План профессионального развития воспитателя по теме«Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок »
методическая разработка (средняя группа)
Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок;
- проанализировать полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 106
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ГолдовскойЛ. Г.
2023-2024
учебный год
ФИО: Голдовская Лия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Стаж: 15 лет
Образование: высшее
Тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ».
Срок реализации: 2023-2024 учебный год.
Актуальность
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель работы по теме самообразования - изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок;
- проанализировать полученные результаты.
Месяц | Формы работы | ||
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | |
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели и задач. | Чтение сказки «Репка» Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?» Дидактическая игра «Что сначала, что потом». | Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами |
октябрь | Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников | Чтение сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Если бы…». Дидактическое упражнение «Сказка со счастливым концом». Рисование «Колобок счастливый и румяный». | Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами |
ноябрь | Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников | Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Дидактическая игра «Научи послушанию». | Анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка» |
декабрь | Изготовление раскрасок по теме «Сказка» | Чтение сказки «Морозко». Дидактические упражнения «Назови себя», «Позови ласково». Аппликация «Подснежник». | Папка-передвижка «Скрытые возможности сказок» |
январь | Оформление выставки работ «Зимние сказки» | Чтение сказки «Три медведя». Дидактическая игра «Разбуди ласково». Лепка «Тарелки для трех медведей». | Оформление выставки работ «Зимние сказки» |
февраль | Ремонт книг в книжном уголке | Чтение сказки «Зимовье зверей». Дидактическое упражнение «Жизнь в лесу». Беседа «Мои добрые поступки». | Упражнение-игра «Сказка шиворот-навыворот» |
март | Рабoта с интернет – ресурсами для изучения опыта работы педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Дидактическое упражнение «Солнышко». Дидактическая игра «Помоги другу». | Презентация «Сказка в жизни ребенка» |
апрель | Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. | Чтение сказки «Лиса и журавль». Импровизация по сказке «Лиса и журавль». Обсуждение пословицы «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». | Консультация для родителей «Мама, почитай мне сказку». |
май | Самоанализ плана по самообразованию Изготовление картотеки сказок | Дидактическая игра «Добрый – злой» (герои народных сказок). Развлечение «Квест по сказкам» | Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Период | Содержание |
Сентябрь | 1.Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования. Постановка целей и задач по данной теме. 2.Консультация для родителей «Что читать детям среднего возраста». |
Октябрь | 1.Папка – передвижка «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». 2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Чему учит сказка». |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей « Русские народные сказки. Их роль в воспитании детей» 2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. |
Декабрь | 1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. 2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов). |
Январь | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнку сказок в домашних условиях. Темы: «Волшебный мир сказок» «Почему важно воспитывать у детей положительные нравственные качества» |
Февраль | 1.Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении центра книги и центра ряженья. |
Март | Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в формировании у детей положительных нравственных качеств» |
Апрель | 1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. 2.Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия, послушания через сказку». |
Май | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: «Моя любимая сказка». Проведение акции "Эти прелестные сказки" |
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- разработка и внедрение системы работы с детьми по речевому развитию;
- активизация речевой деятельности дошкольников;
- улучшение предметно-пространственной среды, которая способствует развитию речи у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования; повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
Литература по теме самообразования:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2018г.
2.Вальчук Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. Конспекты занятий: М.: Училель, 2018г.
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М., 2017г.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017г.
5. https://nsportal.ru/
6. http://www.maam.ru/
7. http://открытыйурок.рф/
Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, я систематизировала нравственные качества каждой сказки в таблицу.
таблица 1
Сказка в системе нравственного воспитания (пример)
№ п/п | Название сказки | Нравственные качества (4-5 лет) |
1 | Сказка «Репка» | Общее дело, значимость даже малой помощи. |
2 | «Лисичка со скалочкой» | Справедливость |
3 | «Теремок» | Умение жить дружно |
4 | «Кот, петух и лиса» | Дружба, взаимопомощь, отзывчивость |
5 | «Волк и семеро козлят» | Послушание / обман. Как добрые и миролюбивые побеждают, заботятся друг о друге и помогают друг другу. |
6 | «Лиса и заяц» | Добро/зло; мудрость/хитрость; гостеприимство/коварность; осмотрительность/неосторожность; беззащитность/непорядочность. Сочуствие, смелость, отзывчивость, справедливость |
7 | «Гуси – лебеди» | Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость. |
8 | «Зимовье зверей» | Дружба, согласие |
9 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Послушание/непослушание; осмотрительность/неосторожность; взаимная любовь, заботливость, терпение |
10 | «Маша и медведь» | Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям |
11 | «Петушок и бобовое зернышко» | Взаимопомощь, трудолюбие |
12 | «Коза Дереза» | Доверие, доброта, хитрость, обман |
13 | «Рукавичка» | Отзывчивость, доброта |
14 | «У страха глаза велики» | Смелость, трудолюбие |
15 | «Снегурушка и лиса» | Послушание/непослушание; Взаимопомощь Добро; хитрость/доверие |
16 | «Привередница» | Послушание/непослушание; любовь, отзывчивость. |
17 | «Жихарка» | Послушание/непослушание. смекалка. Взаимовыручка. Дружба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-1159021-1576339238.jpg)
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/09/picture-1099866-1560102261.jpg)
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-1156560-1591197975.jpg)
План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/24/picture-258943-1369378332.jpg)
План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601219-1425068332.jpg)
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/24/picture-1170063-1571916552.jpg)
План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 2023-2024 учебный год
План по самообразованию: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...