Викторина для детей
материал (старшая группа)

Бурмистрова Елена Николаевна

Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_proizvedeniyam_a.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по произведениям А.С.Пушкина

Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о становлении А. С. Пушкина великим русским писателем.

Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Формировать связную речь, обогащать словарь.

Развивающие: Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. Воспитание  любви и уважительного отношения к творчеству А. С. Пушкина.

Предварительная работа: 

 - Просмотр мультфильмов со сказками А.С. Пушкина  

 - Беседы по просмотренным сказкам Пушкина

 - Рассматривание иллюстраций художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Рассказывание сказок  Пушкина по иллюстрациям художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о золотом петушке»«Сказка о попе и работнике его Балде».

 - Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.

 - Рисование детьми эпизодов из сказок.

Словарная работа:

  • Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
  • Невод – сеть для ловли рыбы;
  • Рать – войско, армия;
  • Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
  • Тужить – грустить, печалиться;
  • Неведомые – неизвестные, незнакомые;
  • Темница – тюрьма;
  • Затейница – выдумщица;
  • Лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты.

Материалы и оборудование:

 - Слайды - «А. С. Пушкин»

 - Отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…»

 - Музыка – М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

 - Музыка «Во саду ли в огороде»

 - Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии) для игр: «Балда и чертенята», «Платочек» и состязания: «Орешки»

 - Телеграммы

 - Костюм почтальона (детский)

 - Костюм кота (шапочка с кисточкой, указка, большой колокольчик, книги)

 - Костюм Петушка

 - Костюм Балды

-  Костюм Белочки

 - Костюм Царевны

 - Ларец

 - Содержимое ларца: Яблоко Зеркало Заяц Невод Лебедь  Собака Рыбка Веревка 

 - 4 ведра

 - 2 корзины

 - орехи (киндер-яйцо с начинкой-камушками)

 - три больших расписных платка

 - фишки для судей

 - гостинцы для детей

 - приз победителям

Ход мероприятия:

      Дети заходят в зал под музыку, звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинки. Рассаживаются по местам (места распределены по командам).

      На интерактивной доске видео «У лукоморья…»

      В зал входит Ученый кот (на голове шапочка с кисточкой, в руках указка, большой колокольчик, книги).

Кот: Здравствуйте, кажется, здесь обо мне  говорили. Я  - всем известный кот ученый. Надеюсь, я туда попал? Это детский сад «Ёлочка?», который находится по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Республики, номер дома 35 «А». Меня пригласили как главного знатока сказок.  А вы знаете, кто меня выдумал?

      Правильно! Ребята, сегодня мы здесь собрались, чтобы вспомнить великого русского поэта А. С. Пушкина, вспомнить его замечательные, нами любимые сказки.  

Рассказ кота

     На интерактивной доске появляется слайд №1 – портрет А. С. Пушкина.

    Александр Сергеевич Пушкин родился   в те далекие времена, когда на Руси правили цари, это было более двухсот лет назад.  В детстве его называли Сашей, он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его старенькая  няня (появляется слайд № 2 – портрет Арины Родионовны). 

Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Ведь она была простая женщина, не обученная грамоте.  Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой, подругой. А звали ее Арина Родионовна.  

Маленький Саша со своей семьей жили  в  большом доме за городом, вокруг дома рос сосновый лес (появляется слайд № 3 – дом А.С. Пушкина в Михайловском). Заскучает,  бывало, будущий писатель и просит няню рассказать какую-нибудь сказку.  

      Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится слово пропустить (появляется слайд № 4  - няня и маленький Саша).

       Взрослея и слушая сказки своей няни, мальчик все чаще чувствовал, что ему самому хочется взяться за перо и сочинить какую-нибудь сказку (появляется слайд № 5 – маленький Саша сочиняет). 

Став взрослым он  признался в том, что сочинять сказки его научила любимая  няня:

Ты детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

       Когда Саша вырос и стал уже Александром Сергеевичем, то он уехал на государеву службу, там очень скучал по своей няне и писал ей письма. В одном из писем он написал такие строки (появляется слайд № 6 – Пушкин пишет письмо):

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, словно на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

(из стихотворения  "Няне").

       

       А. С. Пушкин любил свой дом, свою семью. Никогда о них не забывал, где бы он ни находился. При любой возможности посещал свою малую родину и, конечно же, горячо любимую няню-мамушку (появляется слайд № 7 – взрослый Пушкин и няня).

      - Ребята, как вы думаете можно ли поэта А. С. Пушкина назвать сказочником?

Слышите, как писатель говорит, что сама няня дала ему волшебную свирель, с помощью которой он стал не просто писателем, а лучшим в мире сказочником.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Всех героев этих сказок

Узнаем мы без подсказок:

Царь Салтан и Черномор.

Поп, Балда и Князь Гвидон…

Страницы сказок мы листаем,

Конкурс знатоков мы  начинаем.

Кот: Начнем, конечно же, с разминки.

      Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Царевна-Лягушка, сестрица Аленушка, рыбкацаревич Елисей,  Балда, Курочка Ряба, Жихарка.


Кот: Ну, что же, ребята с разминкой вы справились отлично. Только вот что-то мои помощники задерживаются. Ну, как говорится: «Семеро одного не ждут», продолжим без них. Итак, наш первый конкурс!

Раздается стук в дверь.

Кот: Да-да. Войдите!

Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте! Вы кот ученый? Для вас пришли телеграммы. Распишитесь. Получите.

Кот: Благодарю. Так, так, так… Почитаем от кого пришли телеграммы. Ребята, а телеграммы то не простые, эти телеграммы и есть  первый конкурс, это загадки от моих коллег, сказочных героев, которых выдумал Александр Сергеевич. Чья команда отгадает от кого пришла телеграмма-загадка и из какой сказки этот герой, та и  получит фишку.

Конкурс № 1.  «Узнай, от кого пришла телеграмма»

Кот загадывает загадки командам по очереди. За каждый верный ответ команда получает фишку. Как только дети отгадают загадку, прибывает сказочный герой.

Кот: Прошу капитанов команд для получения фишек, подойти ко мне.  Итак, начнем. Загадка для первой команды, слушайте внимательно:

1. Буду скоро!  Не теряйте –

Чуть задерживаюсь я.

В стороне, где я служу,

Подошли полки чужие

И со всех сторон ползут,

Разрушения несут.

Шевельнусь я, встрепенусь я,
К той сторонке обернусь я,
Закричу: «Кири-ку-ку!
Разбужу полки, построю!»

А затем и к вам прибуду

Знатоков всех рассужу

И по чести награжу.    (ПЕТУШОК из «Сказки о золотом петушке»)

Кот: Молодцы! Капитан, получите свою фишку. 

Появляется Петушок

Петушок: Кири-ку-ку! Здравствуй, весь честной народ! Надеюсь, я не очень опоздал?

Кот: Вы, как всегда, вовремя, уважаемый Петушок! Займите, мой любезный друг, свое место в судейской коллегии.

Вот тут у нас еще  телеграмма для второй команды:

2. Вы меня не осудите,

Вы меня ужо простите!

Приключилась тут беда -

Разыгрались Бесенята,

Бурю в  море запустили,

Корабли все потопили.

Поднатужусь, поднапружусь,

Подкручу хвосты чертям

И примчусь под парусами

Под высокими волнами

На собранье знатоков. (БАЛДА из «Сказки о попе и его работнике Балде»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку. 

Появляется Балда.

Балда: Здравия вам всем желаю! Низкий поклон, ученое собрание! Простите за опоздание.

Кот: Присаживайся, любезный друг, Балда! Мы тут еще одну телеграмму не прочитали.

 Телеграмма для первой команды:

3. Опоздаю я немножко!

Князь Гвидон де захворал.

Грусть-тоска его съедает.

Как могу от печали увожу -

Песни я ему пою,

Да орешки все грызу

«А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд».  

Разгоню его тоску

И, немедля, к вам прибуду

Знатоков судьбу вершить.  (БЕЛКА из «Сказки о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)

Кот: Молодцы, капитан команды получите свою фишку.

Под музыку: «Во саду ли в огороде» появляется белочка, поет и танцует:

Белка: Здравствуйте, народ честной! Надеюсь, я вовремя поспела.

Кот: Проходи, матушка, присаживайся. Мы тут телеграммы-загадки читаем и отгадываем.

Белочка: Мою телеграмму-то получили?

Кот: И получили и уже отгадали.

Белка садится за стол жюри.

Кот: Зачитаем последнюю телеграмму для второй команды:

4. Низкий шлю я вам поклон!

Я теперь уж не невеста

Елисея я жена, удалого молодца.  

Задержусь совсем немножко.

Вот почтенного кота выполняю я завет -

Прибыть на ученый ваш совет.

Только в зеркальце взгляну

Да всю правду угляжу.

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Где на свете всех милее,

Веселее и умнее дети добрые живут?

Мне туда заказан путь».  (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку.

Появляется Царевна с ларцом.

Царевна: Здравия вам всем желаю. Вижу все мои друзья прибыли. А я к вам не с пустыми руками. Посмотрите, какой у меня ларец. В нем лежат сказочные предметы, вам нужно угадать из какой они сказки. Представители от каждой команды для получения фишек, подойдите ко мне.

Конкурс № 2.  «Угадай, из какой сказки  предметы»

Царевна: Этот мешочек для первой команды. Посмотрим, какие предметы в нем лежат:

 - Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
 - Зеркало 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
 - Заяц 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

 - Невод (Сказка о рыбаке и рыбке»)

А этот мешочек для второй команды, посмотрим, что в нем лежит?:

 - Лебедь («Сказка о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)

 - Собака («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 - Рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке»)

 - Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Царевна за каждый правильный ответ дает командам фишки.

Царевна: Какие молодцы, как они хорошо разбираются в сказках А. С. Пушкина. Вы, наверное, очень любите сказки этого писателя.

Балда: Царевна, дай-ка мне, голубушка, веревочку.

Царевна: Держи. Балда, а за какой надобностью тебе веревка?

Балда: Веревка – вещь очень нужная, просто необходимая в хозяйстве. Знаешь сколько всего можно сделать с помощью веревки?

Царевна: Ну, я знаю, что с помощью веревки ты море морщил, да чертенят корчил. А что еще? Пожалуй, и все.

Балда: Эх ты, а еще Царевна! Как говорят в народе: «Смекалка во всяком деле выручит».  А вы, ребята, попробуйте, смекалку проявите, да мне подскажите. Как думаете, что можно с помощью веревки сделать?

Размышления детей.

Балда: Какие вы сметливые, догадливые ребята! Ну, прямо как я. Не пропадете в жизни, из любой беды выход найдете. Но веревка, все же, мне для другой надобности. Играть с вами хочу. Вы любите играть? Ну, тогда предлагаю сыграть в мою любимую игру: «Балда и бесенята».

Игра «Балда и бесенята» (под русскую народную мелодию)

Балда: Дети, вы будете бесенята, которые стоят вокруг моря. Я буду веревкой «море морщить», вас бесенят «корчить».

       Ваша задача – подпрыгивать вовремя, да повыше, чтобы я вас с ног не сбил. Кого веревкой задену, тот считается сбитым и выбывает из игры.

       Ребята, будем играть по очереди, сначала с первой командой, затем со второй.

       Команда, в которой я собью больше ребят-бесенят, считается проигравшей и получает одну фишку, команда победитель – две фишки.       

Балда: Молодцы, ребята! Вы, однако, удальцы! Вот потехи час прошел, делу время подошло. Наша Белочка, непоседа-затейница, приготовила для вас непростое задание. Белочка, выходи, ум ребяткам  разомни.

Белочка: Ну, что ребята, готовы знания свои показать? (Дети: да) Вам нужно будет угадать из какой сказки слова.

       Капитаны команд, ко мне выходите. За каждый правильный ответ команда, отгадавшая из какой сказки слова, получит фишку.

Конкурс № 3.  «Из какой сказки отрывок?»

Белочка: Первая команда готова? Тогда этот отрывок для вас:

1.  «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Слайд № 8

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

А теперь загадка для второй команды игроков:

2. «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». («Сказка о царе Салтане и о царевне Лебедь»)

Слайд № 9

3. «…Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя». («Сказка о золотом петушке»)

Слайд № 10

4. «Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая

Прибежал и смолк, играя». («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Слайд № 11

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

Белочка: С моим заданием вы справились отлично! Молодцы. Меня не зря зовут затейницей. У меня для вас тоже есть забава. Вот в ведерках припасены орешки, «а орешки непростые - все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд».

