Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
картотека на тему
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" "Физическая культура" Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. | |
Баран Шел баран по крутым горам. (указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням) Вырвал травку, (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза) Положил на лавку (кисти рук опустить на крышку стола) | Белка Сидит белка на тележке. Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. |
Большие и маленькие. Были маленькие мы, Стали вдруг большие. Шалунишки, шалуны, А дружные какие! Пальцы сомкнуты, прижаты к ладони. Растопырить пальцы. Движение — «фонарики». Сцепляют пальцы рук в замок, ладони сжаты. | Большой братец Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. |
Вертолет Быстро лопасти крути! Вертолет лети, лети! Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. | Веселые маляры Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. |
Веселые маляры Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. | Веселый оркестр Кот играет на баяне, Зайчик наш — на барабане. Ну а мишка на трубе Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать, Будем вместе мы играть. Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. |
Вилка Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску. Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10. | Воздушные щелчки. Во дворе у брата Бегали котята Испугавшись, щелка, Разбежались кто куда Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем. |
Ворота Ворота мы запрем - Не сможет волк проникнуть в дом! или А ворота мы закроем на замок, Чтобы волк зубастый в дом войти не смог! Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Ворота открыты всегда для друзей Мы рады вам, гости! Входите скорей! Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя. | Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики — Ура В детский сад идти пора! Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. |
Гусь Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет! или У гусенка босы лапки, Он носить не любит тапки. Любит он в воде плескаться И нырять и кувыркаться. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается о большой. | Деревья Здравствуй. Лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес! Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. |
Дождик Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). | Дождик песенку поет Дождик песенку поет, Только кто ее поймет? Не пойму ни я, ни ты, Но зато поймут цветы, И зеленая трава, И весенняя листва. Лучше всех поймет зерно, Подрастать начнет оно. Кончится дождь! Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются. |
Доброе утро Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены. Доброе утро, здравствуй, Иван. Перекрещивают справа налево большие пальцы. Доброе утро, здравствуй, Степан. Перекрещивают указательные пальцы. Доброе утро, здравствуй, Сергей. Указательные пальцы и т.д. | Дружные пальчики Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам. Безымянный кольцо носит. Никогда его не сбросит. «Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца. Ну а средний - длинный, Он как раз посередине. Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга. Это - указательный Пальчик замечательный. Висящая рука поворачивается как флюгер. Большой палец, хоть не длинный Среди пальцев самый сильный. Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки. |
Домик Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем И крыша! Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окошком». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом. | Ёлка Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются. Ёлка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Жук Я веселый майский жук, Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу... Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами». |
За работу. Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова. Песни петь да плясать — энергично шевелить ими. | Зайка прячется под сосной Сверху вторая выпрямленная ладонь накрывает зайку. Менять положение рук 3-4 раза. Этот зайчик — под сосной. Этот зайчик — под другой. Зайчик и барабан Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу. Дали зайцу барабан, Он ударил: там-там-там! |
Зайцы Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой. Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть и развести в стороны, остальные сжать в кулачок. На вторую строчку ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Затем положение рук меняется. | Зайчик серый Зайка серый скачет ловко. В лапе у него морковка. Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. |
Зайчик — кольцо Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое - Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. | Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили И открыли! На первую строчку — пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки. |
Здравствуй Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю -Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. | Знает наша речка Как промолвит речка Волнообразные движения руками. Волшебное словечко, Прямые ладони рук поставить по краям губ. Позабыв о драке, Кулачок о кулачок. Засыпают раки. (замедляя) Тихие спокойные шлепки по коленям. Спят лягушки сладко Руки перед грудью поочередно мягко покачиваются. Под корягой гладкой. Кулачки подмышками. Руки крест накрест. А у берега в тиши Руки, постепенно покачиваясь, поднимаются вверх. Тихо дремлют камыши. Руки, покачиваясь, опускаются вниз. Знает наша речка Волшебное словечко. Как в начале. |
Краб Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, потому в другую. Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. | Капуста Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмём-жмём. Прямые движения рук вверх-вниз, потирать кулачок о кулачок, поочередное поглаживание подушечек пальцев. Сжимать и разжимать кулачки |
Качалочка Качалочка, качалочка, Пальцы обеих рук в замок. Качай меня, качай. Пальцы одной и другой кисти попеременно выпрямляются вверх, напряжены. А братец мой Иванушка, Встречай меня. Встречай. Кисти обеих рук со сцепленными пальцами развернуть к лицу и на каждое слово соединять большие пальцы подушечками так. Чтобы были видны ногти. | Качели Задрожали ветви ели. Мы в восторге от качелей! Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опустить вниз. |
