Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
методическая разработка
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.
-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями.
Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.
Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_seminar-_praktikum_semya.pptx | 1.17 МБ |
seminar_praktikum_semya.docx | 820.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи : -Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников. -Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями. -Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.
Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями . Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца». Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя ) . Упражнение «Клубок » Цель : Создание сплоченности и позитивного настроения. Инструкция : Встать в круг. Участники передают по кругу клубок , оставляя ниточку у себя и называя свое имя и одно положительное качество.
«Волшебная шляпа» Цель : упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг) Инструкция : Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот «родитель» , которому адресован «комплимент» , должен принять его сказав : «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится !» . М ы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого : охотнику – ружье, родителю его ребенка .
Упражнение 4 «Тренировка интонации» Цель : осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. Произнести фразы : • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. • Я благодарна Вам за оказанную помощь. Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках) .
Ф ормы работы с родителями: Информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми . Досуговые - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми . Познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей . Наглядно-информационные - формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Информационно-аналитические
Досуговые формы
Познавательные формы
Наглядно-информационные формы
Упражнение «Найди определение» Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем. Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей .
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка . Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции . Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие. Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми. Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-Уточнить и систематизировать знания участников в области организации совместной работы педагога с родителями воспитанников.
-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями.
Обучать практическим методам и приемам активизации родителей.
Ход семинара
Воспитатель: Наш семинар практикум посвящен общению педагогов с родителями
Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому основной задачей воспитателя является установление положительных взаимоотношений с родителями. Воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
Воспитатель: Встреча и знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю, и нам с вами зарядится этой энергией. Давайте поприветствуем, друг друга и познакомимся.
Упражнение 2. «Клубок» Инструкция: Встать в круг. Участники передают по кругу клубок, называя свое имя и одно положительное качество из списка. Посмотрите, пожалуйста, мы все связаны одной нитью. Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире... Точно так же как эта нить, мы должны быть едины в воспитании с родителями, ради здоровья и счастья наших детей!
Воспитатель: Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:
• приветствие
• имя
• улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Светлана Сергеевна!» А если при этом произнести еще какой то комплимент, то успех гарантирован. (давайте попробуем)
Упражнение 3. «Волшебная шляпа»
Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)
Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».
Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.
Педагог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка. (как здорово воспитаны в ребенке те или иные качества)
Воспитатель: Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать
Упражнение 4 «Тренировка интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на две команды)
Произнести фразы:
• Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
• Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).
- А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
Воспитатель: Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником :
-Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
-Короткая дистанция и удобное расположение (от 40 см до 1 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
-Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
-Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
-Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
А также, нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.
Давайте вспомним, какие бывают формы работы с родителями:
- Информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:
- Досуговые - совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.
- Познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.
- Наглядно-информационные - формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Для того, чтобы вспомнить формы работы с родителями, нам необходимо разделиться на 4 подгруппы.
Упражнение 5 «Найди формы работы»
Каждая подгруппа выбирает, какие виды относятся к той или иной форме работы.
Теперь зачитываем.
Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:
опрос;
тесты;
анкетирование;
заполнение социального паспорта;
почтовый ящик доверия;
интервью с родителями;
посещение воспитанников на дому;
ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.
семейные театры, концерты, игры, конкурсы;
спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;
вернисаж совместного творчества;
выставки семейных коллекций;
родительский уголок творчества.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.
родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);
родительские клубы;
проекты;
индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);
семинар-практикум;
информационные стенды.
Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
открытые занятия;
родительские уголки;
выпуски газет;
выставки детских работ, фотографий;
просмотр видеороликов;
день открытых дверей;
интернет странички для родителей;
мини-библиотека;
Упражнение 6 «Найди определение» формы работы вспомнили, теперь давайте некоторым из них подберем определения.
На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.
Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.
Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.
День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Мы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Возможно, что то вам пригодится при планировании работы с родителями в будущем. Желаю вам успехов в работе и профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Семинар-практикум для воспитателей...
Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"
Семинар-практикум для воспитателей«Секреты успешной работы с родителями»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанн...
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления....
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"
Семинар-практикум для воспитателей "Секреты успешной работы с родителями"...