Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
методическая разработка

Нелаева Анна Вартановна

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

-Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.

-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями.

Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.

 

Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_seminar-_praktikum_semya.pptx1.17 МБ
Файл seminar_praktikum_semya.docx820.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Секреты успешной работы с родителями» Подготовила воспитатель подготовительной группы № 9 Нелаева А.В.

Слайд 2

Цель : повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи : -Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников. -Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями. -Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.

Слайд 3

Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

Слайд 4

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями . Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Слайд 5

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя ) . Упражнение «Клубок » Цель : Создание сплоченности и позитивного настроения. Инструкция : Встать в круг. Участники передают по кругу клубок , оставляя ниточку у себя и называя свое имя и одно положительное качество.

Слайд 6

«Волшебная шляпа» Цель : упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг) Инструкция : Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот «родитель» , которому адресован «комплимент» , должен принять его сказав : «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится !» . М ы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого : охотнику – ружье, родителю его ребенка .

Слайд 7

Упражнение 4 «Тренировка интонации» Цель : осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. Произнести фразы : • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. • Я благодарна Вам за оказанную помощь. Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках) .

Слайд 8

Ф ормы работы с родителями: Информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми . Досуговые - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми . Познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей . Наглядно-информационные - формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Слайд 9

Информационно-аналитические

Слайд 10

Досуговые формы

Слайд 11

Познавательные формы

Слайд 12

Наглядно-информационные формы

Слайд 13

Упражнение «Найди определение» Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем. Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей .

Слайд 14

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка . Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции . Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Слайд 15

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие. Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми. Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум для воспитателей

«Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

-Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.

-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями.

Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.

Ход семинара

Воспитатель: Наш семинар практикум посвящен общению педагогов с родителями

Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

 

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

 1.    Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

Воспитатель: Встреча и знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю, и нам с вами зарядится этой энергией. Давайте поприветствуем, друг друга  и познакомимся.

Упражнение 2. «Клубок» Инструкция: Встать в круг. Участники передают по кругу клубок, называя свое имя и одно положительное качество из списка. Посмотрите, пожалуйста, мы все связаны одной нитью. Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире... Точно так же как эта нить, мы должны быть едины в воспитании с родителями, ради здоровья и счастья наших детей!

Воспитатель:  Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:

• приветствие

• имя

• улыбка.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать«Здрасьте!»а: здравствуйте, Светлана Сергеевна!» А если при этом произнести еще какой то комплимент, то успех гарантирован. (давайте попробуем)

Упражнение 3. «Волшебная шляпа»

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав«Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Педагог подводит итог:  комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка. (как здорово воспитаны в ребенке те или иные качества)

Воспитатель: Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).

Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать

Упражнение 4 «Тренировка интонации»

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на две команды)

Произнести фразы:

• Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

• Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.

   Воспитатель: Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

 Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником :

-Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

-Короткая дистанция и удобное расположение (от 40 см до 1 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

-Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

-Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

-Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

 
 А также,  нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

  В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

Давайте вспомним,  какие бывают формы работы с родителями:

  1. Информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:
  2. Досуговые - совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.
  3. Познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.
  4. Наглядно-информационные - формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Для того, чтобы вспомнить формы работы с родителями, нам необходимо разделиться на  4 подгруппы.

Упражнение 5 «Найди формы работы»

Каждая подгруппа выбирает, какие виды относятся к той или иной форме работы.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

опрос;

тесты;

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

проекты;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

мини-библиотека;

Упражнение 6  «Найди определение» формы работы вспомнили, теперь давайте некоторым из них подберем определения.

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Мы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Возможно, что то вам пригодится при планировании работы с родителями в будущем. Желаю вам успехов в работе и профессионального роста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

 Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей«Секреты успешной работы с родителями»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанн...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления....

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"...