Методическая игра по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

1) Познакомить детей с составными частями дороги и правилами поведения на ней.

2) Расширять словарный запас по дорожной лексике.

3) Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

4) Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 60 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая игра

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей старшего дошкольного возраста

«Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»: «Дидактическая игра»

Учитель-логопед: Прокофьева Татьяна Геннадьевна

Содержание:

  1. ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4

Описание игры «Поймай знаки» и вариативность использования

4

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5

Приложение 1

Карточки к игре «Поймай знаки»

6

Приложение 2

Фотографии использования пособий в играх с детьми

1. Введение

С каждым годом увеличивается поток машин. Становиться небезопасно не только на дорогах, но и во дворах. Меж домовое пространство тоже забито машинами, которые могут в любой момент начать движение, а ведь эта территория предназначена и для пешеходов, и для детей. Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма как никогда актуальна, и задача родителей, педагогов и взрослых найти и использовать приёмы работы с детьми, позволяющие развивать умения оценить обстановку и действовать правильно, соблюдая безопасность передвижения.

У дошкольников ещё не сформирована защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, как у взрослых, они действуют импульсивно. Поэтому необходимо не только дать детям знания о правилах дорожного движения, а найти эффективные формы работы, которые помогут ребёнку оценить создавшуюся ситуацию и применить свои знания, анализируя возможные пути её решения.

Современные дети предпочитают практико-ориентированные модели обучения, ведь знания усваиваются гораздо прочнее в игре, в проигрывании ситуаций и поиске верных решений. У ребёнка повышается самооценка, он чувствует себя успешным, когда выбрал правильный ответ или нашёл выход из ситуации. Гораздо легче запоминаются правила, когда ребёнок проговаривает их сам, а не слушает наставления взрослого.

Мои воспитанники – дети старшей группы с нарушениями речи, которым вскоре предстоит самостоятельно проделывать путь от школы до дома.

Специфика работы учителя-логопеда подразумевает в первую очередь работу над правильной и чистой речью детей, и мне важно за период занятия решить не только речевые задачи, но и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице и в транспорте. Как правило, у детей с нарушениями речи отмечается скудный словарный запас, нарушения в лексико-грамматическом строе речи, неверное употребление прилагательных, предлогов, трудности в словообразовании.

Приобретая или разрабатывая игру для логопедической работы с детьми, я думаю о том, как можно было бы её доработать или переделать под дорожную тематику.

Дорожные правила для пешеходов неизменны, поэтому их повторение не должно быть однообразным и скучным, чтобы дети их успешно усвоили и применяли в дальнейшей практике.

Цель игры: выбор приемов и форм практико-ориентированной деятельности, эффективных для формирования навыков личной безопасности на дороге; развития познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Задачи:

1) Познакомить детей с составными частями дороги и правилами поведения на ней.

2) Расширять словарный запас по дорожной лексике.

3) Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

4) Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Планируемые результаты:

Дети овладевают знаниями правил поведения на улице и в транспорте, приобретут словарный запас по дорожной лексике, правильное употребление понятий.

  1. Основная часть

Основные достоинства игры:

  • Игра удобна в использовании: пособие можно переставлять, переносить; она удобна для хранения.
  • Участвовать в игре и в выполнении заданий может двое или более детей.
  • Смена карточек и заданий даёт логопеду возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на:

формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематических представлений, ориентировку в пространстве, на автоматизацию звуков и развитию мелкой моторики. Так же пособие способствует развитию у детей познавательных интересов, целенаправленности действий, развитию координации и мелкой моторики.

Такая игра отличается от других видов игр тем, что она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у дошкольников удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний, следовательно, помогает сделать любой учебный материал легко запоминающимся и интересным.

Данная игра предполагает возможность полифункционального использования для развития способностей ребёнка с ОВЗ.

  1. Описание игры «Поймай знаки»

Пластмассовые молоточки с резиновыми присосками – 4 шт.

Ламинированные карточки с дорожной тематикой, в зависимости от игровой задачи: переходы, дорожные знаки, правила дорожного движения для пешеходов «так- не так».

Вариативность использования игры

  1. «Найди нужный знак»:

На столе карточки с изображение предупреждающих и информационных знаков (Приложение 3). Играют два ребёнка.

Педагог объясняет задачу: быстро «поймать» как можно больше нужных знаков. Задача одного игрока как можно быстрее «шлепнуть и поймать» все предупреждающие знаки, а другого игрока - все информационные знаки.

На выполнение задания детям дается полминуты. Взрослый засекает время.

В игры конце дети вместе со взрослым считают набранные карточки, дети объясняют значения набранных знаков.

  1. «Найди пару»

Игроки (2 или 4 ребёнка) берут молоточки с присосками, на столе лежат парные карточки с дорожными знаками.

Задача детей как можно скорее «поймать» пары знаков и назвать их.

  1. «Найди предмет»

На столе карточки с изображением переходов через дорогу: зебра, наземный, подземный, надземный, железнодорожный переходы и несколько карточек изображения дорог и транспорта на дорогах. (Приложение 2).

Задание детям: наперегонки «нашлепать» как можно «карточек-переходов». Дети объясняют свой выбор.

Так же можно взять карточки с изображением светофоров, дорожных знаков, патрульных машин и т.д.

  1. «Правильно- не правильно»

Перед детьми выкладываются картинки, на которых изображены дорожные ситуации (Приложение 1). На одних картинках изображены ситуации нарушения правил, а на парных - соблюдение пешеходами правил.

Задача игроков: одному собрать как можно больше карточек «с нарушителями», а другой ребенок должен собрать карточки, на которых правила соблюдаются. В конце дети объясняют выбор.

  1. «Перевёртыши»

Педагог выкладывает на столе картинки рубашкой наверх. Игроки (2-4 ребёнка) по очереди бьют молоточком, выбивают карточки, переворачивают и объясняют, какая ситуация изображена на картинке: правильная или нет.

Выигрывает тот, кто назовет как можно больше карточек без ошибок.

Использование для данной игры тематических картинок, развивающих лото, даёт педагогу возможность разнообразить дидактические игры.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная разработка призвана помочь педагогам популяризировать среди детей c тяжелыми нарушениями речи и родителей важность освоения навыков личной безопасности, приучать их быть внимательными, собранными и ответственными при соблюдении ПДД.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Периодические издания:

1. Безопасность на дороге зависит от каждого из нас [Текст] / Е. Н. Данилова // Добрая дорога детства. – 2012. – № 6. – 8с.

2. Васильева М. Н. Дорогу пешеходам [Текст] / М. Н. Васильева. – М.: Дорожный калейдоскоп, 2015. –23 с.

Электронные ресурсы:

1. Бердникова Юлия Олеговна, педагог-организатор, МБОУ «СОШ № 5»

2. Изменения в ПДД после 8 апреля 2014 года [Электронный ресурс] – URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей старшей группы

Данная работа посвящена существующей на сегодняшний день актуальной проблеме - профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обусловленная  ростом дорожно-транспортных происшествий, в ...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста

Данная методическая разработка "Дорожный знакомобиль" помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие- снижение доро...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста. Игра - путешествие «Мы по городу идем» для детей средней группы

В наш непростой век, век технического прогресса и новейших разработок, мы не должны забывать о необходимости улучшать условия для сохранения жизни и здоровья   детей. Для этого мы должны иск...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста по теме «Обучение правилам дорожного движения». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию"Веселый светофорчик"

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному пред...

Дидактические игры на развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое детская инициатива? Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по жела...