Состязание: «Орешки» (под русскую народную мелодию)

Белочка: Ребята, вам нужно построиться в две колонны как для спортивного состязания.  Возле каждой команды стоит ведерко с орехами, это киндер-яички с начинкой-камушком внутри, по количеству игроков в команде. На противоположной стороне напротив каждой команды стоят  2 стула, на каждом стульчике по 2 ведерка.

Ваша задача - игроки  по очереди берут из ведерка по одному ореху и добегают до стула, раскрывают орешек, скорлупки кладут в одно ведро, а ядрышки в другое и возвращаются обратно в команду, становятся в конце колонны. Команда, которая справится быстрее,  получает 2 фишки, проигравшая – одну фишку.

Белочка: Молодцы, ребята! Вы не только умные, но и быстрые, ловкие, умелые. А сейчас еще один конкурс знатоков. Дружок мой, Петя-петушок, какое задание ты приготовил для ребят?

Конкурс № 4. «Вопрос – ответ?»

Петушок: А я хочу проверить вашу скорость мысли. Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3  ответа. Вам нужно быстро выбрать из них один  - правильный. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Представители от каждой команды, для получения фишек, подойдите ко мне!

Первая команда, приготовтесь, вопросы для вас:
1. Что делали три девицы под окном?
А) подслушивали
Б) пряли
В) грызли семечки

2. Кто помог царевичу Елисею найти невесту?
А) снег
Б) дождь
В) ветер

3. Что у царевны Лебедь  блестит под косой?
А) бусы
Б) месяц
В) ожерелье

 4. Где жил старик со своею старухой?
А) 
В землянке.
Б) В избушке.
Г)  В шалаше.


5. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»?
А) В медведя
Б) В воробья
В) 
В комара

Вторая команда, готовы? Эти вопросы для вас: 
1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? 
А) 
Звездочет
Б) Волк
В) Царица


 2. 
За какую плату согласился работать Балда у попа? 
А) Бесплатно
Б) 
За три щелчка по лбу
В) За 3 рубля

3. Чем старик поймал золотую рыбку?
А) удочкой
Б) сачком 
В) неводом

4. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А) 
С зайцем
Б) С мышкой
В) С Балдой

5.  Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
 
А) Генерал
Б) Илья Муромец
В) 
Дядька Черномор


Петушок: Какая скорость мысли, быстрота реакции!? Браво! Кири-ку-ку! А как у вас, ребята, с наблюдательностью, с внимательностью? Хорошо. Тогда предлагаю проверить это с помощью игры. Команды будут играть по очереди. Друзья мои, помогите мне! (Гости помогают, используя дополнительные платки).

Игра «Платочек» (под музыку русскую народную).

Петушок: Ребята, как только зазвучит музыка, вы должны пуститься в пляс. 

                   

Только музыка оборвется, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. А я и мои друзья  накроют  кого-нибудь платками, после слов:

                                     «Раз, два, три, угадайте,

                                      Кто же спрятался внутри?»

Вы должны открыть глаза и угадать, кто спрятался под платками. Игра проводится несколько раз. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Петушок: Какие глазастые, приметливые ребята! Молодцы.

Кот: Время быстро пробежало.  И наше ученое собрание, посвященное сказкам А. С. Пушкина, подошло  к концу. Почтенное жюри подсчитает фишки и скоро назовет победителя.

      Дорогие ребята, сказки учат нас быть добрыми, смелыми, справедливыми, изобретательными. Любите и читайте сказки! Помните:

«Сказки – ложь, да в них намек!

Добрым молодцам и девицам урок».

Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!

     А сейчас, пока наше мудрое жюри  будет подсчитывать фишки и определять победителя, предлагаю вам послушать замечательную песню «У лукоморья дуб зеленый…»

\Кот: А теперь итоги нашего конкурса объявит наша замечательная гостья Красная девица – Царевна.

Объявление итогов викторины, вручение подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина для детей старшей группы "Осенняя викторина"

Викторина для детей старшей группы....

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины на 9 мая в детском саду Детям о героях войны (викторина для детей старшего дошкольного возраста)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад №53»      Конспект викторины на 9 мая в детском садуДетям о гер...

Викторина для детей подготовительной к школе группы "Блинная викторина"

Викторина предназначена для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа) "Блинная викторина"Разработана как часть проекта "Широкая Масленица" для детей подготовительной к школ...