Презентация Русская красавица - Матрешка!
презентация к уроку (подготовительная группа)

Юмашева Антонина Михайловна

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание Матрешка17.6 КБ
Office presentation icon Презентация Матрешка2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Образ матрёшки символичен и многозначен.

Матрёшка – это национальный символ России, излюбленный сувенир для иностранцев. Что же скрывает в себе эта простая деревянная славянская игрушка?

Само слово «матрёшка» таит в себе великую мудрость.

Корень слова «матрёшка» – «мать». Это и материя, и матрица, и матриархат. Матка у пчел. Есть над чем задуматься.

Название этой русской игрушки восходит к женскому имени собственному Матрёна или Матрона. От Матроны появилось уменьшительно-ласкательное – Матрёшка. Имя Матрона пришло к нам из латинского языка.

Матри (с др.-инд. «мать», ближе к санскриту), – в индуистской культуре это божественные матери, олицетворяющие силы природы.

Идея активного женского начала рассматривается как соединенный творческий потенциал созидания и рождения нового. Открываешь матрёшку – появляется новая, что символизирует непрерывность человеческого рода. Древнее понимание преемственности поколений: одна женщина рождает другую, следующая – еще одну и так далее.

Русская матрёшка – тайна образа

Матрёшка – сложный многослойный архетипический образ.

Матрёшка олицетворяет жизненный путь человека от самого рождения. Путь, который надо пройти, раскрывая в себе новые качества и состояния, чтобы выполнить свое предназначение. Найти свою дорогу, узнать свое место – это значит сделаться самим собой, раскрыть свою сущность, ответить на все вопросы, поставленные свыше, узнать самого себя и понять свое место в мире и Вселенной. Познавая и актуализируя в этом мире себя, мы познаем и Божественное присутствие.

В психологии явление раскрытия собственной сути принято называть самоактуализацией личности. Этот процесс предполагает снятие блокирующих развитие программ и обретение целостного Я.

И это, наверное, главная тайна образа матрёшки, – образ целостности личности, ее гармоничное состояние. Как известно, любить себя, других и Бога в себе способен только целостный гармоничный человек. Такой человек делится своей любовью от изобилия, а не от нехватки. Он не жертва, а активный созидатель. Он наполнен, целостен, а, следовательно, целомудрен. Быть целомудренным – это означает, иметь в себе целую мудрость, то есть равномерно и гармонично соединить в себе мужское и женское начало. Мужское и женское присутствует в каждом, но вот пропорции соблюдены не всегда верно. Отсюда и все перекосы в отношениях. Достигнув правильного сочетания мужского и женского, Анимы и Анимуса в себе, личность способна к гармоничным отношениям с такой же гармонично развивающейся личностью. Такой человек лишен манипулятивных стратегий, ведущих к войнам и конфликтам на всех уровнях, и находится в контакте с другими исключительно по своей доброй воле и желанию, а, значит, он никогда не будет нарушать границы реальности другого, то есть он живет в мире со всеми. Как добиться такого гармоничного состояния личности? Ответ на этот вопрос сокрыт в тайне русской матрёшки.

Такие глубинные символические образы как матрёшка иногда работают сами по себе, одним лишь своим присутствием рождая правильный настрой мысли.

Наше подсознание, хранящее ответы на все загадки и тайны мира и знающее их сокровенный смысл, сделало образ этой игрушки нетленным. Матрёшка для нас стала загадочной шкатулкой с сокровенной информацией, подобно запечатанной в форме и пропорциях пирамид. И если геометрия пирамид хранит в себе тайну «пространства и времени», секреты управления ими, то русская матрёшка хранит информацию о строении и устройстве нас самих, нашей психической энергии и мира нашей реальности.

Русская матрёшка – тайна души

Мир, в котором мы живем, — многомерен. Любое физическое тело окружает аура излучаемой им энергии. Если рассматривать энергетическое строение любого предмета, нетрудно заметить, что оно, подобно человеческому телу, состоит из нескольких слоев качественно разной энергии. Это физика.

Семь матрёшек одна в другой символизируют строение энергетических тонких тел. Это эзотерика.

Согласно традиции, платок и одежда каждой матрёшки были окрашены в один из цветов радуги от красного до фиолетового. Точно так же распределяются эти цвета и в радуге.

