Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
методическая разработка

Карпенко Олеся Владимировна

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,    (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.         (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,                          (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:             (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,           (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.      (спокойно укладывают ладони на стол)

 «Овощи»

Собираем мы в лукошко          (в ладони пальчиком водить, как кашу варим)

и морковку, и картошку,          (загибаем по пальцу)

огурцы, фасоль, горох -

урожай у нас не плох.

 «Капуста»

Что за скрип,    (трение рук друг о друга)

Что за хруст    (пальцы обеих рук скрещиваются и ритмично сжимаются)

Это что еще за куст,    (повернуть раскрытые ладони от себя, соединив большие пальцы).

Как нам быть без хруста    (скрестить пальцы обеих рук и ритмично сжимать)

Если я капуста.    (полусогнутыми пальцами изобразить кочан капусты)

Мы капусту рубим-рубим    (постукивать ребрами ладоней по столу)

Мы морковку трём-трём,   (движение кулачками вперед-назад)

Мы капусту солим-солим,    (движения по тексту)

Мы капусту жмем-жмем.    (движения по тексту)

Тук-тук, тук-тук,    (стук кулачков друг о друга)

Раздается в доме стук

Мы капусту порубили,    (постукивать ребрами ладоней по столу)

Перетерли,    (движение кулачками вперед-назад)

Посолили,    (движения по тексту)

И набили плотно в кадку,    (постукивание кулачков по столу)

Все теперь у нас в порядке!    (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)

 «Апельсин»

Мы делили апельсин -          (двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.           (показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,           (загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,     (загибают указательный палец)

Эта долька для утят,             (загибают средний палец)

Эта долька – для котят,        (загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,       (загибают мизинец)

А для волка – кожура.          (бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!      (делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда!             (делают движения руками в стороны)

 «Компот»

Будем мы варить компот -                     (левую ладонь держат «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот.                   (указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,                          (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,                                                  

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,                      (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.  

 «Фрукты»

Знают взрослые и дети:                         (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,                              (загибают по одному пальцу, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,                        

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

 «За грибами»

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» (показывают удивление, развод руки в стороны.)

Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.

Мухомор не понесу. (большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Пусть останется в лесу!

 «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной, (загибают пальчики, начиная с больших.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём и братишке отнесём.

 

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять. Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных, каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?  Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

«В лесу»

Есть в лесу из брёвен дом (руки над головой «домиком»)

Есть окошко в доме том (большой и указательный пальцы обеих рук соединены, образуя круг)

Посмотрите в то окно

В доме тихо и темно.  (пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в получившееся "окошко")

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)

Выглянул какой-то зверь

"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь.  (рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом

рука опять превращается в дверь)

Мы погромче кулачком

Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)

Выглянул какой-то зверь

"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «козу»)

Громко, громко кулачком

Постучимся в этот дом (стучим кулачком одной руки по ладони другой)

Выглянул какой-то зверь

"МУ-МУ", сказал и запер дверь. (делаем рукой «корову»)

Киска из окна глядит

"МЯУ-МЯУ", говорит.

Хватит в домик наш стучать

Дайте хоть чуть-чуть поспать.

Решили двери мы закрыть, (правую руку складываем щепоткой. Прижав пальцы к ладони

левой руки, имитируем поворот ключа)

Чтобы зверей не разбудить

Потом пошли к себе домой (идем пальчиками)

Спать на перине пуховой (ладони сложены, кладем на них голову)

«Курочка»

Вышла курочка гулять,

свежей травки пощипать (идут пальчиками по ковру, щиплющие движения)

А за ней ребятки, желтые цыплятки. (бегут всеми пальчиками рук)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), не ходите далеко. (грозим пальчиками)

Лапками гребите, (загребаем ковер)

Зернышки ищите (клюем пальчиками зерна)

Съели толстого жука, дождевого червяка (развести руки в стороны)

Выпили водицы -целое корытце. (черпаем воду и пьем)

«Где живут звери?»

У лисы в лесу глухом                       (загнуть пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)

Есть нора - надежный дом.                  

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней,  коры,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                        (поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о

Всем тепло, уютно в нем.                        друга кулачками обеих рук)

«В лесу»

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?                             (4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!          (4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках,      (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.              (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

 «Зайчик»

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)

Зайка корм себе искал, (пальчиками обеих рук поочередно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки, (изображаем ручками ушки)

Кто-то по лесу крадется (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро, быстро бегают по столу).

«Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики растопырить и на счёт 1, 2, 3,  4,  5 загибать. )

Вышел зайчик погулять. (Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки», остальные сжаты в кулачок. )

Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить! (Все пальчики «бегут» по столу)

Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять. (Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному, начиная с мизинца)

«Бежали бегемотики»

Бежали бегемотики, толстые животики

Бежали и бежали, друг другу повторяли! (топаем кулачками по столу)

Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)

Ты тоже можешь так!  (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)    

Веселые лягушки скакали на опушке

Скакали и скакали, друг другу повторяли. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)

Ты тоже можешь так!   (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)  

А маленькая змейка в траве ползла, шуршала

А маленькая змейка тихонько повторяла

Ладонь, кулак, (кладем на стол ладонь, затем ставим кулачки)

Ты тоже можешь так!  (хлопаем в ладоши, повторить 2 раза)

«Белочка»

Сидит белка на тележке,

(из зажатых кулачков растопыриваем все пальцы)

Раздает она орешки:

Лисичке-сестричке, (загибаем по пальцу в кулак)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому   (загибают по одному пальцы, начиная с большого)

«Ежик»

Вот какой колючий еж, на клубочек он похож (вращение кулачками)

А у ежика иголки очень колки. (сжимание – разжимание кулачков)

«РЫБКИ» (2 способа, с соединением 2х рук в лодочку и 2 руки не соединены)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, (зажать все пальцы в кулак, разжать)

То зароются в песке. (движение, как копает зверек лапками)

«Пчелки»

Домик маленький на елке,

(одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка))

Дом для пчел, а где же пчелки?

