План работы по самообразованию «Ловкие пальчики» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование

Силкина Светлана Александровна

План работы по самообразованию
«Ловкие пальчики»

на 2023-2024 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-24_silkina_s.a._samoobrazovanie.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Надежда» города Смоленска

План работы по самообразованию
«Ловкие пальчики»

на 2023-2024 учебный год

Составила: Силкина Светлана Александровна,

воспитатель

Смоленск, 2023 г.

Направление: художественно-эстетическое.

Актуальность:

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

 В этой программе будет реализоваться перспективный план самообразования. Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.

Цель: развить творческие способности ребёнка с ЗПР

Задачи:

  • Изучить методическую литературу.
  • Разработать и реализовать перспективный план работы.
  • Пройти курсовую подготовку по данной теме.
  • Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.

Мониторинг развития мелкой моторики рук

Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук

детей 5-8 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
  2. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
  3. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

2 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
  2. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

3 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Литература:

  • Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» пособие для учителей и родителей ЛЕГИОН 2014Г.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (для детей с ЗПР). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
  • Н. Острун «оригами для детей» Москва «Суфлер» 2013г.
  • Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы» Москва АЙРИС ПРЕСС 2008г.
  • Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» 1999г.
  • Художественно-творческая деятельность ОРИГАМИ И.А.Рябкова

 


Перспективный план

Раздел плана

Содержание работы

Формы работы

сроки

1

Теоретический

 Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя

Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами

Август

 

Практический

Разработать
общие правила при обучении технике оригами

 

Сентябрь

Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга
беседы.

Мониторинг

октябрь.
(1 неделя)

Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье)

Занятия по
кружковой работе

Сентябрь -
Май

Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий.

Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук.

Октябрь - январь

Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе.

мониторинг

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы взаимодействия с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьез...

Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2023 - 2024 учебный год

Перспективный план работыпедагога-психолога с родителямина 2023 - 2024 учебный год...

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников (2023-2024 учебный год)

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников (2023-2024 учебный год)...

ПРИКАЗ от 13.10.2023. № 172-ОД. О подготовке и проведении праздника "ОСЕНИНЫ" во всех возрастных группах, в соответствии с планом работы МБДОУ "Д/с "Островок" на 2023-2024 учебный год.

1. ПРИКАЗ от 13.10.2023. №172-ОД. О подготовке и проведении праздников "ОСЕНИНЫ" во всех возрастных группах, в соответствии с планом работыМБДОУ "Д/с "Островок" на 2023-2...

Годовой план работы Инструктора по физической культуре ” на 2023-2024 учебный год

   Годовой план работы  Инструктора по физической культуре    на 2023-2024 учебный год...