Выступление «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
консультация
Выступление «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rol_semi.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»
Подготовила:
Исмагилова О.А.
г. Нижневартовск 2022
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир. Познавательно - исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и представляет собой, экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме, назначению.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – постоянное стремление к эксперименту, их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Открыть, изучить, исследовать, — значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей пробовать, думать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Немаловажную роль в развитии исследовательской деятельности детей играет семья. Многие родители воспринимают дошкольный возраст, как возраст подготовки ребёнка к школьному обучению. Поэтому на первом плане у родителей стоит развитие познавательных ценностей. С этой целью большинство родителей используют занятия с ребёнком в домашних условиях в форме уроков, водя его на разного рода курсы подготовки к школе.
Такой подход, как правило, приводит к негативным последствиям: ребёнок с неохотой занимается, теряется познавательная и учебная мотивация, в результате замедляется его развитие.
Взаимодействию с детьми родителей необходимо учить. Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников познавательных интересов и любознательности можно только во взаимодействии с родителями. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Не многие родители сами понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность, принимая такое явление, как состояние воды жидкое, твердое, газообразное, как само собой разумеющееся, т. е. это есть и точка. Или на некоторые вопросы дают ответы в таком виде: «Любит лепить, рисовать, создавать». Да, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. И поэтому родителям с детьми нужно поручать задание на исследовательскую деятельность дома.
При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» На помощь приходят индивидуальные беседы, наглядная агитация, выставки книг, идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Следуя мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Советы:
- никогда не отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п.
- не следует отмахиваться от желаний ребенка, ведь в основе этого «любопытства» лежит любознательность, в результате которой появляется потребность в исследовании;
- нельзя запрещать исследовательскую деятельность, т. к. это сковывает активность и самостоятельность;
- нельзя указывать на ошибки и недостатки, т. к. осознание своей неуспешности гасит интерес к этому виду деятельности. Надо учить детей доводить начатое дело до конца и давать положительную оценку деятельности.
Организация сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.
Первый этап – организационно-подготовительный.
- На этом этапе проводится просветительская деятельность с родителями и детьми.
- Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;
- Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей).
- На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.
Вывод:
Метод экспериментирования позволяет:
- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать выводы).
Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что, если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.
Памятка для родителей
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУ ЖНО ДЕЛАТЬ
(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.»
Материал предназначен для родителей, которым интересна роль семьи и в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка....
« Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка".
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, и родители должны осо...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка» в подготовительной к школе группе
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребёнка".
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребёнка"....
Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами....