Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
методическая разработка
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)
«Овощи»
Собираем мы в лукошко (в ладони пальчиком водить, как кашу варим)
и морковку, и картошку, (загибаем по пальцу)
огурцы, фасоль, горох -
урожай у нас не плох.
«Капуста»
Что за скрип, (трение рук друг о друга)
Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
Как нам быть без хруста (скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)
Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
«Апельсин»
Мы делили апельсин - (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один. (показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа, (загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа, (загибают указательный палец)
Эта долька для утят, (загибают средний палец)
Эта долька – для котят, (загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра, (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда! (делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (делают движения руками в стороны)
«Компот»
Будем мы варить компот - (левую ладонь держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
«Фрукты»
Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
«За грибами»
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой)
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
Мухомор не понесу. (большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Пусть останется в лесу!
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять. (обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, (загибают пальчики, начиная с больших.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём и братишке отнесём.
«Домашние животные»
Раз, два, три, четыре, пять. Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных, каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними все их зовут.
«В лесу»
Есть в лесу из брёвен дом (руки над головой «домиком»)
Есть окошко в доме том (большой и указательный пальцы обеих рук соединены, образуя круг)
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно. (пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в получившееся "окошко")
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь. (рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом
рука опять превращается в дверь)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «козу»)
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ-МУ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «корову»)
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Решили двери мы закрыть, (правую руку складываем щепоткой. Прижав пальцы к ладони
левой руки, имитируем поворот ключа)
Чтобы зверей не разбудить
Потом пошли к себе домой (идем пальчиками)
Спать на перине пуховой (ладони сложены, кладем на них голову)
«Курочка»
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать (идут пальчиками по ковру, щиплющие движения)
А за ней ребятки, желтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками рук)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), не ходите далеко. (грозим пальчиками)
Лапками гребите, (загребаем ковер)
Зернышки ищите (клюем пальчиками зерна)
Съели толстого жука, дождевого червяка (развести руки в стороны)
Выпили водицы -целое корытце. (черпаем воду и пьем)
«Где живут звери?»
У лисы в лесу глухом (загнуть пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры,
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, (поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о
Всем тепло, уютно в нем. друга кулачками обеих рук)
«В лесу»
- Мальчик с пальчик,
Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках, (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
«Зайчик»
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал, (пальчиками обеих рук поочередно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки, (изображаем ручками ушки)
Кто-то по лесу крадется (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро, быстро бегают по столу).
«Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3, 4, 5 загибать. )
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. )
Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! (Все пальчики «бегут» по столу)
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца)
«Бежали бегемотики»
Бежали бегемотики, толстые животики
Бежали и бежали, друг другу повторяли! (топаем кулачками по столу)
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
Веселые лягушки скакали на опушке
Скакали и скакали, друг другу повторяли. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
А маленькая змейка в траве ползла, шуршала
А маленькая змейка тихонько повторяла
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
«Белочка»
Сидит белка на тележке,
(из зажатых кулачков растопыриваем все пальцы)
Раздает она орешки:
Лисичке-сестричке, (загибаем по пальцу в кулак)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому (загибают по одному пальцы, начиная с большого)
«Ежик»
Вот какой колючий еж, на клубочек он похож (вращение кулачками)
А у ежика иголки очень колки. (сжимание – разжимание кулачков)
«РЫБКИ» (2 способа, с соединением 2х рук в лодочку и 2 руки не соединены)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (зажать все пальцы в кулак, разжать)
То зароются в песке. (движение, как копает зверек лапками)
«Пчелки»
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки? (сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали пчелки вылетать:
Раз два, три, четыре, пять! (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))
«Дом»
Я хочу построить дом (руки над головой «домиком»)
Чтоб окошко было в нём (кисти рук сомкнуты в кольцо, сквозь него смотрим - "окошко")
Чтоб у дома дверь была (ладони повернуты тыльной стороной к себе)
Рядом чтоб сосна росла (руки тянем вверх, пальцы широко раздвинуты)
Чтоб вокруг забор стоял (руки "стоят" на ребре, смотрят друг на друга, кончики
пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки)
Пёс ворота охранял (кисть руки лежит на столе («пёс»), пальцы согнуты, мизинец
выпрямлен.)
Солнце было, дождик шёл (соединить кисти рук (руки касаются друг друга ребром и
большими пальчиками, пальцы раздвинуты), потом «стряхивающие движения»)
И тюльпан в саду расцвел (запястья рук соединены, пальцы раздвинуты (будто держим мяч)
«Замок»
На двери висит замок. (попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (попросить ребенка разжать кулачки)
«Чистим зубки»
Чистить зубки начинаем,
Ходит щетка сверху вниз. (повторяемое движение сверху вниз рукой с воображаемой щеткой около рта)
Чисто-чисто вычищаем,
Всем микробам скажем: "Брысь!" (отмахиваемся ладошкой)
Микробы лапками цеплялись, (движение "хватаемся" двумя руками одновременно)
Тянули щупальца свои, (шевелим вытянутыми пальцами)
Грызть наши зубы собирались, (понарошку "царапаем" поднятую вверх руку пальцами другой)
А мы их щеткой вон смели. ("подметающее" движение)
Не спасется ни один. (грозим пальчиком)
Щетка, торопись вперед! (указываем вперед вытянутой рукой)
Всех микробов победим! (поднимаем руки вверх)
Вкусной пастой пахнет рот. (гладим ротик)
к теме «Одежда»
Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю, я перчатку надеваю
Я в нее не попадаю. (поглаживаем по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
«Снежки»
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)
И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).
Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),
Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),
Три - уроним (уронить воображаемый снежок)
И … сломаем. (Топнуть ногой).
«Елочка»
Перед нами ёлочка---кончики пальцев соединить
Шишки---кулаки
Да иголочки---указательный палец вперёд
Шарики---большой и указательный палец соединить
Фонарики---вращать кисти рук
Зайчики и свечки---ладони лодочка и кулачёк
Звёзды---все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки---средний и указательный палец.
«Помощники» (тема «Посуда»)
Раз, два, три, четыре, пять - (хлопки)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному на каждое название посуды)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (снова загибают пальчики)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
«Наш Антошка»
Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга).
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан. (разгибают пальцы обеих рук, из кулачка, начиная с мизинцев).
И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение)
«Геометрические фигуры»
Будем пальчики считать: (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
И фигуры называть! (хлопки в ладоши)
Вот квадрат, а вот кружок, (загибание по одному пальчику)
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник!
И не трудно сосчитать, (хлопки в ладоши)
Их по счету ровно 5! (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
«Пальчики»
Сидя за столами, дети складывают пальцы «домиком», растопыривая пальчики в стороны и проговаривая слова:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились. (трут ладони между собой)
Уголочки загибали (прижимают пальчики к ладошкам)
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнём, (встряхивают руками)
Снова складывать начнём. (прижимают пальчики к ладошкам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста по лексическим темам....
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Подборка пальчиковых игр...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
материал для воспитателей...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"
Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....