Выступление из опыта работы «Лаборатория ранней профориентации, как условие взаимодействия детей в развивающем диалоге»
учебно-методический материал
«Лаборатория ранней профориентации» направлена на организацию образовательного пространства, в котором дети смогут познакомиться с различными профессиями, узнать больше об их особенностях и важности, а также развить навыки общения и взаимодействия друг с другом. В рамках лаборатории будут проводиться уроки, мастер-классы, экскурсии на предприятия и другие мероприятия, которые помогут детям определиться с выбором будущей профессии и научат их работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_ranney_proforientatsii.docx | 162.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лаборатория ранней профориентации,
как условие взаимодействия детей
в развивающем диалоге»
Подготовил:
Ермолаева Людмила Владимировна
Наш детский сад расположен в центре города Валуйки, он образован в 1967 года, на протяжении своего функционирования востребован семьями ребят дошкольного возраста. В наш детский сад водят малышей уже не первое поколение наших воспитанников. И хотя детский сад имеет большую историю, педагогический коллектив находится в творческом поиске, создавая комфортные условия для свободы выбора, самовыражения воспитанников, внедряем современные инновационные технологии в практику работы, создаем комфортную, мобильную, многофункциональную, доброжелательную развивающую предметно-пространственную среду.
В детском саду не первый год функционирует «Лаборатория профессий», ориентированная на знакомство ребят с миром профессий. Она находится на втором этаже, в отдельном помещении. Представлена мини-центрами «Сфера обслуживания», «Пожарная часть», «Торговля», «Медицина». Каждый центр оформлен в соответствие с темой, в мини-центрах атрибуты для сюжетно-ролевых игр, спецодежда, конструкторы, тематические лэпбуки, оборудование, которое ребята используют в играх.
Знакомство с миром профессий организовано в разных направлениях. У нас заключены договоры и мы раз в месяц до пандемии ходили на экскурсии в учреждения культуры: музеи, искусства: центры и школы творчества, а также в другие социальные организации, где знакомились с профессиями: учитель музыки, экскурсовод, библиотекарь, пожарник, спасатель и т.п. Знакомство с профессиями является частью образовательного процесса. Содержание данного проекта разработано в соответствие с образовательными возможностями детей разных возрастных групп. Малыши знакомятся с профессиями в детском саду, старшие на мастер – классах, которые проводят родители или приглашаем в группу «Гость группы».
В лаборатории проходят познавательные занятия, досуги «Мир профессий», реализуются детско-родительские проекты по ознакомлению с миром профессий: «Мой папа - солдат», «Что такое фермеры», «Финансовая грамотность», проходят творческие мастерские, выставки, выставка лэпбуков «Ярмарка профессий», конкурс книжек-малышек «Профессии моей семьи». Лаборатория стала центром интереса детей.
Стало традицией, в нашей лаборатории, раз в месяц проводить встречи «Гость группы». Гостями становятся чаще всего родители, работники детского сада, они рассказывают ребятам о своей профессии, проводят мастер-классы, знакомят малышей с оборудованием, которое использует полицейский, инспектор по правилам дорожного движения и другие.
После одной из таких встреч, когда мама Даши, которая работает окулистом, рассказала и показала ребятам таблицу строения глаза, схему измерения зрения, лопаточку и молоточек, которые ребята применяли проверяя, кто какие буквы и на какой строке видит. У ребят старшей и подготовительной групп завязался диалог: «Какой врач самый главный?».
Маша сказала, что ее мама работает в больнице, и она самая главная, потому что лечит маленьких детей и ее профессия называется педиатр. Антон сказал, что его тетя работает в больнице медсестрой, делает уколы, берет кровь и она самая главная, потому что врач не делает уколы, он только выписывает лекарства. А Сережа сказал, что главный тот, кто вылечивает, например, он был в больнице, у него болело ухо, и его лечил врач специальным прибором и ухо перестало болеть. Включились и другие ребята, которые уже знали некоторые специализации врачей, Коля сказал, что он был в больнице и врач молоточком проверял его рефлексы. У меня рефлексы здоровые, а мама сказала, что эти рефлексы очень важны, без них человек не может жить. Воспитатель включилась в диалог и спросила: «Всё таки, какой врач главный?». Дети стали приводить доводы, отстаивая главенство своего примера. Например, Настя, сказала, что важен врач, который легкие лечит, мы же дышать должны, чтобы жить; а Серафима отметила, что важен врач, который лечит руки и ноги, потому что человек двигается и если он сломает что-то, он не сможет бегать, играть и т.п.