Кисточка Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево— мягко соединять подушечки пальцев. | Коготочки У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произнести громко: «Мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключении провести занятия двумя руками. |
Коза рогатая Идет коза рогатая За малыми ребятами. - Кто кашу не ест, Молочка не пьет, Забодаю, забодаю!.. Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка. | Коза и козленок Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчку - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз (изображать позванивание колокольчиком). |
Колечко Соединить большой и указательный пальцы вместе. В колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5-10. На узенькое крылечко Кто-то уронил колечко. И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. Дети смотрят там и тут, Но колечко не найдут. | Кольцо Выйду на крылечко, Вынесу колечко. Я его, вместо игрушки, Подарить хочу Валюшке. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны. |
Комарик Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается укусить ребенка). Мизинец и большой пальцы расслабить, опустив вниз (это «лапки»). | Корзинка Ладони на себя, пальчики переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. |
Курочка пьет воду Наша курочка гуляла, Травку свежую щипала. И пила водицу Прямо из копытца. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки. | Лошадь Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх. Конь ретивый С длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! |
Лыжник Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, остальные прижать к ладони. Поставить пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу. Утром на лыжах кататься пошли, Быстро до леса на лыжах дошли. Время к обеду — весь лес обошли. Дружно на лыжах домой мы пришли. | Лягушка Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный — прижать к ладони большим пальцем. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: ква-ква-ква. |
Мостик Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. или Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила — Прямо речку угодила. | Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся моя семья! Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок. |
Мышка Мизинец и указательный палец согнуты — это «щепки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадется по дорожке. | На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок! Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. |
Наш малыш Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. | Ножницы Большой, безымянный пальцы и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Разводить их в стороны, имитируя ножницы сначала медленно, затем быстрее, не сгибая пальцы. Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу |
Облака Облака, облака, Кучерявые бока. Облака кудрявые: Целые, дырявые. Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой (со). Руки вытянуть, крупное круговое движение. «Кудрявые» - мелкие круговые движения, «целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке. | Очки Сделать двумя руками колечки, поднести к глазам, имитируя очки. Вот колечки - посмотри! Превращаются в очки! Очки - Что стряслось у тети Вали?
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их. |
Оладушки Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один — Машеньке, Один - Коленьке... (и так далее, перечисляя всех детей) Загибать поочередно пальчики на обеих руках. | Оса Оса села на цветок. Пьет она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки. |
Пальцы вытяни пошире. Пальцы вытяни пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Сжать их вместе, три, четыре - И на месте поплясать: На носок, потом на пятку, Дружно делаем зарядку. Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком». Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших. | Пальчик-мальчик
Где ты был? - С этим братцем - В лес ходил. С этим братцем - Щи варил. С этим братцем - Кашу ел. С этим братцем - Песни пел! Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца |
Пальчики Раз-два-три-четыре-пять – Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять — В домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. | Пальчики здороваются Я здороваюсь везде — Дома и на улице. Даже «Здравствуй» говорю Я соседской курице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. |
Пенек Соединить ладони обеих рук. Делаем скользящее движение кистью правой руки вниз по кисти левой. Идет медведь по лесу, устал, говорит: Пальцы правой руки остановились на уровне ладони левой руки. «Сяду на пенек, съем пирожок!» На слово «сяду» пальцы правой руки давят на ладонь левой, приводя ее в горизонтальной положение, а пальцы левой руки — в вертикальном положении. То же другой рукой. | Петух Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой — это «клюв». Остальные пальцы растопырить в стороны и поднять вверх — это «гребешок». Петя, Петя-петушок, Красный чудо гребешок. |
Прятки Покажите правую рук, левую руку. Выполните задание: В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка. | Проснись - потянись Ладони крепко прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе не отрываются от стола. Большой палец — Иван, указательный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка. Все пальчики-мальчики крепко спят. Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, потянулись! Большие пальцы обеих рук поднимать как можно выше; опустить. Так же до Никитушки. |
Прятки В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках. | Птенчики в гнезде Пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук. Вот птенцы, а вот гнездо. Всем птенцам в гнезде тепло. |
Птички Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели Руки расположить перед собой ладонями к себе. Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими. | Птичка пьет воду Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом». Наклонилась, захватила, Подняла и проглотила. |
