"Музыкотерапия на занятиях и в режимных моментах в ДОУ"
консультация
"Каким же образом музыка воздействует на организм маленького человека?" На этот вопрос поможет Вам ответить данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_muzykoterapiya_v_rezhimnyh_momentah_v_dou_.docx | 800.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«МУЗЫКОТЕРАПИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ В ДОУ»
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка - целитель здоровья.
В. М. Бехтерев
(русский психиатр, физиолог, психолог)
В последние время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как же с помощью музыки мы можем повлиять на улучшение душевного и физического состояние ребенка?
Одним из таких средств, влияющих на общее здоровье ребёнка, является методическое средство музыкотерапия. Это метод, при котором музыка выступает в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Каким же образом музыка воздействует на организм маленького человека?
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализируется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на весь организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчают установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание. Музыка оживляет эмоциональную сферу, восстанавливая тем самым иммунитет. Так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций иммунитет ребенка снижается, и он гораздо чаще болеет. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже настроения детей.
Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъём!». Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у детей выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплекс упражнений, не поднимая с кровати детей.
Помимо применения музыки в режимных моментах в ДОУ, воспитатели могут также использовать музыкальное сопровождение на занятиях с детьми - во время изобразительной, конструктивной деятельности, лепки и аппликации, а также в моменты самостоятельной игровой деятельности детей.
Ниже приведены примеры музыкального репертуара для использования их в режимных моментах и на занятиях.
Прием детей
1) Э. Григ «Утро»
2) К. Сен-Сеанс «Карнавал животных»
3) П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
4) Музыкальные композиции оркестра Поля Мориа
5) Д. Кабалевский «Клоуны»
6) А. Рубинштейн «Мелодия»
Утренняя зарядка
1) Е. Тиличеева «Марш»
2) Г. Гладков «Песенка про зарядку»
3) Е. Юцкевич «Марш»
4) Музыкальные зарядки с движениями.
Дневной сон
1) Соло фортепиано (Р. Клайдерман и симфонический оркестр)
2) П. Чайковский «Времена года»
3) Л. Бетховен Соната № 14 «Лунная»
4) И. Бах - Ш. Гуно «Аве Мария»
5) К. Сен-Санс «Лебедь»
6) П. Чайковский «Вальс цветов»
7) В. Моцарт «Колыбельная»
8) Анугама «Голоса океана»
Пробуждение после дневного сна
1) Ф. Шопен «Прелюдия № 1» оп. 28
2) В. Моцарт «Турецкое рондо»
3) П. Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть
4) П. Чайковский «Зимнее утро»
5) П. Чайковский «Песня жаворонка»
6) Д. Шостакович «Романс»
Музыкальные занятия
1) М. Глинка «Вальс фантазия»
2) П. Чайковский «Мазурка»
3) С. Рахманинов «Итальянская полька»
4) Русская народная песня «Ах вы сени»
Физкультурные занятия
1) И. Штраус «Сказки венского леса»
2) П. Чайковский «Апрель»
3) А. Вивальди «Зима»
Занятия по рисованию, лепке, конструированию
1) Русские народные мелодии
2) Э. Григ «Утро»
3) М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
4) П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Занятия по чтению художественной литературы
1) Ф. Шопен «Ноктюрн № 1»
2) Р. Шуман «Грёзы»
3) Д. Ласт «Одинокий пастух»
4) П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Свободная игровая деятельность
Детские песенки:
1) Е. Крылатов «Заводные игрушки»
2) В. Шаинский «Чебурашка»
3) В. Шаинский «Чунга-чанга»
4) В. Шаинский «Голубой вагон»
5) М. Дунаевский «33 коровы»
Особенности использования музыкотерапии:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся детям;
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Заключение
Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:
- созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
- продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
- подобраны специальные музыкальные произведения;
- задействованы все органы чувств у детей;
- установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Подготовила музыкальный руководитель
Чертыковцева Марина Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Закаливание в режимном моменте (после сна)
Создание психологических условий в группе, повышение двигательного потенциала и интереса детей к физической культуре, используя нетрадиционные методы в организации физкультурно-оздоровительной работы ...
«Оздоровительная работа на занятиях и в режимных моментах».
Одной из основных задач, стоящих передо мной, является воспитание здоровых детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровь...
«Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах»
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в с...
«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»
Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо науч...
«Использование материалов УМК на занятиях и в режимных моментах»
Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, формировать мотив...
«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Музыкотерапия и ее использование в режимных моментах"
Воздействуя на нравстаенное и эстетитическое развитие ребенка, музыкаьное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов....