Викторина для детей
материал (старшая группа)
Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_proizvedeniyam_a.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по произведениям А.С.Пушкина
Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о становлении А. С. Пушкина великим русским писателем.
Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Формировать связную речь, обогащать словарь.
Развивающие: Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление, память.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. Воспитание любви и уважительного отношения к творчеству А. С. Пушкина.
Предварительная работа:
- Просмотр мультфильмов со сказками А.С. Пушкина
- Беседы по просмотренным сказкам Пушкина
- Рассматривание иллюстраций художников Б.А. Дехтерева, Б.В. Билибина, В. Назарука.
- Рассказывание сказок Пушкина по иллюстрациям художников Б.А. Дехтерева, Б.В. Билибина, В. Назарука.
- Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде».
- Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.
- Рисование детьми эпизодов из сказок.
Словарная работа:
- Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
- Невод – сеть для ловли рыбы;
- Рать – войско, армия;
- Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
- Тужить – грустить, печалиться;
- Неведомые – неизвестные, незнакомые;
- Темница – тюрьма;
- Затейница – выдумщица;
- Лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты.
Материалы и оборудование:
- Слайды - «А. С. Пушкин»
- Отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» «У Лукоморья дуб зеленый…»
- Музыка – М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
- Музыка «Во саду ли в огороде»
- Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии) для игр: «Балда и чертенята», «Платочек» и состязания: «Орешки»
- Телеграммы
- Костюм почтальона (детский)
- Костюм кота (шапочка с кисточкой, указка, большой колокольчик, книги)
- Костюм Петушка
- Костюм Балды
- Костюм Белочки
- Костюм Царевны
- Ларец
- Содержимое ларца: Яблоко Зеркало Заяц Невод Лебедь Собака Рыбка Веревка
- 4 ведра
- 2 корзины
- орехи (киндер-яйцо с начинкой-камушками)
- три больших расписных платка
- фишки для судей
- гостинцы для детей
- приз победителям
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под музыку, звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинки. Рассаживаются по местам (места распределены по командам).
На интерактивной доске видео «У лукоморья…»
В зал входит Ученый кот (на голове шапочка с кисточкой, в руках указка, большой колокольчик, книги).
Кот: Здравствуйте, кажется, здесь обо мне говорили. Я - всем известный кот ученый. Надеюсь, я туда попал? Это детский сад «Ёлочка?», который находится по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Республики, номер дома 35 «А». Меня пригласили как главного знатока сказок. А вы знаете, кто меня выдумал?
Правильно! Ребята, сегодня мы здесь собрались, чтобы вспомнить великого русского поэта А. С. Пушкина, вспомнить его замечательные, нами любимые сказки.
Рассказ кота
На интерактивной доске появляется слайд №1 – портрет А. С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин родился в те далекие времена, когда на Руси правили цари, это было более двухсот лет назад. В детстве его называли Сашей, он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его старенькая няня (появляется слайд № 2 – портрет Арины Родионовны).
Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая женщина, не обученная грамоте. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, подругой. А звали ее Арина Родионовна.
Маленький Саша со своей семьей жили в большом доме за городом, вокруг дома рос сосновый лес (появляется слайд № 3 – дом А.С. Пушкина в Михайловском). Заскучает, бывало, будущий писатель и просит няню рассказать какую-нибудь сказку.
Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить (появляется слайд № 4 - няня и маленький Саша).
Взрослея и слушая сказки своей няни, мальчик все чаще чувствовал, что ему самому хочется взяться за перо и сочинить какую-нибудь сказку (появляется слайд № 5 – маленький Саша сочиняет).
Став взрослым он признался в том, что сочинять сказки его научила любимая няня:
Ты детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Когда Саша вырос и стал уже Александром Сергеевичем, то он уехал на государеву службу, там очень скучал по своей няне и писал ей письма. В одном из писем он написал такие строки (появляется слайд № 6 – Пушкин пишет письмо):
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, словно на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
(из стихотворения "Няне").
А. С. Пушкин любил свой дом, свою семью. Никогда о них не забывал, где бы он ни находился. При любой возможности посещал свою малую родину и, конечно же, горячо любимую няню-мамушку (появляется слайд № 7 – взрослый Пушкин и няня).
