Статья на тему: «Фольклор, для средство здоровьесбережения»
статья

Степанова Ольга Ивановна

Фольклор является одним из выразительных средств воспитания всесторонне развитой личности, в том числе и в сбережении психического и физического здоровья ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Степанова Ольга Ивановна

Воспитатель

 ГБДОУ детский сад № 142

Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:  «Фольклор, для средство  здоровьесбережения»

Актуальность темы сбережения физического и психического здоровья детей и взрослых трудно переоценить. Кризис и нестабильность нынешней ситуации, разрушение сложившихся традиций, изменение ценностных ориентиров, негативным образом сказывается на здоровье людей.

 Фольклор в дошкольной педагогике прошёл многовековую проверку на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем учтены главные педагогические принципы: доступность, учёт возрастных особенностей, познание мира от простого к более сложному, основные законы детской логики и восприятия, поэтому его педагогический потенциал неисчерпаем.

Фольклор является одним из средств воспитания всесторонне развитой личности ребенка. К. Д. Ушинский говорил о большом значении произведений  народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием. Хочу остановиться на основных видах народного творчества, которые мы активно используем в своей работе по здоровьесбережению.

Знакомство детей с фольклором начинается с самого  раннего возраста: с песенок, попевок, закличек, приговорок, прибауток, потешек, пестушек. Вслушиваясь в текст потешки, в ее ритм и музыкальность, маленький ребенок притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

      Народная музыка

- раскрепощает ребенка, легко гармонирует с его индивидуальностью. Народная песня наиболее доступна для восприятия дошкольников, так как музыкальные образы раскрываются в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему национальному характеру. Нередко пением сопровождаются различные виды деятельности ребенка-дошкольника: танец, хоровод, игра.

Народная музыка является не только фоном, создающим эмоциональный настрой, но и средством формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером музыкального произведения. Сопровождая движения, музыка оказывает значительное влияние на повышение качества их выполнения: выразительность, ритмичность, чёткость, координацию, плавность и слитность. Сочетание движения с музыкальным сопровождением воспитывает пространственно-временную ориентировку. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательная, сердечно-сосудистая системы, мышечная деятельность), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Сказка

- развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказкам присущ красочный язык повествования. Яркие образы в сказках лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа.

Сказка в системе развития духовно - нравственного воспитания

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Сказка не дает прямых наставлений детям (например, «Нужно слушаться родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказка в системе развития  физического развития

Использовать сказки в качестве источника развития  физических движений  можно в следующих  формах:

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.

2. Сюжетные физкультурные занятия с "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа).

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.

4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями.

6. Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.

Русские народные подвижные игры

- являются сокровищницей русской культуры. В игровой деятельности детей объективно сочетается два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой стороны - получают эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды.

Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Народные игры сохраняются веками, потому что одновременно поддерживается вариативность конкретных проявлений, обеспечивается свобода импровизации. Это придает им свежесть, жизнеспособность, способствует постепенному обновлению игр.

К началу XX века насчитывалось не менее 100 сборников народных игр только на русском языке. В народных играх дети легко улавливают музыкальность, напевность родной речи, познают меткость и лаконичность русского слова. Большое влияние оказывают народные игры на воспитание ума, характера, воли, на развитие нравственных и эстетических чувств. Подвижные игры физически укрепляют детей, положительно влияют на развитие эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. Участвуя в играх, дети также знакомятся с обычаями и своеобразием быта русского народа.

Они сохраняют свою художественную прелесть и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Игровой фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться личности ребенка, мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, импровизациям детей.

Ритмичный бег, ходьба, прыжки, движения галопа в сочетании с потешками содействуют общему физическому и психическому развитию детей.

Во время выполнения движений можно использовать прибаутки - рифмованные выражения шуточного содержания, в которых даны отдельные картины какого-либо яркого события или изображается какое-либо стремительное действие.

ВЫВОД:

Здоровьесберегающий эффект - является одним из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, представляющей собой сложную  систему, способствует многостороннему развитию детей и взрослых. Тем самым работа с разными формами фольклора -  способствует созданию здоровьесберегающего образовательного пространства. Фольклор органично входит в контекст здоровьесберегающей педагогики – нового направления в педагогической науке и практике, связанной с разработкой и внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и создания здоровьесберегающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированная работа по теме «ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия....

Статья на тему "Фольклор в работе с детьми младшего возраста"

Статья на тему "Фольклор в работе с детьми младшего возраста"...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"

Конспект НОД   по   патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...

Статья на тему "Фольклор как средство эмоционального развития детей раннего возраста."

Фольклор ввоспитании и развитии  детей раннего возраста в ДОУ...

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Фольклор для маленьких»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт....

Статья на тему: "Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста"

Произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого ра...

Статья для родителей на тему " Фольклор в жизни ребенка"

Статья для родителей на тему " Фольклор в жизни вашего ребенка"...