало Солнышко. И третья полоска стала красной. Так российский флаг стал трехцветным.
Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете?(ответы детей)
Дидактическая игра «Собери флаг»
Дети составляют изображение флага из полосок белого, синего, красного цветов.
Воспитатель предлагает детям сделать из цветной бумаги государственные флаги и украсить ими помещение детского сада к празднику – дню Государственного флага России.
-Сегодня на занятии каждый из вас сможет сделать флаг своими руками. Но для начала нам нужно разработать наши пальчики, чтобы флаги получились красивыми и аккуратными.
Динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики.
Небо синее в России, (поднять руки вверх)
Реки синие в России (опустить руки вниз)
Васильки и незабудки (поочередные движения руками в стороны) Не цветут нигде красивей.
Есть и клены, и дубы (поднять руки вверх, потянуться на носочках)
А какие есть грибы! (показывают руками силуэт гриба)
А еще пекут в печи («пекут» ладошками пирожки) Вот такие калачи (соединяют руки в круг перед грудью).
Обсуждение этапов выполнения аппликации:
-разрезание полосок бумаги пополам;
-склеивание концов полосок;
-составление изображения флага из склеенных полосок.
Воспитатель:
-У вас на столах полоски цветной бумаги, которые нужно разделить на две или три части, с помощью ровных линий.
Сначала вы разрезаете все полоски по намеченным линиям. Как правильно держать ножницы? (Дети: остриём вниз) - Ножницы убираем в подставку. У кого-то оказалось две полоски красного цвета, у кого-то белого (синего), а третьего цвета для флага нет. Как же быть? (предполагаемые ответы детей: поделиться с товарищами, чтобы у всех было три цвета) - Затем, склеиваем наносим клей на боковые края нижней полоски флага (воспитатель уточняет у детей, какого цвета должна быть нижняя полоска концы полосок). Кисточку кладём на подставку. Прижимаем края полоски к листу бумаги. Старайтесь наклеивать только края полосок. Лишний клей убираем салфеткой. Когда все полоски склеены, приклеиваем древко.Постарайтесь изготовить флаги очень аккуратно, ведь ими мы украсим наш детский сад к празднику.А пока вы работаете, я включу вам песни о нашей любимой Родине.
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Рефлексия
Рассмотреть флаги, обратить внимание на то, что флаги как - будто ветерок колышет.
Воспитатель:
Ребята, давайте рассмотрим флаги.
Какие они у вас получились? Их как будто колышет лёгкий ветерок.Что показалось вам наиболее трудным в работе?
Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет!
Это флаг моей России,
Красивее флага нет!
Приложение 6
Сценарий развлечения «День государственного флага России»
Цель: формировать у детей представление о стране, в которой мы живем, развивать познавательный интерес, эмоциональную восприимчивость, отзывчивость к государственным праздникам.
Задачи:
- воспитывать патриотические чувства, уважение к Государственному флагу России через художественное слово и музыку;
- воспитывать эмоционально-патриотическое отношение к символике России, чувство любви к Отечеству, гордости за него;
- расширять представления о Государственном флаге Российской Федерации, закреплять у детей знания о расположении цветов Российского флага и их символическом значении;
- вызвать у детей желание участвовать в празднике, стремление к победе, развивать ловкость и двигательные навыки;
- обогащать словарь детей (стяг, триколор, гимн, флаг, символ); - развивать индивидуальное и коллективное творчество детей.
Материалы и оборудование: полотно-Российский флаг; стенд с изображением Российского флага, герба РФ; разрезные картинки для игры «Собери символ России» (флаг, герб, берёза, Кремль, матрёшка); картонные полоски трех цветов (белого, синего, красного цвета) для игры «Собери флаг»; маленьких флажка для игры «Передача флага в шеренге»
- спортивное оборудование для эстафеты (2 флажка, 10 кеглей, 4 гимнастические палки, 2 конусных ориентира); - музыкальный центр с фонограммами.
Ход праздника:
Звучит музыка торжественного марша, дети входят и присаживаются на скамейки.
Ведущий:
-Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня день? Конечно, сегодня мы отмечаем День государственного флага России!
Ведущий: -Первый символ нашей страны-это флаг. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, красили ее, это был – стяг! Так раньше называли флаг.
С ним выходили на праздник, на улицу во время какого- то мероприятия, т.е. знамения.
Оттуда и пошло название большого и главного флага - знамя! Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли — села или городка. Потом стяги стали делать из ткани. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл.
- ребёнок
Флаг России – триколор, Три полоски ловит взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет.
- ребёнок
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких, Русской кровью что добыты И народом не забыты.
- ребёнок
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине… Синеву родимых рек Любит русский человек.