- Ребята, как вы думаете можно ли поэта А. С. Пушкина назвать сказочником?
Слышите, как писатель говорит, что сама няня дала ему волшебную свирель, с помощью которой он стал не просто писателем, а лучшим в мире сказочником.
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
Всех героев этих сказок
Узнаем мы без подсказок:
Царь Салтан и Черномор.
Поп, Балда и Князь Гвидон…
Страницы сказок мы листаем,
Конкурс знатоков мы начинаем.
Кот: Начнем, конечно же, с разминки.
Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Царевна-Лягушка, сестрица Аленушка, рыбка, царевич Елисей, Балда, Курочка Ряба, Жихарка.
Кот: Ну, что же, ребята с разминкой вы справились отлично. Только вот что-то мои помощники задерживаются. Ну, как говорится: «Семеро одного не ждут», продолжим без них. Итак, наш первый конкурс!
Раздается стук в дверь.
Кот: Да-да. Войдите!
Входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте! Вы кот ученый? Для вас пришли телеграммы. Распишитесь. Получите.
Кот: Благодарю. Так, так, так… Почитаем от кого пришли телеграммы. Ребята, а телеграммы то не простые, эти телеграммы и есть первый конкурс, это загадки от моих коллег, сказочных героев, которых выдумал Александр Сергеевич. Чья команда отгадает от кого пришла телеграмма-загадка и из какой сказки этот герой, та и получит фишку.
Конкурс № 1. «Узнай, от кого пришла телеграмма»
Кот загадывает загадки командам по очереди. За каждый верный ответ команда получает фишку. Как только дети отгадают загадку, прибывает сказочный герой.
Кот: Прошу капитанов команд для получения фишек, подойти ко мне. Итак, начнем. Загадка для первой команды, слушайте внимательно:
1. Буду скоро! Не теряйте –
Чуть задерживаюсь я.
В стороне, где я служу,
Подошли полки чужие
И со всех сторон ползут,
Разрушения несут.
Шевельнусь я, встрепенусь я,
К той сторонке обернусь я,
Закричу: «Кири-ку-ку!
Разбужу полки, построю!»
А затем и к вам прибуду
Знатоков всех рассужу
И по чести награжу. (ПЕТУШОК из «Сказки о золотом петушке»)
Кот: Молодцы! Капитан, получите свою фишку.
Появляется Петушок
Петушок: Кири-ку-ку! Здравствуй, весь честной народ! Надеюсь, я не очень опоздал?
Кот: Вы, как всегда, вовремя, уважаемый Петушок! Займите, мой любезный друг, свое место в судейской коллегии.
Вот тут у нас еще телеграмма для второй команды:
2. Вы меня не осудите,
Вы меня ужо простите!
Приключилась тут беда -
Разыгрались Бесенята,
Бурю в море запустили,
Корабли все потопили.
Поднатужусь, поднапружусь,
Подкручу хвосты чертям
И примчусь под парусами
Под высокими волнами
На собранье знатоков. (БАЛДА из «Сказки о попе и его работнике Балде»)
Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку.
Появляется Балда.
Балда: Здравия вам всем желаю! Низкий поклон, ученое собрание! Простите за опоздание.
Кот: Присаживайся, любезный друг, Балда! Мы тут еще одну телеграмму не прочитали.
Телеграмма для первой команды:
3. Опоздаю я немножко!
Князь Гвидон де захворал.
Грусть-тоска его съедает.
Как могу от печали увожу -
Песни я ему пою,
Да орешки все грызу
«А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд».
Разгоню его тоску
И, немедля, к вам прибуду
Знатоков судьбу вершить. (БЕЛКА из «Сказки о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)
Кот: Молодцы, капитан команды получите свою фишку.
Под музыку: «Во саду ли в огороде» появляется белочка, поет и танцует:
Белка: Здравствуйте, народ честной! Надеюсь, я вовремя поспела.
Кот: Проходи, матушка, присаживайся. Мы тут телеграммы-загадки читаем и отгадываем.
Белочка: Мою телеграмму-то получили?
Кот: И получили и уже отгадали.
Белка садится за стол жюри.
Кот: Зачитаем последнюю телеграмму для второй команды:
4. Низкий шлю я вам поклон!
Я теперь уж не невеста
Елисея я жена, удалого молодца.
Задержусь совсем немножко.
Вот почтенного кота выполняю я завет -
Прибыть на ученый ваш совет.
Только в зеркальце взгляну
Да всю правду угляжу.
«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Где на свете всех милее,
Веселее и умнее дети добрые живут?
Мне туда заказан путь». (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку.
Появляется Царевна с ларцом.
Царевна: Здравия вам всем желаю. Вижу все мои друзья прибыли. А я к вам не с пустыми руками. Посмотрите, какой у меня ларец. В нем лежат сказочные предметы, вам нужно угадать из какой они сказки. Представители от каждой команды для получения фишек, подойдите ко мне.
Конкурс № 2. «Угадай, из какой сказки предметы»
Царевна: Этот мешочек для первой команды. Посмотрим, какие предметы в нем лежат:
- Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
- Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
- Заяц («Сказка о попе и его работнике Балде»)
- Невод (Сказка о рыбаке и рыбке»)
А этот мешочек для второй команды, посмотрим, что в нем лежит?:
- Лебедь («Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)
- Собака («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Царевна за каждый правильный ответ дает командам фишки.
Царевна: Какие молодцы, как они хорошо разбираются в сказках А. С. Пушкина. Вы, наверное, очень любите сказки этого писателя.
Балда: Царевна, дай-ка мне, голубушка, веревочку.
Царевна: Держи. Балда, а за какой надобностью тебе веревка?
Балда: Веревка – вещь очень нужная, просто необходимая в хозяйстве. Знаешь сколько всего можно сделать с помощью веревки?
Царевна: Ну, я знаю, что с помощью веревки ты море морщил, да чертенят корчил. А что еще? Пожалуй, и все.
Балда: Эх ты, а еще Царевна! Как говорят в народе: «Смекалка во всяком деле выручит». А вы, ребята, попробуйте, смекалку проявите, да мне подскажите. Как думаете, что можно с помощью веревки сделать?
Размышления детей.
Балда: Какие вы сметливые, догадливые ребята! Ну, прямо как я. Не пропадете в жизни, из любой беды выход найдете. Но веревка, все же, мне для другой надобности. Играть с вами хочу. Вы любите играть? Ну, тогда предлагаю сыграть в мою любимую игру: «Балда и бесенята».
Игра «Балда и бесенята» (под русскую народную мелодию)
Балда: Дети, вы будете бесенята, которые стоят вокруг моря. Я буду веревкой «море морщить», вас бесенят «корчить».
Ваша задача – подпрыгивать вовремя, да повыше, чтобы я вас с ног не сбил. Кого веревкой задену, тот считается сбитым и выбывает из игры.
Ребята, будем играть по очереди, сначала с первой командой, затем со второй.
Команда, в которой я собью больше ребят-бесенят, считается проигравшей и получает одну фишку, команда победитель – две фишки.
Балда: Молодцы, ребята! Вы, однако, удальцы! Вот потехи час прошел, делу время подошло. Наша Белочка, непоседа-затейница, приготовила для вас непростое задание. Белочка, выходи, ум ребяткам разомни.
Белочка: Ну, что ребята, готовы знания свои показать? (Дети: да) Вам нужно будет угадать из какой сказки слова.
Капитаны команд, ко мне выходите. За каждый правильный ответ команда, отгадавшая из какой сказки слова, получит фишку.
Конкурс № 3. «Из какой сказки отрывок?»
Белочка: Первая команда готова? Тогда этот отрывок для вас:
1. «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Слайд № 8
Капитан команды, получите фишку за правильный ответ.
А теперь загадка для второй команды игроков:
2. «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит». («Сказка о царе Салтане и о царевне Лебедь»)
Слайд № 9
3. «…Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя». («Сказка о золотом петушке»)
Слайд № 10
4. «Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая
Прибежал и смолк, играя». («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Слайд № 11
Капитан команды, получите фишку за правильный ответ.
Белочка: С моим заданием вы справились отлично! Молодцы. Меня не зря зовут затейницей. У меня для вас тоже есть забава. Вот в ведерках припасены орешки, «а орешки непростые - все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд».
