Краткосрочный проект по окружающему миру "Сохраним природу от пожаров"
проект (подготовительная группа)

Скуба Елена Александровна

Очень важно формировать у детей дошколного возраста осозноного и ответственого отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_p.b.docx264.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сохраним природу от пожаров!

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу).

«Сохраним природу от пожаров!»

С огнём в лесу ты не шути, лес от пожара береги.

Всем нам нужен лес вовек, помни это ЧЕЛОВЕК!

Введение: В прошлом году в России снова полыхали многочисленные пожары, в том числе и на территориях заповедников, парков, лесов. Природные пожары редко происходят по естественным причинам – из-за удара молнии. Не секрет, что подавляющее их большинство чаще всего возникает по вине самих людей – от непогашенных костров, выброшенных из проезжающих автомобилей и поездов непотушенных сигарет, неисправной техники, в результате неуправляемых травяных палов, которые часто считают безвредными. А ведь во время палов сгорают гнезда птиц, гибнут животные, серьезный ущерб наносится растениям – происходит заметное снижение биологического разнообразия. Огонь от горящей травы часто перекидывается на соседние леса, лесопосадки и населенные пункты, приводит к человеческим жертвам. Именно беспечное отношение к огню самих людей и приводит к многочисленным пожарам в лесу. Для того, чтобы избежать их разрушительных последствий, необходимо сознательное и ответственное отношение каждого человека к безопасности окружающей природы. А начинать эту работу следует с дошкольного возраста. Соблюдение правил пожарной безопасности в лесу должно стать для детей обязательным и естественным, благодаря чему в будущем они будут бережно относиться к сохранению природных территорий и их обитателей от пожаров.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, групповой, комплексный.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу).

• Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, о том, чем опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу.

• Познакомить детей с правилами поведения при пожаре в лесу.

• Убеждать дошкольников в необходимости знать наизусть важную информацию о себе: фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона.Реклама

• Познакомить детей дошкольного возраста с профессиями лесника, пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду.

• Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пожароопасных ситуациях, возникающих в лесу.

• Создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию культуры поведения, осознанного отношения к растениям и животным в лесу и соблюдению правил пожарной безопасности в природе.

• Умение пользоваться специализированными терминами, знать их назначение.

• Знание значения номера «01», умение вести диалог с диспетчером пожарной службыУзнать больше• Появление интереса у родителей воспитанников дошкольного учреждения к проблеме сохранения природных территорий, их обитателей от пожаров; вопросам профилактики природных пожаров.

• Формирование чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Срок реализации проекта: одна неделя.

Стратегия осуществления проектной деятельности: данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКОУ «Врачовская начальная школа-детский сад» в специально организованной совместной деятельности педагога и ребенка, родителей. Участники: дети разновозрастной группы «Веселые звоночки», родители воспитанников, педагоги дополнительного образования (инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель).

Актуальность: увеличение количества стихийных бедствий – природных пожаров – привело к необходимости поиска нового содержания образования. Актуальность проекта определяется повышением внимания государства и общества к проблеме сохранения природных территорий от пожаров и их разрушительных последствий. Задача взрослых – дать дошкольникам основные понятия пожароопасных ситуаций в лесу, познакомить с правилами поведения при пожаре. Условием, значимым для составления проекта, послужила роль общественного дошкольного воспитания в жизни детей дошкольного возраста. Ведь детский сад является вторым (после родителей) источником получения детьми знаний и навыков пожарной безопасности.

Новизна: система деятельности по овладению дошкольниками базовыми знаниями по пожарной безопасности в лесу, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную, разноплановую работу по формированию сознательного и ответственного отношения у дошкольников к личной безопасности и безопасности окружающей природы. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями воспитанников, дополнительными специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре), сотрудниками лесничества, пожарной части в ходе реализации проекта способно создать условия для привития детям устойчивых знаний по сохранению природных территорий от пожаров и профилактике природных пожаров.

Технология проекта: особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы учреждения, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практическую ценность проекта представляют материалы приложений: конспект познавательного занятия, памятки для родителей, сценарий развлечения и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. Совместная деятельность сближает взрослых и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка важно такое взаимопонимание между воспитателями и родителями, так как большое значение для детей дошкольного возраста имеет положительный пример поведения взрослых.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:

На I этапе (подготовительном) было проведено анкетирование родителей, подбор методической и справочной литературы по проектному методу, составление графика проектных мероприятий.

II этап – реализация целей и задач проекта. В ходе реализации основной части проекта организована специальная деятельность (обучающие занятия, целевые прогулки, экскурсия, развлечение), осуществляемая педагогом совместно с дополнительными специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию), в результате которой дети получат знания (информация о природной территории – лесе, его обитателях; о правилах поведения в лесу, причинах возникновения природных пожаров; о работе пожарного и лесника; правилах поведения при пожаре в лесу) и навыки (навыки культуры поведения в лесу и личной безопасности, осторожного обращения с огнем, практические действия при возникновении пожара в лесу, ведение диалога с диспетчером пожарной службы).

Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, полностью включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями, а не пассивными наблюдателями, перенимающими опыт.

Как не допустить пожара в лесу. Защитим лес от пожара

Наступление весенних теплых дней сопряжено с возникновением пожароопасной обстановкой в лесах. Лесной пожар представляет собой крайне опасное явление. Огонь в короткое время охватывает большие территории. Разрушает корневую систему деревьев, уничтожает растительность и животных, а также может перекинуться на близлежащие постройки и дома. Едкий, токсичный дым распространятся на большие расстояния, вызывая ухудшения самочувствия людей.

Для того чтобы не допустить лесного пожара появление нужно четко следовать установленным для лесных объектов правилам противопожарного поведения.

Как потушить небольшой пожар в лесу

Причины и виды природных пожаров

По статистике, основной причиной лесных возгораний является человеческий фактор. В эту же категорию можно отнести и пал сухой травы. Поджиг сухой растительности часто проводят специально для ускорения роста новой травы, а также в качестве профилактики лесных пожаров. Несмотря на предупреждения чрезвычайных служб «Не жги сухую траву, не допусти пожара!», прошлогоднюю траву поджигают из-за любопытства или шутки. Огонь вспыхивает мгновенно, а при наличии ветра, распространяется на деревья, кустарники, и в результате начинается природный пожар, требующий вмешательства пожарных служб.

Непотушенный или тлеющий костер, сжигание мусора недалеко от лесных массивов также способно привести к значительному природному возгоранию. Крайне редко, но причиной появления огня в лесу может стать удар молнии, самовозгорание природных залежей торфа, техногенная авария, разрыв или замыкание электропроводов, умышленный поджог.

Куски стекла, бутылки будут выступать в качестве лупы и вполне способны вызвать небольшое возгорание, которое при определенных условиях разгорится в крупный пожар. Изначально возникнет низовой пожар. Он распространяется по надпочвенному слою, захватывая траву, мох, валежник. Под разрушающее действие огня попадают надземные корни деревьев, нижняя часть стволов, небольшие кустарники, сосновый молодняк.

Узнать больше

Сильный ветер и засушливая погода способствуют перекидыванию огненных искр на ветки деревьев. Пламя поднимается на верхушки и возникает верховой пожар. Он представляет большую опасность, так как имеет высокую скорость распространения и скачкообразный темп развития. Тушение такой огненной природной стихии крайне затруднено.

Кроме того, в лесу могут появляться подземные или торфяные пожары. Они свойственны для болотистой местности с естественными залежами природного горючего ископаемого. Причины их различны. Торф способен самовозгораться и тлеть годами, вызывая выжженные подземные пустоши. Главная опасность таких возгораний состоит в том, что наземный слой может быть не тронут огнем и не иметь никаких видимых повреждений.

Сильное задымление, которое сопровождает торфяные пожары, усугубляет ситуацию. Видимость ухудшается, токсичные вещества могут вызывать отравления и удушья людей и животных.

