Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста с использованием народного творчества".
консультация (младшая группа)
Важным моментом в нравственно - патриотическом воспитании малышей стало возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством
"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом" С.Михалков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей " Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста с использованием народного творчества."
" Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом" С.Михалков.
Мы живем в интересное и сложное время. когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Важным моментом в нравственно - патриотическом воспитании малышей стало возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые потешками и прибаутками, эти процессы становятся для ребенка более интересными. Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше – потешки. Например:
Потягушки, порастушки,
Поперек толстунюшки,
А в ножках ходунюшки,
А в ручках хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него: Куд-куда, куд-куда, Кричат курочки: «Беда! Петушок упал, ножку-крылышко сломал! Помогите, помогите, Больно Пете, полечите!»
Потешки – песенки к первым играм и забавам с пальцами, ручками, ножками. Их воспитательное назначение – сначала потешить, развеселить, позабавить ребенка, а вслед за этим приготовить его к познанию окружающего мира в процессе игры, которая в период пестования является основной. Одна из самых популярных и любимых детьми потешек-игр, очень умная и полезная – в ладушки. По ней малыш распознает доброту и строгость:
– Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
– Что ели? – Кашку.
Кашка сладенька, Бабка добренька,
Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка: «Мишка косолапый по лесу идет…», «Как у нашего кота шубка очень хороша…»
Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо: «Светлая водица, мы хотим умыться»», «Надевает Катя голубое платье…», «За столом сидит Тимошка, а в руке большая ложка…»..
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, прибаутками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Ранний возраст - решающее время для формирования характера ребенка, его отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. В этом возрасте ребенок осознает информацию через игру, а в народных играх столько поучительного
Если взять сказки, то они много могут рассказать ребенку о мире, в котором он живет, о его стране, о правилах поведения. Иными словами, сказка - это особый способ освоения мира. Образы народной сказки могут быть использованы как пример для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу или трудной для ребенка ситуации. Позволяют в игровой форме, без прямых наставлений, формировать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
.
Сказка "Курочка Ряба" учит тому, что не нужно плакать о потерянном, за плохим обязательно придет хорошее, учит ценить и беречь то, что у нас уже есть. Сказка "Репка" учит, что порой, для достижения поставленной цели необходимо приложить небольшое дополнительное усилие, учит помогать друг другу. "Теремок" - дружбе, взаимовыручке, умению жить вместе. Все звери, разные по размеру и характеру, уживаются в крошечном доме. "Колобок" учит слушаться родителей, не убегать из дома без спроса, не гулять одному, не разговаривать с незнакомыми людьми, не хвастаться и не надсмехаться над другими.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Необходимо помнить, что возможности нравственно - патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам Русской Народной Культуры. /О.Л. Князева, М.Д. Маханева // Программа учебно - методическое пособие. Издание второе. г. Санкт - Петербург Издательство "Детство - Пресс" 2006г. - 304с. Ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей раннего возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в семье».
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма....
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...
Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества
Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...