(руку опереть на локоть, пальцы при этом растопырены (елка); на второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»; дети заглядывают в «улей»)

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки? (сжимаем кулачки, стучим кулаками друг о друга, чередуя руки)

Стали пчелки вылетать:

Раз два, три, четыре, пять! (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчелки летают))

 «Дом»

Я хочу построить дом (руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нём (кисти рук сомкнуты в кольцо, сквозь него смотрим - "окошко")

Чтоб у дома дверь была (ладони повернуты тыльной стороной к себе)

Рядом чтоб сосна росла (руки тянем вверх, пальцы широко раздвинуты)

Чтоб вокруг забор стоял (руки "стоят" на ребре, смотрят друг на друга, кончики

пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой руки)

Пёс ворота охранял (кисть руки лежит на столе («пёс»), пальцы согнуты, мизинец

выпрямлен.)

Солнце было, дождик шёл (соединить кисти рук (руки касаются друг друга ребром и

большими пальчиками, пальцы раздвинуты), потом «стряхивающие движения»)

И тюльпан в саду расцвел (запястья рук соединены, пальцы раздвинуты (будто держим мяч)

«Замок»

На двери висит замок. (попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)

Кто его открыть бы мог? (кулачки поворачивать в разные стороны)

Повертели, покрутили, (тихонько стучать по кулачкам)

Постучали и открыли. (попросить ребенка разжать кулачки)

«Чистим зубки»

Чистить зубки начинаем,

Ходит щетка сверху вниз. (повторяемое движение сверху вниз рукой с воображаемой щеткой около рта)

Чисто-чисто вычищаем,

Всем микробам скажем: "Брысь!" (отмахиваемся ладошкой)

Микробы лапками цеплялись,     (движение "хватаемся" двумя руками одновременно)

Тянули щупальца свои,             (шевелим вытянутыми пальцами)

Грызть наши зубы собирались, (понарошку "царапаем" поднятую вверх руку пальцами другой)

А мы их щеткой вон смели.     ("подметающее" движение)

Не спасется ни один. (грозим пальчиком)

Щетка, торопись вперед!        (указываем вперед вытянутой рукой)

Всех микробов победим!       (поднимаем руки вверх)

Вкусной пастой пахнет рот.    (гладим ротик)

к теме «Одежда»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)

Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет,

Я налью воды чуток, (имитация налива воды)

В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)

Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)

Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)

Пока светит солнышко, (показ солнышка)

Натяну веревочку. (ладони в стороны)

К ней одежду прикреплю (движения пальцами)

Ветерком все просушу. (махи ладонями)

Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)

А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю, я перчатку надеваю

Я в нее не попадаю. (поглаживаем по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)

Сосчитайте-ка, ребятки,            

Сколько пальцев у перчатки. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Начинаем вслух считать:        

«Раз, два, три, четыре, пять».    (загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)

«Снежки»

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили (изобразить, как лепят снежок).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать руками круг)

И совсем - совсем не сладкий (погрозить пальчиком).

Раз - подбросим (подбросить воображаемый снежок),

Два - поймаем (поймать воображаемый снежок),

Три - уроним (уронить воображаемый снежок)

И … сломаем. (Топнуть ногой).

 «Елочка»

Перед нами ёлочка---кончики пальцев соединить

Шишки---кулаки

Да иголочки---указательный палец вперёд

Шарики---большой и указательный палец соединить

Фонарики---вращать кисти рук

Зайчики и свечки---ладони лодочка и кулачёк

Звёзды---все пальцы раздвинуты и ладони вместе

Человечки---средний и указательный палец.

«Помощники» (тема «Посуда»)

Раз, два, три, четыре, пять -                    (хлопки)

Мы посуду перемыли:                             (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку             (загибают пальчики по одному на каждое название посуды)

И большую поварёшку.                          

Мы посуду перемыли,                              (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,                      (снова загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.                           (ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)

«Наш Антошка»

 Посуду моет наш Антошка.    (потирают ладошки друг о друга).

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан.        (разгибают пальцы обеих рук, из кулачка, начиная с мизинцев).

И закрыл покрепче кран.        (выполняют имитирующее движение)

       

«Геометрические фигуры»

Будем пальчики считать: (сжимание-разжимание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)

И фигуры называть! (хлопки в ладоши)

Вот квадрат, а вот кружок, (загибание по одному пальчику)

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник!

И не трудно сосчитать, (хлопки в ладоши)

Их по счету ровно 5! (сжимание-разжимание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибание по одному пальчику)        

«Пальчики»

Сидя за столами, дети складывают пальцы «домиком», растопыривая пальчики в стороны и проговаривая слова:

Наши пальцы не ленились,

Над фигуркою трудились. (трут ладони между собой)

Уголочки загибали (прижимают пальчики к ладошкам)

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнём, (встряхивают руками)

Снова складывать начнём. (прижимают пальчики к ладошкам)                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста  по лексическим темам....

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...

Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"

Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....