Пять пальцев На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках. | Раз, два, три... Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши Будем пальцы разминать. Сжать в кулачки Это Ваня, самый сильный Показать большие пальцы Самый толстый и большой. Покачать из стороны в сторону Степа нужен для того, Большие остаются Чтоб показывать его. Указательные двигаются А Сергей - он самый длинный И стоит он в средине. Вывести средние пальцы из кулачков А Матвей, он безымянный, Он избалованный самый. Вывести безымянные пальцы из кулачков А Никита, хоть и мал, Вывести мизинцы. Очень Прижать к ладони большие пальцы Ловок Все пальцы прижать к ладони И удал Поцеловать мизинцы, вывернуть кисти через низ от себя. |
Разминка Ты, утенок не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук, можно использовать резиновые игрушки. | Семья Пальцы сжать в кулак, показывая, начиная с большого. На последней строчке все пальцы «кланяются». Пальцы не напрягаются. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик-я! Вот и вся моя семья! |
Сеничкино семечко Из кармана Сенечки Похлопать по карманам. Выпрыгнуло Колечком из большого и указательного пальцев дотронуться до «кармана». Семечко Дотронуться до пола, присесть. Руки положить на пол. В землю рыхлую упало - Наклонить голову, постепенно обхватывая ее руками. Там до темных дней проспало. Темп замедлить, глаза закрываем. Только семечко проснулось — Голова поднимается, глаза открываются. Сразу к солнцу потянулось. Встаем, голову вытягиваем вверх. Стебель над землей высок! Хорошо выпрямить спинку. Сверху вниз глядит цветок: Посмотреть на пол. Поворачивать голову в разные стороны. Здравствуй, Сеня-Сенечка! Хочешь вкусных семечек? | Собака Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя собачий лай. Ав-ав-ав - я не пугаю, Я с ребятами играю! Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в щепоть. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. |
Солнце Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами». | Солнышко Солнышко, солнышко! Руки вверх Погуляй у речки Мах руками Солнышко, солнышко! Руки вверх Раскидай колечки. Выбрасываем пальчики Мы колечки соберем, Собираем в ладошки Золотёночки возьмем Катаем, хлопаем по коленкам. Покатаем, поиграем, И тебе назад вернем. Руки вверх |
Сорока Сорока, сорока, Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Ничего не получил!» Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец руки, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки. | Стульчик «Стульчик» ты из рук сложи И детишкам покажи. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. |
Туча и дождик Туча по небу плыла Правая рука описывает дважды большой круг. Дождик за руку вела, Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает). Он шагал на тонких ножках В черных маленьких калошах. Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо. Дождик всюду походил, Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы. На крылечке наследил, Шлепки по коленям. Топнул, шлепнул и умчался. Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками. | Уж как шла лиса по тропке Уж как шла лиса по тропке Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед. Нашла грамоту в охлопке. То же по другой руке. Она села на пенек И читала весь денек. |
Улей Вот маленький улей, где пчелы спрятались. Никто их не видит. Вот они показались из улья. Одна-две-три-четыре-пять! З-з-з-з-з-з! Пальцы сжать в кулаки, затем сгибать по одному. Затем энергично шевелить ими. | Улитка Большой палец и мизинец расставить в стороны, остальные прижать к ладони. «Рожки» то вытягиваются, то прячутся. Можно изобразить, как улитка ползет по столу. Улитка, улитка! Высуни рога! Дам тебе я хлеба Или молока! |
Повстречались Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!». Повстречались два щенка: «Гав-гав!». Повстречались два жеребенка: «Иго-го, иго-то!». Повстречались два тигренка: «Р-р-р!». Повстречались два быка: «Му-у-у!». Смотри, какие рога! На каждую строчку соединять поочередно пальцы и левой руки, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув большие пальцы | Улиточка У улитки-крошки Подрастают рожки. Научу ее ходить, Если будут ножки. Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками». |
Утята Раз-два — шли утята. Три-четыре - за водой. А за ними плелся пятый. Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко-громко запищал! - Пи-пи-пи - не пищи! - Мы тут рядом, поищи! Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуком «Пи-пи-пи...» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. | Флажок Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажег. Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно признать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу. |
Цветок Набухай скорей, бутон, Распустись цветок - пион! Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок». | Цепочка Поочередно соединять большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки. Колечко с колечком мы соединяем. Длинную цепочку мы получаем. |
Цветки Наши алые цветки, Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки, Закрывают лепестки. Головой качают. Тихо засыпают. Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулачок, покачивание кулачком вперед-назад. | Человечек «Топ-топ-топ!» - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. При «ходьбе» пальцы сильно не сгибать Вот человечек идет по дорожке И высоко поднимает он ножки. На одной ноге стоит и по сторонам глядит. На другую ногу встал, покачался и упал. Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги», затем стоит на одной «ноге», потом меняет положение ног. |
Черепаха Вот моя черепаха, Она живет в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, То высовывает головку. Когда хочет спать, То прячет ее обратно. Руки сжать в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно. | Четыре брата Идут четыре брата на встречу старшему. - Здравствуй, большак! - Здорово, Васька — указка, Мишка - середка, Гришка - сиротка Да крошка Тимошка! На вторую строку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы. |
Шалун Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Он много шалил, Свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. | Шарик Надувайся, шарик, больше! Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше: Катись, прыгай и летай! Кончики пальцев обеих рук придать друг к другу, ладошками образовать маленькие, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение. |
