Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
методическая разработка
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)
«Овощи»
Собираем мы в лукошко (в ладони пальчиком водить, как кашу варим)
и морковку, и картошку, (загибаем по пальцу)
огурцы, фасоль, горох -
урожай у нас не плох.
«Капуста»
Что за скрип, (трение рук друг о друга)
Что за хруст (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)
Это что еще за куст, (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).
Как нам быть без хруста (скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)
Если я капуста. (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
«Апельсин»
Мы делили апельсин - (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один. (показывают сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька – для ежа, (загибают большой палец руки)
Эта долька – для стрижа, (загибают указательный палец)
Эта долька для утят, (загибают средний палец)
Эта долька – для котят, (загибают безымянный палец)
Эта долька – для бобра, (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (бросают предполагаемую кожуру рукой)
Он сердит на нас – беда! (делают испуганный вид)
Разбегайся кто куда! (делают движения руками в стороны)
«Компот»
Будем мы варить компот - (левую ладонь держат «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ.
«Фрукты»
Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
«За грибами»
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой)
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
Мухомор не понесу. (большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Пусть останется в лесу!
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять. (обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, (загибают пальчики, начиная с больших.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём и братишке отнесём.
«Домашние животные»
Раз, два, три, четыре, пять. Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных, каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними все их зовут.
«В лесу»
Есть в лесу из брёвен дом (руки над головой «домиком»)
Есть окошко в доме том (большой и указательный пальцы обеих рук соединены, образуя круг)
Посмотрите в то окно
В доме тихо и темно. (пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в получившееся "окошко")
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь. (рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом
рука опять превращается в дверь)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «козу»)
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ-МУ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «корову»)
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.
Решили двери мы закрыть, (правую руку складываем щепоткой. Прижав пальцы к ладони
левой руки, имитируем поворот ключа)
Чтобы зверей не разбудить
Потом пошли к себе домой (идем пальчиками)
Спать на перине пуховой (ладони сложены, кладем на них голову)
«Курочка»
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать (идут пальчиками по ковру, щиплющие движения)
А за ней ребятки, желтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками рук)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), не ходите далеко. (грозим пальчиками)
Лапками гребите, (загребаем ковер)
Зернышки ищите (клюем пальчиками зерна)
Съели толстого жука, дождевого червяка (развести руки в стороны)
Выпили водицы -целое корытце. (черпаем воду и пьем)
«Где живут звери?»
У лисы в лесу глухом (загнуть пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры,
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, (поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о
Всем тепло, уютно в нем. друга кулачками обеих рук)
«В лесу»
- Мальчик с пальчик,
Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках, (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
«Зайчик»
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал, (пальчиками обеих рук поочередно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки, (изображаем ручками ушки)
Кто-то по лесу крадется (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро, быстро бегают по столу).
«Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3, 4, 5 загибать. )
Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. )
Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! (Все пальчики «бегут» по столу)
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца)
«Бежали бегемотики»
Бежали бегемотики, толстые животики
Бежали и бежали, друг другу повторяли! (топаем кулачками по столу)
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
Веселые лягушки скакали на опушке
Скакали и скакали, друг другу повторяли. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
А маленькая змейка в траве ползла, шуршала
А маленькая змейка тихонько повторяла
Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)
Ты тоже можешь так! (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)
«Белочка»
Сидит белка на тележке,
(из зажатых кулачков растопыриваем все пальцы)
Раздает она орешки:
Лисичке-сестричке, (загибаем по пальцу в кулак)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому (загибают по одному пальцы, начиная с большого)
«Ежик»
Вот какой колючий еж, на клубочек он похож (вращение кулачками)
А у ежика иголки очень колки. (сжимание – разжимание кулачков)
«РЫБКИ» (2 способа, с соединением 2х рук в лодочку и 2 руки не соединены)
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (зажать все пальцы в кулак, разжать)
То зароются в песке. (движение, как копает зверек лапками)
«Пчелки»
Домик маленький на елке,
(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))
Дом для пчел, а где же пчелки?
(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки? (сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)
Стали пчелки вылетать:
Раз два, три, четыре, пять! (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))
«Дом»
Я хочу построить дом (руки над головой «домиком»)
Чтоб окошко было в нём (кисти рук сомкнуты в кольцо, сквозь него смотрим - "окошко")
Чтоб у дома дверь была (ладони повернуты тыльной стороной к себе)
Рядом чтоб сосна росла (руки тянем вверх, пальцы широко раздвинуты)
Чтоб вокруг забор стоял (руки "стоят" на ребре, смотрят друг на друга, кончики
пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки)
Пёс ворота охранял (кисть руки лежит на столе («пёс»), пальцы согнуты, мизинец
выпрямлен.)
Солнце было, дождик шёл (соединить кисти рук (руки касаются друг друга ребром и
большими пальчиками, пальцы раздвинуты), потом «стряхивающие движения»)
И тюльпан в саду расцвел (запястья рук соединены, пальцы раздвинуты (будто держим мяч)
«Замок»
На двери висит замок. (попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (попросить ребенка разжать кулачки)
«Чистим зубки»
Чистить зубки начинаем,
Ходит щетка сверху вниз. (повторяемое движение сверху вниз рукой с воображаемой щеткой около рта)
Чисто-чисто вычищаем,
Всем микробам скажем: "Брысь!" (отмахиваемся ладошкой)
Микробы лапками цеплялись, (движение "хватаемся" двумя руками одновременно)
Тянули щупальца свои, (шевелим вытянутыми пальцами)
Грызть наши зубы собирались, (понарошку "царапаем" поднятую вверх руку пальцами другой)
А мы их щеткой вон смели. ("подметающее" движение)
Не спасется ни один. (грозим пальчиком)
Щетка, торопись вперед! (указываем вперед вытянутой рукой)
Всех микробов победим! (поднимаем руки вверх)
Вкусной пастой пахнет рот. (гладим ротик)
к теме «Одежда»
Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).
«Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю, я перчатку надеваю
Я в нее не попадаю. (поглаживаем по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Начинаем вслух считать:
«Раз, два, три, четыре, пять». (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
«Снежки»
Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)
И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).
Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),
Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),
Три - уроним (уронить воображаемый снежок)
И … сломаем. (Топнуть ногой).
«Елочка»
Перед нами ёлочка---кончики пальцев соединить
Шишки---кулаки
Да иголочки---указательный палец вперёд
Шарики---большой и указательный палец соединить
Фонарики---вращать кисти рук
Зайчики и свечки---ладони лодочка и кулачёк
Звёзды---все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки---средний и указательный палец.
«Помощники» (тема «Посуда»)
Раз, два, три, четыре, пять - (хлопки)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному на каждое название посуды)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (снова загибают пальчики)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогали. (ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
«Наш Антошка»
Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга).
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан. (разгибают пальцы обеих рук, из кулачка, начиная с мизинцев).
И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение)
«Геометрические фигуры»
Будем пальчики считать: (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
И фигуры называть! (хлопки в ладоши)
Вот квадрат, а вот кружок, (загибание по одному пальчику)
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник!
И не трудно сосчитать, (хлопки в ладоши)
Их по счету ровно 5! (сжимание-разжимание кулачков)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)
«Пальчики»
Сидя за столами, дети складывают пальцы «домиком», растопыривая пальчики в стороны и проговаривая слова:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились. (трут ладони между собой)
Уголочки загибали (прижимают пальчики к ладошкам)
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнём, (встряхивают руками)
Снова складывать начнём. (прижимают пальчики к ладошкам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста по лексическим темам....

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"
Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....