План работы по самообразованию «Ловкие пальчики» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование
План работы по самообразованию
«Ловкие пальчики»
на 2023-2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23-24_silkina_s.a._samoobrazovanie.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Надежда» города Смоленска
План работы по самообразованию
«Ловкие пальчики»
на 2023-2024 учебный год
Составила: Силкина Светлана Александровна,
воспитатель
Смоленск, 2023 г.
Направление: художественно-эстетическое.
Актуальность:
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
В этой программе будет реализоваться перспективный план самообразования. Занятия будут проходить во второй половине дня, по 20-30 минут, 1 раз в неделю.
Цель: развить творческие способности ребёнка с ЗПР
Задачи:
- Изучить методическую литературу.
- Разработать и реализовать перспективный план работы.
- Пройти курсовую подготовку по данной теме.
- Проанализировать работу по развитию мелкой моторики рук, используя технику оригами с дошкольниками.
Мониторинг развития мелкой моторики рук
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов (низкий уровень) – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл (средний уровень) – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла (высокий уровень)– с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-8 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
3 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Литература:
- Г.Э. Эм «Путешествие в страну оригами» пособие для учителей и родителей ЛЕГИОН 2014Г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (для детей с ЗПР). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
- Н. Острун «оригами для детей» Москва «Суфлер» 2013г.
- Т.Б. Сержантова «Оригами. Базовые формы» Москва АЙРИС ПРЕСС 2008г.
- Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» 1999г.
- Художественно-творческая деятельность ОРИГАМИ И.А.Рябкова
Перспективный план
№ | Раздел плана | Содержание работы | Формы работы | сроки |
1 | Теоретический | Изучить методику и ресурсы оригами в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя | Чтение литературы, подборка конспектов для занятий по оригами | Август |
| Практический | Разработать |
| Сентябрь |
Выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи: мониторинга | Мониторинг | октябрь. | ||
Применить в практике работы оригами (способы и приемы складывания бумаги, интегрируя такие образовательные области как труд, коммуникацию, безопасность, социализацию, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество и физическое здоровье) | Занятия по | Сентябрь - | ||
Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий. | Разработать комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук. | Октябрь - январь | ||
Повторно выявить уровень подготовки к школьной деятельности, как уровень социального развития, при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе. | мониторинг | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы взаимодействия с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьез...
Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2023 - 2024 учебный год
Перспективный план работыпедагога-психолога с родителямина 2023 - 2024 учебный год...
План работы взаимодействия с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование....
План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников (2023-2024 учебный год)
План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников (2023-2024 учебный год)...
ПРИКАЗ от 13.10.2023. № 172-ОД. О подготовке и проведении праздника "ОСЕНИНЫ" во всех возрастных группах, в соответствии с планом работы МБДОУ "Д/с "Островок" на 2023-2024 учебный год.
1. ПРИКАЗ от 13.10.2023. №172-ОД. О подготовке и проведении праздников "ОСЕНИНЫ" во всех возрастных группах, в соответствии с планом работыМБДОУ "Д/с "Островок" на 2023-2...
Годовой план работы Инструктора по физической культуре ” на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы Инструктора по физической культуре на 2023-2024 учебный год...
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы на 2023-2024 учебный год
План работы по областям...