Состязание: «Орешки» (под русскую народную мелодию)
Белочка: Ребята, вам нужно построиться в две колонны как для спортивного состязания. Возле каждой команды стоит ведерко с орехами, это киндер-яички с начинкой-камушком внутри, по количеству игроков в команде. На противоположной стороне напротив каждой команды стоят 2 стула, на каждом стульчике по 2 ведерка.
Ваша задача - игроки по очереди берут из ведерка по одному ореху и добегают до стула, раскрывают орешек, скорлупки кладут в одно ведро, а ядрышки в другое и возвращаются обратно в команду, становятся в конце колонны. Команда, которая справится быстрее, получает 2 фишки, проигравшая – одну фишку.
Белочка: Молодцы, ребята! Вы не только умные, но и быстрые, ловкие, умелые. А сейчас еще один конкурс знатоков. Дружок мой, Петя-петушок, какое задание ты приготовил для ребят?
Конкурс № 4. «Вопрос – ответ?»
Петушок: А я хочу проверить вашу скорость мысли. Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 ответа. Вам нужно быстро выбрать из них один - правильный. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Представители от каждой команды, для получения фишек, подойдите ко мне!
Первая команда, приготовтесь, вопросы для вас:
1. Что делали три девицы под окном?
А) подслушивали
Б) пряли
В) грызли семечки
2. Кто помог царевичу Елисею найти невесту?
А) снег
Б) дождь
В) ветер
3. Что у царевны Лебедь блестит под косой?
А) бусы
Б) месяц
В) ожерелье
4. Где жил старик со своею старухой?
А) В землянке.
Б) В избушке.
Г) В шалаше.
5. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»?
А) В медведя
Б) В воробья
В) В комара
Вторая команда, готовы? Эти вопросы для вас:
1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А) Звездочет
Б) Волк
В) Царица
2. За какую плату согласился работать Балда у попа?
А) Бесплатно
Б) За три щелчка по лбу
В) За 3 рубля
3. Чем старик поймал золотую рыбку?
А) удочкой
Б) сачком
В) неводом
4. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А) С зайцем
Б) С мышкой
В) С Балдой
5. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
А) Генерал
Б) Илья Муромец
В) Дядька Черномор
Петушок: Какая скорость мысли, быстрота реакции!? Браво! Кири-ку-ку! А как у вас, ребята, с наблюдательностью, с внимательностью? Хорошо. Тогда предлагаю проверить это с помощью игры. Команды будут играть по очереди. Друзья мои, помогите мне! (Гости помогают, используя дополнительные платки).
Игра «Платочек» (под музыку русскую народную).
Петушок: Ребята, как только зазвучит музыка, вы должны пуститься в пляс.
Только музыка оборвется, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. А я и мои друзья накроют кого-нибудь платками, после слов:
«Раз, два, три, угадайте,
Кто же спрятался внутри?»
Вы должны открыть глаза и угадать, кто спрятался под платками. Игра проводится несколько раз. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Петушок: Какие глазастые, приметливые ребята! Молодцы.
Кот: Время быстро пробежало. И наше ученое собрание, посвященное сказкам А. С. Пушкина, подошло к концу. Почтенное жюри подсчитает фишки и скоро назовет победителя.
Дорогие ребята, сказки учат нас быть добрыми, смелыми, справедливыми, изобретательными. Любите и читайте сказки! Помните:
«Сказки – ложь, да в них намек!
Добрым молодцам и девицам урок».
Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!
А сейчас, пока наше мудрое жюри будет подсчитывать фишки и определять победителя, предлагаю вам послушать замечательную песню «У лукоморья дуб зеленый…»
\Кот: А теперь итоги нашего конкурса объявит наша замечательная гостья Красная девица – Царевна.
Объявление итогов викторины, вручение подарков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
Цель: Закрепление знаний детей о Зиме...
Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»
Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...
Викторина для детей старшей группы "Осенняя викторина"
Викторина для детей старшей группы....
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины на 9 мая в детском саду Детям о героях войны (викторина для детей старшего дошкольного возраста)
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад №53» Конспект викторины на 9 мая в детском садуДетям о гер...
Викторина для детей подготовительной к школе группы "Блинная викторина"
Викторина предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) "Блинная викторина"Разработана как часть проекта "Широкая Масленица" для детей подготовительной к школ...