- ребёнок
Сверху, словно облака, Цвет снегов и молока. Чистый белый – мира цвет, Говорит он – войнам нет!
Дети выходят на полукруг, исполняют песню «Белый, синий, красный».
Ведущий:
-Ребята, где можно увидеть наш флаг? (на Кремле, на зданиях, школах, д\садах, на государственных предприятиях…) Когда проходят спортивные мероприятия (соревнования, спартакиады, олимпиада) между государствами, то в честь победителей поднимают флаг того государства, где победили спортсмены.
-Давайте и мы проведем игры-соревнования, посвящённые празднику «Дню флага России». При открытии любого торжественного праздника звучит гимн страны. Ведь гимн-это тоже символ государства, эта музыка наполняет нас чувством радости и гордости за нашу великую державу-Россию!
Россия – большая и прекрасная страна.
Мы славим тебя, родная Россия.
Хотим, чтоб страна, была наша сильной. Пускай гордо знамя в небо взлетит, И песня России над миром звучит. Дети встают. Звучит «Гимн России» Ведущий:
- Ребята, давайте попробуем с вами составить Российский флаг. Приглашаем трех детей.
Игра «Собери Российский флаг»
Картон 3 цвета. Разложить по цветам, соответствующим флагу. Игра повторяется 2 раза. Игра«Собери символ России» Ведущий:
-А сейчас приглашаем ребят составить картинки. Что получится?
Участвуют 5 детей. Каждому вручается набор разрезных картинок. При правильном составлении должен получиться символ России (флаг, герб, берёза, Кремль, матрёшка) Ведущий:
- Чтобы Родину защищать и достойно флаг Российский в руках держать, нужно силу воли и сноровку показать.
Игра «Передача флага в шеренге»
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. У первых игроков флаг в руках. По сигналу дети быстро передают флаг из рук в руки, в шеренге, в одном направлении. Последний поднимает флаг.
Ведущий:
- Молодцы, ребята! А загадки вы умеете отгадывать? Тогда, отвечайте:
У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг – С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный ... (флаг).
На парад, когда идём, То его с собой берём.
Без него нельзя никак,
Это наш, Российский …(флаг).
-А теперь попробуйте отгадать «цветные» загадки:
Белые березы, белые снега,
Белые на небе тают облака,
Белые туманы и цветущий сад,
Журавли над нами белые летят.
-Какого цвета будут сейчас загадки? (белого) Слушайте внимательно! Белые загадки:
- Лежало одеяло, мягкое, белое, землю грело. Ветер подул – одеяло согнул.
Солнце припекло – одеяло потекло… (снег)
- Осенью его сажают, а весной ростки встречают. Убивает он микробы, и расти здоровым чтобы, Нужно есть его всегда – с ним болезни не беда! Много съесть его не смог, потому что он… (чеснок) 3. Белый столбик встал в лесу, боится волка и лису.
С ними он играет в прятки – бегом без оглядки… (заяц)
Синие озера, цепи синих гор,
Расстелился в поле васильков ковер. Солнышко сияет в синих небесах,
А у россиянок синие глаза.
Синие загадки:
- По нему летают тучи и порхают облака.
И оттуда солнца лучик льется в окна, как река… (небо)
- То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Название ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли… (колокольчик)
3.Бежит, журчит, волнуется – Все на нее любуются.
Никак не остановится,
Назад не поворотится… (река)
Красная рябина под окном растет,
Красная девица по воду идет.
А зимою белой, ну-ка, посмотри,
Красные на ветках птицы – снегири!
Красные загадки:
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи… (малина)
- Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный… »… .(помидор) Ведущий: А теперь игра на внимание. «Белый, синий, красный». Увидите красный кружок – надо хлопать в ладоши, увидите синий кружок – надо топать ногами, увидите белый кружок – надо крикнуть: «Ура!» Ведущий:
-А теперь, давайте проверим, какие вы ловкие.
«Эстафета с флажками»
Две команды выполняют задания: бег змейкой между кеглями, перепрыгнуть через гимнастическую палку, оббежать конус, вернуться и передать флажок следующему игроку.
Ведущий:
Молодцы!!!
Ведущий:
-Ребята, сегодня мы с вами отмечаем один из значимых праздников в стране - День государственного российского флага!
Выходят дети, читают стихи:
- ребёнок
В синем небе над Москвой Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь флаг родной.
- ребёнок
Флаг российский наш окрашен
В белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном, И его прекрасней нет.
- ребёнок
С Днем нашего флага,
С Днем флага России
Спешу я сегодня
Тебя поздравлять!
- ребёнок
Пусть честь и отвага,
Удача и сила По жизни стремятся Тебя окружать!
