Этапы работы с родителями в период адаптации
статья

Маньковская Румия Римовна

I этап. Знакомство. Родители совместно с ребенком знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности: игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки, знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

II этап. Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач работы.

III этап. Составление семейного анамнеза.

VI этап. Установление доверительных отношений между сотрудниками детского сада и родителями

V этап. Работа родительского клуба, сплочение родительского коллектива

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать беседы с родителями; анкетирование; наблюдение за ребенком; развивающие игры. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.

В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. Система работы, направленная на взаимодействия детского и семьи воспитанника поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации и как следствие - взаимодействие ДОУ и семьи будет носить продуктивный характер, приносящий максимум пользы для всех участников адаптационного периода.

Советы родителям в адаптационный период

  1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу.
  2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
  3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
  4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
  5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
  6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
  7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
  8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
  9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
  10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
  11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду»

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
  3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали.
  5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
  6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
  7. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  8. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
  9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
  10. Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу.
  11. Не скупитесь на похвалу.
  12. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

Работа с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защ...

План работы с родителями в период адаптации детей

Материал расчитан для организации адаптационных мероприятий в период посещения ребёнком детского сада...

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ...

План работы с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание не только для ребенка, но и для родителей. От того, как пройдет период адаптации , зависит  дальнейшее благополучное существова...

ПРОЕКТ «Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»

•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...