Красный цвет несет в себе мощные силы, но его вибрации не очень высоки и не позволяют ему подниматься в просторы космоса. Красный цвет притягивает организм к Земле и позволяет набраться ее живительной силы. Если мало этой энергии у человека — то и сил для жизненной активности мало.

Оранжевый цвет несет силу плодородия и изобилия.

Жёлтый — дает здоровье и устойчивость.

Зелёный — поддерживает наши душевные силы и интуицию.

Голубой — помогает общению с другими людьми, подпитывает нервные и интеллектуальные силы.

Синий — открывает знание законов Вселенной.

Фиолетовый — отвечает за гармоничное распределение всех энергий.

Точно так же были первоначально окрашены наши матрёшки. Случайно ли? Вряд ли. Это передавалось мастерами из поколения в поколение, так же, как и пропорции игрушки оставались неизменными на протяжении многих тысячелетий.

Русская матрёшка – сказочный символ

В традициях наших предков различные украшения, предметы быта, игрушки, сделанные из природного материала – камня, дерева или глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих повседневность, но являлись ещё и носителями определённой символики, имели важный скрытый смысл.

Скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна нашими народными сказками.

Вот, к примеру, сказка о Кощее Бессмертном, смерть которого сокрыта далеко. За морем за океаном, да на острове-Буяне стоит дуб, под дубом тем зарыт сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Надо разбить яйцо – и Кощей умрет.

Иными словами, одно в другом спрятано, заключено, сокрыто – и для того, чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открывая, одну за другой все скорлупки, разгадывая жизненные загадки, встречающиеся на пути. Такой образ зашит в русских сказках.

Может быть, именно в этом и заключается истинный символический смысл нашей замечательной матрёшки – это напоминание нам о необходимости вспомнить, кем мы являемся на самом деле. Раскрыть суть вещей, понять самих себя. Встретиться с Божественным Провидением.

Русская матрёшка – символ поиска истины

Развивающей и обучающей ценности матрёшки может позавидовать любое современное детское пособие. Эта великолепная игрушка – отличный подарок маленьким детям. С её помощью можно научить детей выделять разные качества и величины вещей, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Это в игровой форме, обучает счету, способствует координации рук, развивает восприятие, развивает логическое мышление, дает возможность просматривать причинно-следственные связи.

Но эта игрушка имеет еще множество символических смыслов. Этим она интересна и взрослым.

Многослойность матрёшки учит искать множество смыслов – за внешним видеть внутренние причины, более глубоко воспринимать мир, не судить поверхностно, видеть суть. Понимать, “что плоско – это лишь поверхность, в объеме тел и есть их суть”.

Матрёшка – символ единства и проявления мира. Поэтому она несет в себе идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в микрокосмосе, и наоборот.

Таким образом, матрёшка олицетворяет собой человеческую целостность и многослойность мира. Её позитивный образ приносит в дом гармонию и уют, настраивает на миролюбивый лад. Дает возможность жить в любви и согласии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская красавица – Матрёшка!

Слайд 2

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя " Матрена " тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки". История первой матрешки Первая русская матрешка Девочка с петухом. Худ. Малютин С.В. Токарь Звездочкин В.П. Мастерская-магазин Детское воспитание 1899-1900гг. Москва

Слайд 3

Село Абрамцево – Имение С. Мамонтовых. Семья Мамонтовых много занималась просветительством, коллекционированием художественных ценностей. В числе предметов народного искусства, которые они собирали, были и крестьянские игрушки. Эта семья владела мастерской-магазином "ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" , где создавали и продавали различные детские игрушки . А. И. Мамонтов приглашал на работу в свою мастерскую высококвалифицированных мастеров, требуя от них изобретательности и фантазии в создании игрушек. Чтобы расширить кругозор мастеров игрушечников, подстегнуть их творческое воображение в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. На первой русской матрешке стоял штамп: мастерская "Детское воспитание"

Слайд 4

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую . Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка". В начале 1900-х гг. мастерская " Детское воспитание" закрылась , но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, продавались они и в Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Роспись матрешек стала красочней, разнообразней.

Слайд 5

Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок . Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку . В этом же году в Сергиевом Посаде организовалась кустарно-промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход.

