«Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка».
консультация

Глебова Надежда Игоревна

Папка-передвижка. Консультация для родителей. «Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка».

В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\coseyo\Pictures\wps\小猫阅读1.jpg小猫阅读1

Консультация

для родителей

«Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка».

В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.

В настоящее время нарушается передача

 игровой культуры от

 поколения к поколению.

 Это связано прежде всего

 с тем, что группы в детских садах в

 основном одновозрастные, а из этого

 вытекают последствия: не осуществляется

передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим;

семьи в большинстве своём малочисленны;  старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события.  Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать

сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.

Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то

персонажами, ситуаций,

в которые они попадают, отношений,

 в которые они вступают.

Такими сюжетами могут

выступать сказки, рассказы, или свёрнутое описание,

 обозначающее лишь тему игры, основных персонажей,

 действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").

Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь, таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.

Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами

игровой деятельности,

взрослый начинает организовывать

его самостоятельную игру,

а сам всё чаще и чаще

отстраняется от совместной деятельности. Малыш

попадает в мир игрушек, в мир играющих детей.

Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым  воспитателями детского сада, дворовой группой  и т.д.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно  уделять  игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила  игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре.

Самое очевидное

влияние взрослого на

сюжетно-ролевую игру это

её зарождение, когда родитель

 имеет возможность показать как и во что можно

играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию,

то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  1. Игра не должна строиться на принуждении.
  2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
  3.  Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
  4. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он  прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребенку

начать выпекать хлеб,

булочки, пирожные. Так вы вовлечёте

ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие

 взрослого, когда ребенок охотится за пиратами

 вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться

 развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше  вспомните, насколько хорошо вы  объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся.

Если очевидно, что

 ребенок сознательно играет

в жестокую и злую игру,

дайте ему выговориться, может

Это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход.

Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Самые распространённые сюжетные игры.

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки  с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.

С помощью исторических

 игр, например, в рыцарей, принцесс

 можно познакомить ребенка

с другим миром, развить интерес к

историческому прошлому.

Также очень важно помогать или хотя бы не

препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра во всестороннем развитии ребенка»

повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретн...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Эта статья раскрывает важность проведения сюжетно-ролевых игр с детьми. Только в игре ребенок может вести себя непосредственно и получать в процессе разносторонее познание и развитие, проявлять свои э...

Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии ребенка

Сюжетно-ролевая игра и возникает, по мнению Д. Б. Эль-конина (1996), только на определенном этапе исторического развития общества как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить орие...

Сюжетно-ролевая игра как средство развитие ребенка

Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного развития ребенка...

Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка

laquo;Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»  А. М. Горький...

Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка

Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....