Консультация "Работаем по ментальным картам"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

"Ментальная карта" - это достаточно простой и интересный метод планирования, который можно адаптировать в различных сферах деятельности с детьми в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальных карт в

образовательном процессе ДОУ.

Ментальные карты это — это альтернативная техника мышления и

наглядная запись. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации результата, анализа.

Для создания ментальной карты необходимо соблюдать несколько правил:

1. Выделение главного

•Использование центрального образа. Центральный образ привлекает сразу на

нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает внимание.

•Использование графических образов. Используя образы, свои рисунки,

обретается новый взгляд на вещи и желание совершенствовать свое умение изображать реальные объекты.

•Использование в центральном образе трёх и более цветов. Цвета стимулируют память и творческий порыв.

•Варьирование размера букв, толщины линий и масштаба графики. Варьирование размеров наносимых на ментальную карту объектов, слов или образов указывает на их относительную значимость.

•Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие в целом, делает её

открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

•Соответствие расстояния между элементами. Оставление пустого пространства вокруг элементов придает вид упорядоченной и законченной структуры.

2. Ассоциации. Использование ассоциации совершенствует память и творческие способности, мозг соотносит наши текущие восприятия с предыдущим опытом.

•Использование стрелок. Глаз человека самопроизвольно следует за стрелками, закрепляя связь между элементами карты.

•Использование правильных цветов. Подбор цветов для кодирования при

составлении ментальной карты обеспечивает более легкое запоминание информации и способствует активизации творческого мышления.

•Использование кодирования информации. Коды могут представлять собой

галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п. Можно разработать собственную систему кодов на основе мнемотехники.

3. Ясность в выражении мысли. Неясное выражение мысли затрудняет ее

восприятие.

•Использование одного ключевого слова. Каждое отдельно взятое слово порождает множество ассоциаций. Таким образом, появляется ассоциативная свобода.

•Использование печатных букв. Печатные буквы имеют стандартную форму, что дает возможность мозгу с большей легкостью их «фотографировать».

•Соединение линии с другими линиями и центральным образом. Соединяя линии в своей карте, вы обеспечиваете связность своих мыслей.

•Выделение главных линий. Широкие линии показывают важность связанных с ними идей и понятий.

•Положение листа бумаги при создании ментальной карты. Горизонтальное

(ландшафтное) расположение бумаги дает больше свободы и пространства для создания карты.

4. Собственный стиль. Необходимо в каждую карту вносить что-то новое, свое.

Применять ментальную карту можно в любой области образовательной деятельности. С помощью них можно составлять конспекты, планирование, организация информации, мозговой штурм и т.д.

Ключевые преимущества - простота, быстрота, наглядность представления.

При планировании различных видов проектов  вместе с детьми рисуем и создаем ментальную карту: в работе используются такие виды детской деятельности как рисование, аппликация (объёмная, из природных материалов), плоскостная лепка. Это делает ребят более активными участниками образовательного процесса. Размер ментальной карты может увеличиваться до листа А3. Готовую карты мы вывешиваем на стенд группы и отслеживаем запланированную на ближайшее время деятельность. Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в памяти дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше, кроме этого, процесс построения таких карт делает обучение творческим и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Реклама"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта ИОС

Составлена по материалам книги: Николаева С.Н., Комарова И.А."Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающиеситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами...

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Ментальные карты — это техника визуализации мышления.Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать,понять и запомнить содержание кн...

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА "ВОДА"

Ментальные карты помогут в составлении плана работы на неделю по теме "вода".С их помощью легко можно подобрать различные игры,беседы и т.д. по данной тематике....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В данной консультации описано, ...