Экологические игры
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №14» г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Формирование экологического воспитания детей с ЗПР через дидактические игры
Подготовили Гарафеева З.М., Валинурова В.Ф.
Из практики педагогической работы считаем, что дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей с ЗПР, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с ЗПР с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр:
• Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети с ЗПР лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, при этом тренируются их внимание, память.
• Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
• Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов, сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени.
Экологические игры, в которые можно играть со своими детьми –дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе:
«Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Взрослый называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.
Игра «Да и нет»
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.
Материал: игрушечный котёнок.
ОПИСАНИЕ: Взрослый просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы6
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога?
И т.д.
Игра «Угадай, чей хвост»
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ: Взрослый раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
Игра "Узнайте животного по описанию"
Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.
Материал: предметные картинки с домашними животными.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.
Взрослый: Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.
Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.
Игра «Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
Играйте со своими детьми не только дома, но и на прогулках, в транспорте, на пикнике, пляже и т.д. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"
Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Методическая разработка экологической игры-квест по теме: «Экологический транспорт »
В предложенной нами игре- квесте «Экологический транспорт» решается проблема загазованности города. Детям предлагается самостоятельный поиск решения проблемы через выполнение з...
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...