- ребёнок Желаю достойно На родине жить! И флагом чудесным Всегда дорожить!
Ведущий:
Всех с Днем флага поздравляю, быть счастливыми желаю.
Пусть вас флаг всегда хранит, от врагов пусть защитит!
Дети получают в подарок ленточку, которая символизирует российский флаг.
Ведущий:
-Наш праздник завершен, ещё раз поздравляю всех с праздником, и прошу детей, торжественно, под марш в колонне по одному, выйти из зала.
Приложение 7
Физкультминутки
1.Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)
Боевой страны богатырей (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия,
морей простёрлась до морей! (шагают на месте и широко разводят руки)
2.Для меня Россия(маршируют на месте) – Белые березы (показывают березу). Для меня Россия(маршируют на месте) –
Утренние росы (приседают).
Для меня Россия ты всего дороже (маршируем на месте).
Ведь Россия наша – это мы с друзьями! (широко разводим руки в стороны)
3.Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч
4.Раз, два, три, четыре (руки в стороны и с силой к плечам) Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать, (поднимают прямые руки над головой)
Будем маму обнимать. ( скрещивают – «обнимают») На носочки встанем, (поднимаются на носочках) Солнышко достанем. До пяти считаем,
Дружно приседаем (приседают пять раз).
Ура! (кричат, подняв руки вверх)
5. Гимнастика для глаз
«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)
6.Без особого усилья, Дети поднимают руки в стороны и изображают Широко расправив крылья, взмах крыльев орла. Славу в небе приобрел - Над землей парит орел.
Головой в полете вертит. Поворачивают голову направо и налево.
Вмиг орел врагов заметит!
Кто с орлом войну затеет, Грозят пальцем в правую, затем в левую Тот тотчас же пожалеет. сторону.
Сел на гору наш орел, Дети приседают.
И с горы все видит он.
Он покой наш бережет, Дети делают выпад ногой вправо, левая рука на
Страну нашу стережет. поясе, правую подносят ко лбу, делая «козырек»
(движение повторяют в другую сторону)Приложение 8
Дидактические игры
1.«Что рассказывает карта»
Цель: закрепить умения детей «читать» карту Задачи:
1. Закрепить знания детей о значении каждого цвета на карте (синий – море, зеленый – леса и т.д.)
(«Познавательное развитие»)
Ход игры:
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.
2.«Раскрась российский флаг»
Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге.
Задачи:
- Закрепить умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта. («Познавательное развитие»).
- Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей, умение детей закрашивать флаг, не заходя за контуры предмета, соблюдая последовательность цвета каждой полосы флага. («Художественноэстетическое развитие»)
3.«Найди и покажи флаг России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – флаге.
Задачи:
- Закрепить знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. («Познавательное развитие»).
- Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей. («Речевое развитие»).
Ход игры:
Воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать, что обозначают каждый цвет флага.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
4.Музыкальная игра «Отгадай торжественную песню России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гимне.
Задачи: 1. Учить детей узнавать гимн России, закрепить знания о том, что гимн – это торжественная, главная песня России. Знать поэта, который сочинил гимн (Сергей Михалков) («Познавательное развитие»).
- Учить детей рассказывать о том, когда звучит гимн страны (на праздниках, важных событиях, на соревнованиях и т.п.); давать определение к слову гимн. («Речевое развитие»)
- Закрепить умение детей определять музыкальный жанр и характер песни гимна. («Художественноэстетическое развитие»).
Материал: диск с записью гимна России.
5.«Покажи птицу, которая изображена на гербе России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гербе.
Задачи:
1. Учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России («Познавательное развитие»).
История возникновения:
Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас царь птиц – орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может
смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.
6.«Найди и покажи герб России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гербе.
Задачи: развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов. А также, показывать герб своего города. («Познавательное развитие»)
Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).
7.«Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях»
Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России – Москва.
Задачи: 1. Уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. («Познавательное развитие»).
- Развитие речи как средство общения. Развитие связной речи детей. Обогащение активного словаря детей наречиями и определениями. («Речевое развитие»).
- Формирование в детях уважительного и доброжелательного отношения к гостям России. («Социальнокоммуникативное развитие»).
Приложение 9
Подвижные игры
1.«Перехватчики»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.
Ход: На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Игроки располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
«Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что ней не поймать!»
окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Карточка №12
Название: «Скок-перескок» (татарск. народ. игра)
Цель : развивать умение действовать по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой).
2.«Гуси-Лебеди»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, развивать речь.
и оборудование: маска волка, грамзапись русской народной песни «Два веселых гуся».