Торф – это легковоспламеняющееся природное ископаемое, но трудно поддающееся тушению. Вблизи такой местности нужно быть предельно острожными и внимательными при обращении с открытыми источниками огня.

Как не допустить лесного пожара

Планируя отдых на природе вблизи зеленых насаждений или пикник на полянке в густой чаще леса, рекомендуется заранее изучить правила противопожарной безопасности.

К категории строгих запретов относятся следующие действия

  • Курение, а также бросание на траву тлеющих окурков или зажженных спичек. Высыпание горячей золы на землю.
  • Использование пороховой пыжи в оружие во время охоты из тлеющего или легко возгораемого материала
  • Оставление в лесу мусора (бутылки, стекла, ткани, пропитанные горючим материалом)
  • Запускание пиротехники
  • Разведение костра на земле вблизи зарослей молодых деревьев, торфяных болот, сухостоя, полей с сельхозкультурами, деревообрабатывающих предприятий и складов
  • Самостоятельно проводить отжиг сухой растительности
  • Оставлять открытый огонь в мангале или костер на земле без контроля или поручать присмотр за ним детям

Не рекомендуется также использовать какое-либо оборудование, включая мангал или гриль-установку для разведения огня, если рядом находятся деревья с низко опущенными ветвями. В ветреную, жаркую погоду не прибегайте к использованию жидкости для розжига.

Кроме того, при входе в лесную зону отдыха нередко можно увидеть плакат берегите лес от пожара. Не игнорируйте его, лучше вместе с детьми ознакомьте с указанными требованиями. Формировать бережное и ответственное отношение к природе необходимо именно с детских лет, подкрепляя правила своим личным примером. В случае установления противопожарного режима необходимо отложить посещение леса до его отмены.

Самовольная организация пала прошлогодней растительности или бездействия собственников земельных участков при самовозгорании сухой травы могут быть приравнены к административным правонарушениям. Штраф может составить до 500 тыс. рублей.

Что делать, если обнаружили лесной пожар

При обнаружении явных признаков возгорания в лесной зоне в срочном порядке сообщите о нем в пожарную службу или административные органы данного населенного пункта. «Горячие номера», которые следует запомнить или внести в список важных контактов: «01» или «112».

Далее следует принять меры по тушению пожара, но только если возгорание небольшое. Использование таких подручных средств, как земля, вода, песок, ветки лиственных пород деревьев может ограничить зону распространения огня. Нужно просто забрасывать ими кромку возгорания.

Участвуя в ликвидации лесного пожара, следует всегда находиться на связи с другими людьми. Не углубляйтесь в чащу леса. Старайтесь держать ближе к дороге или вырубленной просеки.

Если ваши попытки были тщетны и пожар набрал силу, то срочно покидайте опасную зону. Безопасным маршрутом будут являться дороги, просеки, поляны. При наличии рек, ручьев держитесь ближе к ним.

Самым опасным является повальный верховой пожар. Старайтесь продвигаться, как можно ниже к земле. Нос и рот прикройте любой увлажненной тряпкой или частью одежды. В случае, если Вы попали в огненную ловушку, то вашим спасением может стать водоем. Переждать пожар можно в нем. Обливайте водой открытые участки тела.

При подходе природного пожара к населенным пунктам возможно объявление эвакуации людей. Необходимо точно выполнять распоряжения спасателей и работников чрезвычайных служб. Ожидая помощь, не находитесь в помещении. Выйдите на открытый участок или войдите в местное водохранилище.

Как обезопасить себя при сильном задымлении

Едкий дым при лесном пожаре может быть крайне опасен. Он может провоцировать обострения хронических заболеваний, вызывать приступы астмы, проблемы с сердцем.

