Воспитательная работа с детьми
статья (подготовительная группа)
Из этой статьи вы узнаете о воспитательной работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_zadachi_reshaet_pedagog_v_protsesse_vospitaniya_detey.docx | 63.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Какие задачи решает педагог в процессе воспитания детей
Воспитательная работа – это то, чем вы ежедневно занимаетесь в группе. В лекции обсудим, какие задачи вы решаете в процессе воспитания дошкольников.
В процессе воспитательной работы педагог решает три основные задачи. Познакомьтесь с ними в таблице ниже.
Задачи воспитательной работы
Функция | Подробнее |
Организаторская | Важно вовлечь детей в учебный процесс и мотивировать быть активными. За это отвечает воспитатель. Ему нужно организовать собственную деятельность и поведение для эффективной работы с дошкольниками |
Регулирующая | Воспитатель отвечает за то, чтобы сплотить детей между собой, наладить собственные отношения с дошкольниками |
Информативная | Воспитатель дает детям новые знания и актуализирует те, которые дошкольники получили за пределами детского сада |
Формы воспитательной работы
Вы прочитали, какие задачи решает педагог в процессе воспитания дошкольников. Теперь поговорим о формах воспитательной работы. Форма воспитания – это вариант организации воспитательного процесса. Регулирует отношения педагога и дошкольников, задает цели, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми.
Педагогика насчитывает большое количество форм воспитательной работы. Однако перечислить их все невозможно: разные специалисты классифицируют формы воспитания по-своему. К примеру, есть классификация известного доктора педагогических наук, Е.В. Титовой. Остановимся на ней подробнее.
Профессор Е.В. Титова выделяет три основных разновидности воспитательной работы: мероприятия, игры, дела. Они отличаются друг от друга целями, участниками и воспитательными возможностями.
Есть три основных формы воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они отличаются друг от друга целями, участниками и воспитательными возможностями.
Мероприятия. Это события, занятия, игры в группе, которые организует воспитатель для детей. С помощью мероприятий он оказывает на дошкольников воспитательное воздействие. Характерный признак такой разновидности работы с дошкольниками: взрослый организует событие, а дети принимают в нем участие. В каких случаях стоит выбирать этот вариант воспитательной работы, смотрите на рисунке 1.
Рисунок 1. Когда стоит воспитывать детей через мероприятия
Игры. Это воображаемая или реальная деятельность, которую организуют в детском коллективе для отдыха, развлечения и обучения. Характерные признаки:
– в играх нет общественной пользы, но они полезны для развития и воспитания детей;
– воздействие педагога на детей скрыто игрой, дети его не замечают.
Для дошкольников игра – основной вид деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, примеряют различные социальные роли. На этапе игры у детей происходит разделение по половому признаку.
На заметку
Какие игры воспитатели предлагают детям
Примеры популярных игр: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные, развивающие, терапевтические, дидактические.
В играх у дошкольников проявляются индивидуальные и возрастные особенности. В возрасте 2–3 лет ребенок начинает получать логически-образное представление о мире. Играя, он придает предметам воображаемые свойства, замещает ими реальные объекты (игры «понарошку»).
В зависимости от возраста детей их игровую деятельность можно разделить на два этапа (таблица 1).
Таблица 1. Игровая деятельность дошкольников разного возраста
Этап | Возраст ребенка | Как играют дети |
Первый | 3–5 лет | Воспроизводят действия других людей, активно используют в игре различные предметы (игры с мячом, кубиками, машинками и т. п.) |
Второй | 5–7 лет | Моделируют реальные отношения между людьми (дочки-матери, пациент и врач, покупатель и кассир |
Развивающие игры – это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые нужно решить ребенку. Только в этом случае они выполняют свою цель. Одна из разновидностей развивающих игр – настольные игры. Они в интересной красочной форме учат ребенка действовать самостоятельно, включать сообразительность, мыслить образами.
Пример
Чем полезны развивающие игры
Детское домино с изображением геометрических фигур на костяшках научит ребенка:
– взаимодействовать в коллективе;
– ориентироваться в основных фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Помимо развивающих игр, предлагайте дошкольникам и дидактические игры. Они развивают сенсорное восприятие: знакомят с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактические игры позволяют дать ребенку новые знания и одновременно с этим заинтересовать его.
Дела. Это общая работа, важные события, которые проводят члены коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе. Характерные признаки:
– дети организуют подобные события и непосредственно участвуют в них;
– события важны для общества (группы, родителей, сотрудников ДОО и т. п.);
– воспитатель позволяет детям проявить себя и не давит на них как руководитель.
Дела бывают трех видов. С ними вас познакомит таблица 1.
Таблица 2. Какие бывают дела
Вид дела | Характеристика |
Персональное | Дело, которое организует конкретный человек |
Творческое | Дело, которое планирует и организует с творческим подходом часть коллектива (например, только взрослые) |
Коллективное творческое (КТД) | Дело, которое организуют дети и взрослые, в котором есть что-то нестандартное, творческое. Бывают познавательные, трудовые, художественные, спортивные, экологические и досуговые коллективные дела |
Коллективные творческие дела обладают наибольшими воспитательными возможностями. Почему они так полезны, смотрите на рисунке 2.
Рисунок 2. В чем преимущества коллективных творческих дел
На заметку
Когда будут полезны мероприятия, а когда – игры и дела
В педагогике есть такое явление, как перерождение форм воспитательной работы из одного типа в другой. Это переход от одной формы к другой «по лесенке»: Мероприятия > Игры > Дела. Мероприятия эффективны, в первую очередь, когда взаимодействуете с младшими дошкольникам, игры и дела – в работе с детьми постарше. Начните применять формы воспитания именно в таком порядке: сначала мероприятия, затем игры, а уже после – дела.
Индивидуальные, групповые и коллективные варианты работы с детьми
Из прошлых лекций вы узнали, что такое воспитательная работа и в каких формах ее обычно проводят. Педагог может работать с детьми индивидуально, в группе или коллективно. Примеры занятий – в этой лекции.
Индивидуальная работа. Предполагает личное общение воспитателя и ребенка. К индивидуальной работе, к примеру, относят беседу, выполнение совместного поручения, поиск решения проблемы сообща.
В процессе индивидуальной работы воспитатель пытается открыть в ребенке таланты, обнаружить положительные черты характера и все то, что мешает проявить себя. С каждым ребенком взаимодействуйте по-разному, для каждого ищите подходящий стиль взаимоотношений. Старайтесь расположить к себе дошкольника, завоевать его доверие. Индивидуальная работа в этом поможет.
Групповая работа. Частые примеры – групповые дела, творческие группы, микро-кружки. В этих формах воспитатель выступает в роли организатора. Главная задача воспитателя, с одной стороны, помочь каждому ребенку проявить себя. С другой стороны – создать условия, чтобы группа добилась ощутимого положительного результата.
Коллективная работа. Сюда входят различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования. В зависимости от возраста детей и других условий роль воспитателя в коллективной работе может быть разной. Так, он может выступать в качестве ведущего или организатора, рядового участника, помощника детей в организации мероприятия.
Вы узнали, что такое воспитательная работа, в каких формах ее проводят, как она влияет на развитие дошкольников. Теперь переходите к следующей теме. После того, как познакомитесь со всеми темами этого учебного блока, ответьте на десять тестовых вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-воспитательная работа с детьми. Преемственность в работе воспитателя и логопеда.
Педагоги группы: логопед, воспитатели рабтают в тесном содружестве, стемятся к созданию единого подхода в коррекцинно-воспитательной работе....
Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.
1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»...