Слайд 6

Маленькая выставка

Слайд 7

Варенька Грушенька Дуняша Традиционная Хохлома Символ Сочи-2011

Слайд 8

Об изготовлении матрёшек Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером … Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок

Слайд 9

Виды матрёшек

Слайд 10

Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская . В начале ХХ века учебно-показательная мастерская в Сергиевом Посаде стала выпускать расписанную гуашью и покрытую лаком деревянную матрёшку. Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Слайд 11

Сергиево Посадская

Слайд 12

В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой тулова, а также они ярче раскрашены. Расписывали их анилиновыми красителями, которые, к сожалению, быстро выцветают. Мастерицы придавали им образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали - легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту!

Слайд 13

Семёновская матрёшка ( хохломская роспись)

Слайд 14

Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане , в промыслах города Калинина, Кирова, Наро-Фоминска и Бабёнок (Московская область), Краснокамска (Пермская область). Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями. Матрёшки из этого села знамениты своими "розанными" рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника.

Слайд 15

Полохов - Майдан

Слайд 16

Своеобразна форма калининских матрёшек . Они более вытянуты, чем Сергиево-Посадские, в них не столь чётко выявлены переходы от нижней части фигурки к верхней. Калининской матрёшке придаёт своеобразие роспись, техника которой была тоже заимствована в Сергиевом Посаде. Однако благодаря небольшим размерам фигурок чёткие линии рисунка, нанесённые выжигательной иглой и углублённые в древесину, приобрели дополнительное декоративное звучание, обогатившее цветовую гамму росписи.

Слайд 17

Современные кировские матрёшки выпускаются двух видов: расписные и дополнительно украшенные соломкой и традиционной формы, с выявлением очертаний головки, плечиков и с туловом конусовидного типа. У них чётко разделено туловище – кафтан, юбка. Кстати , в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки".

Слайд 18

Вятская матрёшка – самая «северная» в России

Слайд 19

Украинская и Японская матрёшка. Полубаская роспись «ложка-матрёшка» .

Слайд 20

Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех Матрешками зовут. Кукла первая толста, А внутри она пуста. Разнимается она На две половинки В ней живет еще одна Кукла в серединке. Эту куколку открой - Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притертую, И сумеешь ты найти Куколку четвертую. Вынь ее да посмотри, Кто в ней прячется внутри. Прячется в ней пятая Куколка пузатая, А внутри пустая. В ней живет шестая. А в шестой - Седьмая, А в седьмой - Восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех

Слайд 21

… а у тебя дома есть матрёшка? Как-то так случилось, что из всех народных промыслов, а их в России - очень много, не самый древний, и по происхождению не русский, стал тем, что теперь называют русским «брендом ». Почему именно у матрёшки оказалось такая судьба? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я приведу цифры социологического исследования на http://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру» « Детский исследовательский проект» Что такое матрёшка? Сколько лет матрёшке? Каких матрёшек ты знаешь? У тебя дома есть матрёшка? Сколько? 82 % респондентов ответили, что это русская детская деревянная игрушка. 100 % - не знают сколько лет матрёшке (200-500 лет). 10 % - назвали русскую матрёшку 90 % - не знают других матрёшек. У 15 % есть дома хотя бы по одной матрёшке. Актуальность выполненной работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Слайд 22

В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме. Найдите матрёшки из одного промысла?

Слайд 24

Принципы изготовления матрёшки не изменились за долгие годы её существования. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже — стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная кукла без инкрустаций и «накладок».

Слайд 25

Имя Матрёшка Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

Слайд 26

Сергиево Пасадская

Слайд 27

Семёновская матрёшка

Слайд 28

Полохов - Майдан

Слайд 29

Вятская матрёшка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская красавица- матрешка"

Проект для средней группы....

Русская красавица - матрешка

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление...

Русская красавица - матрешка

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление...

Русская красавица- матрешка!

Знакомство детей с русской матрешкой....

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему «Русская красавица матрешка» (по мотивам загорской росписи)

Интегрированные области: развитие речи, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Прививать любовь к русскому народному прикладн...

Русская красавица матрешка.

Тема НОД: «Русская народная игрушка - матрешка».Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.Задачи:Цель: Познакомить детей с русской ...