Для собственной безопасности следует придерживаться следующих правил:

  1. Старайтесь меньше находиться на улице
  2. В доме все окна, двери, форточки должны быть закрыты плотно. Можно их время от времени увлажнять. Щели затыкать влажным материалом. Хорошо подойдет губка или поролон.
  3. Если необходимо выйти из помещения используйте специальные защитные маски, респираторы или многослойные марлевые повязки, предварительно смоченные в воде.
  4. Для предотвращения обезвоживания и для нейтрализации токсинов пейте много жидкости.
  5. Воздух следует также увлажнять. Для этого можно расставить по периметру открытые емкости с водой либо развешать мокрую ткань.
  6. Люди, имеющие хронические диагнозы должны при себе иметь необходимые медикаменты.
  7. Старайтесь не проявлять сильную физическую активность, так как нужно беречь чистый кислород.
  8. Не забывайте про водные процедуры и влажную обработку твердых поверхностей.
  9. На этот период желательно отказаться от курения и принятия алкоголя

Если Вы или ваши близкие почувствовали себя плохо, то следует обратить в ближайший медицинский пункт или вызвать скорую помощь.

Защищай природу от пожаров

Пожарная безопасность в лесу: как уберечь природу от возгораний

Для этого достаточно соблюдать несколько несложных правил

Отдых на природе, охота и походы в большинстве своем предусматривают применение огня. Брошенный окурок или непотушенный костер зачастую могут стать причиной крупного лесного пожара. Чтобы избежать неприятных последствий после пребывания на природе, с 1 января 2021 года в России введены новые «Правила пожарной безопасности в лесах».

Согласно общим требованиям пожарной безопасности, с момента схода снега до сезона дождей, находясь в лесу людям запрещено:

  • использовать открытый огонь (в том числе мангалы и жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок, не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой и под кронами деревьев. В других местах разведение открытого огня возможно на территории, отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не меньше 0,5 метра. После использования костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
  • бросать горящие спички, окурки и горячую золу, стекло;
  • применять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или другими горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах;
  • заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя. Курить или пользоваться огнем рядом с машинами, заправленными горючим;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках;
  • выбрасывать в лесах отходы производства и потребления;
  • сжигание хвороста, сухой травы и других горючих материалов.

Кроме этого, любые физические или юридические лица, владеющие или пользующиеся территорией, которая прилегает к лесу, обязаны отчищать ее от всех горячих материалов на полосе не менее 10 метров от границ леса. Также участок можно отделить минерализованной полосой или другим противопожарным барьером.

При обнаружении лесного пожара граждане не должны бездействовать: необходимо срочно сообщить о возгорании по номеру 112, а до приезда специалистов самостоятельно начать тушить огонь.

«Пожарная безопасность в природе»

Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе.

• Закрепить знания детей об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.

• Выяснить правильные действия в случае возникновения пожара в природе.

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

• Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.

• Прививать чувство ответственности.

• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

• Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей.

• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пожаров, пепелищ; предметы бытовой химии (баллончик с лаком, пластиковые бутылки).

1. Вводная часть (слайд с заголовком).

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком помощнике говорится в загадке?

На привале нам помог:

Суп сварил, картошку пек,

Для похода он хорош.

Да с собой не понесешь (костер).

Перед детьми два изображения: в одном изображен костер, на другом – пожар (слайд 1)

Воспитатель: Что изображено слева? (костер) А справа? (пожар)

Воспитатель: Что общего у костра и пожара?

Дети: Костер и пожар возникает из-за огня.

Воспитатель: В чем разница между костром и пожаром?

Дети: Костер разжигают люди для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.

2. Основная часть.

— Костры согревали людей в далёком прошлом, помогали готовить еду, защищали от врагов (слайд 2). И сегодня мы также любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать (слайд 3). Кто из вас разжигал костер? Как вы это делали? (ответы детей)

— Но не надо забывать, что огонь, если его не сторожить, может принести беду. Все видели по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое – и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и насекомых.

Конечно, пожары сами по себе не возникают. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру на свет вырывается «злой огненный джин». Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джин тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, но потом разрастается до огненной стены во все небо. (Показ иллюстраций о лесных пожарах – слайды 4-6)

Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла!

— Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожаров:

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду, что много горя принесу (искра) (слайд 7).

В воду идет красный,

А из воды – черный (уголь).

Физминутка «Пожарные».

Что за дым над головой? (смотрят вверх. поворачивая голову вправо, влево)

Что за гром на мостовой? (топают ногам)

Дом пылает за углом (наклон вперед с поворотами вправо, влево)

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом (имитируют лазание на лестницу).

— Костер – это всегда опасность для леса, но это опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (ответы детей).

— Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь, несомненно, обеспечен. Многие из вас говорили, что для разведения костра собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят они по-разному. Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуя пузырьки, которые лопаются. Брызги могут попасть вам на кожу, в глаза и нанести вред.

— нельзя разводить костры без взрослых;

— нельзя разводить костры в непредназначенном для этого месте;

— нельзя близко стоять около костра;

— нельзя бросать в огонь предметы.

— Всегда интересно бросить в горящий костер банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А этого делать нельзя.Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.

Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (ответы детей)

— Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов-пожарных. Но вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть.

3. Заключительная часть.

— А сейчас узнаем, как вы запомнили, что можно делать в лесу с огнём, а что нельзя.

Дидактическая игра «Хорошо — плохо» (слайды 8-11)

— Можно разводить костёр, чтобы приготовить еду?

— Можно разводить костёр без взрослых?

— Можно греться у костра?

— Можно сидеть близко к огню?

— Можно любоваться языками пламени и мечтать?

— Можно трогать угли?

— Можно оставлять горящий костёр?

— Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Я надеюсь, что пожарным никогда не придется выезжать на лесные пожары по вашей вине (слайд 12).

Пожарная безопасность глазами детей Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Мы взрослые об этом знаем, а маленькие дети такой.

Конспект ННОД «Пожарная безопасность» (4–5 лет) Задачи: Закрепить знания о безопасности Закрепить звукопроизношение звуков «ш», «р», «у». Закрепить знание о пожарной безопасности Учить.

Конспект НОД «Пожарная безопасность» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Пожарная безопасность» (старшая группа) Образовательная область: познавательное развитие;.

Конспект открытого занятия «Пожарная безопасность. Пожарная машина» в средней группе Тема: Пожарная безопасность. Пожарная машина. Программные задачи: Дать детям понятие о пользе и вреде огня, закрепить знания о том, что.

Педагогический проект «Пожарная безопасность» Педагогический проект «Пожарная безопасность» (межгрупповой, творческий, долгосрочный) Участники. Дети старшей и подготовительной к школе.

Пожарная безопасность (фотоотчет) Мною было проведено занятие по Познавательно-исследовательской деятельности (Безопасность) «День пожарной безопасности». Целью которого.

Проект «Пожарная безопасность» Перспективное планирование по Пожарной безопасности в средней группе. Месяц План мероприятий Сентябрь 1. НОД «Знакомство с профессией пожарного».

Проект «Пожарная безопасность» Актуальность проекта. Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов,.

Родительское собрание «Пожарная безопасность» В декабре, у нас в детском саду прошло родительское собрание на тему «Пожарная безопасность». В фойе детского сада была оформлена выставка.

Выставка «Пожарная безопасность» В нашем саду в рамках городского мероприятия «Юный пожарный»,была проведена активная работа с детьми и родителями. Заключительным этапом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Живая и неживая природа" подготовительная группа

Краткосрочный проект "Живая и неживая природа"  подготовительная группа...

Краткосрочный проект по окружающему миру (подготовительная группа) Тема: "Волшебные пуговицы"

Краткосрочный проект по окружающему миру (подготовительная группа) Тема: "Волшебные пуговицы"...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину»....

Краткосрочный проект «Путешествие в мир природы»

Цель проекта:Познакомить детей с домашними и дикими животными. Дать понятия о том, что все живое на планете нуждается в определенных услових. Развивать у детей творческие познавательные способности в ...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Актуальность проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником п...

Краткосрочный проект по экологии «Будь природе другом!»

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и ...