Каждый ребенок старался привести пример из своего опыта или пример, который он ему известен. Но малышам не хватало знаний, опыта и доказательств. Надо отметить, что они часто соглашались с друг другом или вообще доказывали чужую позицию.
Например, когда разговор зашел о зрении, Маша, которая отстаивала позицию важности кардиолога, рассказала о своем дедушке, он плохо видит и перестал ей читать ее любимые сказки, а бабушка не вяжет салфетки, поэтому мне мама и папа все время говорят, что нужно беречь зрение. Педагог спросила, Маша, а кто важнее кардиолог или окулист? Маша ответила, что трудно ответить, так как окулист лечит глаза и они важны и сердце тоже важно.
В результате, дети не смогли прийти к единому решению. Чтобы развести ситуацию и решить её, воспитатель предложила ребятам обсудить с родителями другую тему: какой самый главный орган в организме человека. Ребята обратились за помощью к родителям.
Так у нас была проведена научная конференция: «Какой орган самый главный?». В конференции приняли участие большинство ребят. Вместе с родителями они приготовили презентации и рассказывали о человеке и его организме. Даниил представил систему кровообращения, Света, рассказала о том, что у человека есть почки, Наташа показала фото из атласа человека и познакомила ребят с функциями желудка.
Надо отметить, что родители детей смогли объяснить доступно, а ребята пересказать сверстникам научные знания.
После конференции пришлось еще раз детям напомнить вопрос: «Какой врач главный?». Мы вместе думали, обсуждали ситуацию, если убрать какой - то орган, что будет с человеком. Дети придумывали самые разные ситуации, они пытались заменить органы. Например, легкие насосом, глаза специальными очками, но все равно не смогли доказать, что можно жить без какого то органа.
Но Даниил, сказал, что у них в доме живет дяденька, который слепой, он ходит палочкой стучит о предметы, чтобы понять куда идет.
Здесь разговор пошел в другое русло, но главное, что ребята сделали вывод о важности всех врачей.
Важно отметить, что взаимодействие и обсуждение детьми данной ситуации было им интересно. Они доказывали друг другу, пытались рассуждать, им помогали родители.
Технология Развивающий диалог - одна из интересных и новых технологий. Она пока непроста как для детей, так и взрослых.
Ребята не умеют доказывать, часто не умеют удерживать свою позицию, переходят на сторону того, кто это делает более ярко. Не умеют друг друга слушать, но это вопрос мы решили, разработав правила дискуссии. И ими ребята начали пользоваться.
И педагогам также непросто организовать именно развивающий диалог, во время подобрать и правильно поставить важный для поддержки детей и дискуссии вопрос, создать ситуацию, в которой дети получат подтверждение своих гипотез.
Лаборатория профессий, в том диалоге, который был представлен, помогла нам реализовать позиции и мнения детей. Именно в игре, разных формах работы в Лаборатории дети приобретали знания, которые помогли им в обсуждение ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя Забродиной Н.Г. "Ранняя профориентация в условиях детского сада"
Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для ранней профориентации. Главная задача взросл...
Опыт работы воспитателя Забродиной Н.Г. "Ранняя профориентация в условиях детского сада"
Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для ранней профориентации. Главная задача взросл...
Представление собственного педагогического опыта работы по ранней профориентации детей в старших группах
Противоречия стали условием углубленного изучения данной проблемы и обобщения опыта работы.Для успешной работы по формированию профессионального становления личности играет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...
Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...
Выступление на районном методическом объединение «Ранняя профориентация»
quot;Все профессии нужны, все профессии важны!"...
Выступление на РМЦ «Формирование ранней профориентации в условиях ДОУ как одно из направлений поддержки и развития инженерно-исследовательских способностей у детей» На тему: «Путь к роботу»
laquo;Формирование ранней профориентации в условиях ДОУ как одно из направлений поддержки и развития инженерно-исследовательских способностей у детей»На тему: «Путь к роботу»...