Ход: Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси – гуси! - Га – га – га! –
Есть хотите? - Да – да – да! –
Гуси-лебеди! Домой» - Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные игроки выходят из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
3.«Городок»
Цель: Продолжать развивать ловкость, умение быстро двигаться, глазомер. Учить действовать согласно правилам игры.
Ход игры:
На земле чертят квадрат – городок, каждая сторона которого 6-10 шагов.
Играющие делятся на две равные группы, игроки одной группы идут в городок. Другая группа остается в поле, встает вокруг городка. Игроки поля, перебрасывая друг другу мяч, стараются в удобный момент осалить кого-либо внутри города. Тот, кого осалили, выходит из игры. Если игрок поля промахнулся, он тоже выходит из игры.
Игра заканчивается, когда одна из групп потеряет всех игроков. Затем они меняются местами, игра продолжается.
Правила:
- Игрокам городка не разрешается выходить за его границы.
- Игрокам поля не разрешается долго задерживать мяч и переходить с места на место.
Указание к проведению:
В игре принимают участие не более 16 человек. Количество игроков можно увеличить, если игра будет проходить на большой площадке. Дети могут передавать мяч друг другу или перебрасывать. По договоренности можно играть в 23 мяча.
4.«Найди себе пару»
Цель: Развивать внимание и быстроту реакции.
Ход игры:
У детей в руках цветные флажки (белого, синего и красного). По сигналу педагога все дети разбегаются по залу. На слова: «Найти пару!» — дети, имеющие платочки одинакового цвета, образуют пары.
5.«Веночек»
Цель: упражнять детей в беге.
Ход игры:
Дети становятся в шеренгу на одной стороне зала: это «цветы в саду». По считалке выбирается водящий - «садовник».
Раз, два, три, четыре, пять,
В «Веночек» будем мы играть.
Небо, солнце, луг, цветы — Ты поди-ка, поводи!
Водящий находится на расстоянии 8—10 м от остальных детей. Приближаясь к «цветам», «садовник» говорит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок».
Дети-«цветы» отвечают: Не хотим, чтоб нас срывали И венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться, Будут нами любоваться.
Произнеся последние слова, дети перебегают на другую сторону зала, а водящий старается запятнать кого-нибудь. Пойманный становится водящим. Игра повторяется 3—4 раза.
6.«Жмурки»
Цель: Развивать координацию в пространстве. Учиться неподвижно стоять некоторое время.
Ход игры:
Водящий, закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.
Приложение 10
«Берегите Россию» Е. Синицын
Берегите Россию, нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой. Берегите Россию, нет России другой.
«Флаг моей Родины» Егор Николаев
Флаг бывает разный,
Но мне всего милей
Бело-синий-красный Флаг Родины моей.
Красный – это кровь, Пролитая за Русь. За Родину свою Ты постоять не трусь! Символ синий – вечность,
Символ мира – белый.
Уважай ты честность!
Будь всегда ты смелый!
Крепость, мощь и сила
В Российском флаге есть, Он для нас и символ, Достоинство и честь.
«Флаг родной»С.Зайцева
В синем небе над Москвою Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь флаг родной.
Флаг российский наш окрашен В белый, синий, красный цвет. Он трепещет в небе ясном, И его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды И душевной чистоты. Синий – верности и веры, Бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших Отражает красный цвет. Будем Родину любить мы И хранить её от бед.
«Российский флаг»М. Бебина
Разноцветный флаг России – Белый, синий, красный цвет. Самый для меня красивый, Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою, Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
«Российский триколор»А. Александров Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Побед. В середине – синий. Это цвет великих рек, Что текут в России.
Ну а сверху – белый цвет. Это всякий знает, Что душевной чистотой Русь гостей встречает.
«Что мы Родиной зовем?» В. Степанов
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
«Флаг России»В. Степанов
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота, Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес, Красная полоска – подвиги солдат, Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект «Флаг России» в младшей группе
Актуальность.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это:- гордость за свой народ;- любовь к родным мес...
Проект " Флаг России- триколор"
Формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю....
Краткосрочный проект "Флаг России - триколор"
Дошкольный возраст самый неохваченный по ознакомлению и формированию представлений по патриотическому воспитанию. Дети не знают государственного праздника «День рождения Российского флага и...
Проект «Флаг России — триколор»
Тип проекта: информационно - творческийВид проекта: групповой, краткосрочный (с 14 августа по 22 августа)Участники проекта:- дети группы дошкольного возраста (3-5 лет);- воспитатель: Киппес А.И.- роди...
Краткосрочный проект «Флаг России — триколор»
Формирование у детей патриотических чувств и любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ и уважение к его традициям, воспитание уважительного отношения к государственным символа...
Краткосрочный проект «Флаг России — триколор»
В настоящее время воспитание патриотизма -достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного вним...