Щупальца осьминога Пальцы сжать в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко! Много ног у осьминога Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы. Все они ему нужны Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак. Заменяют ему руки Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы. Очень ловкие Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак. они Кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть. | КАПИТАН Я плыву на лодке белой Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. |
БАРАШКИ Захотели утром рано | ДОМИК Под грибом - шалашик-домик, В колокольчик позвоним. Двери нам откроет гномик, В домике дощатый пол, А на нем - дубовый стол. Рядом - стул с высокой спинкой На столе - тарелка с вилкой. (соедините ладони шалашиком) (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; (левая рука сжата в кулак, |
ГРОЗА Капли первые упали, Дождик застучал сильней, Дождь полил как из ведра, Разбежалась детвора. В небе молния сверкает, А потом из тучи солнце (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) КОШКА И МЫШКА Мягко кошка, посмотри, Кошка ходит тихо-тихо, (пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) | МОЯ СЕМЬЯ Знаю я, что у меня Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой |
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ Раз, два, три, четыре, пять, (разгибает мизинчик) | ПАЛЬЧИКИ
(загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) |
КТО ПРИЕХАЛ? Кто приехал? Мы, мы, мы! (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками безымянных пальцев) (хлопает в ладоши) | ШАЛУН Наша Маша варила кашу (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) |
БЕЛОЧКА Сидит белка на тележке, Заиньке усатому. поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) | ДЕТКИ Раз, два, три, четыре, пять, (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) |
ПО ГРИБЫ Раз, два, три, четыре, пять, | ПАЛЬЧИКИ Раз, два, три, четыре, пять, |
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики, начиная с большого) | ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ
(хлопать в ладоши) (загибать поочерёдно пальчики) |
ЛОДКА Лодочка плывёт по речке, (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) ПАРОХОД Пароход плывёт по речке (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) | КОЗА У козы торчат рога, (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) |
ПАУЧОК Паучок ходил по ветке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
ПЧЁЛКИ Домик маленький на ёлке, Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей". | ЧЕРВЯЧКИ Раз, два, три, четыре, пять, Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. |
Пять утят Пять утят плывут вперёд, Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). | ВЕТЕР Ветер дует, задувает, Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. |
РЫБКИ Пять маленьких рыбок Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). | УЛИТКА В домике она сидит, Вот улиточка ползёт На цветочек заползёт, Лепесточки погрызёт. Рожки в голову втянула, Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). |
ЧАСЫ Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки Руки "скатываются" на пол.. Два хлопка. Три хлопка. | ПЕРЧАТКА Весёлая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом" |
КОТЯТА У кошечки нашей есть десять котят, стоят: Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. | У ЖИРАФОВ У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. пятнышки везде. на коленях и носках. складочки везде. складочки везде. на локтях, на коленях и носках. Хлопаем по всему телу ладонями Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
ПОРОСЯТА Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, спинку об забор чесал. поросяток я люблю поросяток я люблю носом землю ковырял, что-то сам нарисовал. поросяток я люблю лежебока и нахал, и всех братьев растолкал. Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Безымянные. "Фонарики". Сжимаем и разжимаем кулачки Средние. Указательные. Сжимаем и разжимаем кулачки Большие. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. | ДВА КОЗЛИКА Как-то раз к кому-то в гости На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени. |
ЗАЙЦЫ Десять серых зайцев
Хлопаем в ладоши. Бежим пальчиками по столу или коленям | ВЕСНА
Раскрылся колокольчик Динь-динь, звенит тихонько, Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) |
ЖУЧОК Этот маленький жучок Перебираем пальцами по ступням. Щипаем ступни. Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям. Перебираем пальцами по груди "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. Опускаем голову вниз, глаза закрываем. | СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ Как- то серенький козёл Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. Опускаем подбородок. Поднимаем подбородок вверх. |
ЗМЕЙКА Посмотрите-ка, друзья, Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). Волнообразные движения рукой "Змея" хватает за нос партнёра по игре. | ГВОЗДИ
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. |
ДОМ
Руки над головой "домиком". | КРОЛИК Маленький кролик с большими ушами, в мягкой земле. Кисти прижать к голове, как ушки. Указательными пальцами дотронуться до носа. Указательные пальцы прижаты к губам. Роем норку (колени) "Чистим шёрстку". Руки складываем, кладём под щёку. Шевелим "ушами". |
ЧЕРЕПАШКА Моя черепашка в коробке живёт, Купается в ванне, Её на ладошке я буду носить, Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе. "Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре). | МОИ ВЕЩИ Вот это - мой зонтик, Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик). |
РАДУГА
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. | СТУЛ Ножки, спинка и сиденье - (левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) СТОЛ У стола 4 ножки (левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста по лексическим темам....
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Подборка пальчиковых игр...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры...
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...
Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"
Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
Составила: Попова Ольга Николаевна...
- Мне нравится (1)