Экологический проект «В гостях у природы» для детей второй младшей группы
проект (младшая группа)
Экологический проект
«В гостях у природы»
для детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Экологический проект
«В гостях у природы»
для детей второй младшей группы
Разработала:
воспитатель 2 младшей группы «Светлячки»
Ласькова И.Н.
Смоленск, 2022 г.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: открытый, детско-взрослый, фронтальный.
По составу участников проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
По времени проведения: краткосрочный
По характеру контактов: в рамках детского сада.
Образовательная область: «познавательное развитие».
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления об окружающем мире: насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т.д.);
2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;
4. Владеть обобщающими понятиями;
5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.
I этап проекта
Подготовка к внедрению проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации.
4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.
5. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
Дидактические игры по теме проекта;
Сюжетно-ролевые игры, игры - ситуации;
Отгадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Оздоровительные игры: пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, самомассаж, гимнастика после сна;
Экскурсии;
Наблюдение;
Поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации;
Трудовая деятельность.
Творческая деятельность.
Просмотр презентаций.
Развивающие образовательные ситуации.
Организация самостоятельной деятельности детей:
Раскрашивание раскрасок и рисование по трафарету «Цветы», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Животные» и т.д.;
Рассматривание картин, альбомов, папок, плакатов по теме проекта;
Настольные и дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры;
Наблюдение.
Работа с родителями:
Консультация «В союзе с природой».
Консультация «Зеленый мир на окне».
Консультация «Природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)».
Консультация «Ребенок на даче»
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Основной этап реализует следующие темы:
Май:
2 неделя: «Есть у солнышка друзья»
3 неделя «Шестиногие обитатели планеты»
4 неделя «Зеленые друзья»
Июнь:
1 неделя «Мир вокруг нас»
2 неделя «Расцвело ромашками лето»
3 неделя «Вкусные дары лета»
Формы и методы реализации проекта:
Формы: наблюдения; беседы; экскурсии, ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные и музыкальные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки; наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, поисково - исследовательская деятельность, трудовая деятельность, эксперименты; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
II этап проекта
Работа над проектом.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Лесная больница», «Аптека», «Лиса», «Ежиха», «Воробьиха», «Ветер и листочки», «Магазин», «Цветочный магазин», «Зоопарк».
Беседы: «Чему нас учит солнце», «Чудо радуга», «Небесная вода», «Воздух», «О зоопарке», «Что тебе нравится в природе?», «Что появляется первым на участке?», «Украшение нашего участка», «Цветы - краса земли», «Почему их так назвали», «Почему нельзя рвать цветы?», «Кто ухаживает за цветами?», «Что растет в лесу, огороде?», «Бабушкины рецепты (лекарственные растения)», «Комнатные растения», «Кто же такие зеленые друзья?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Таинственный мир насекомых», «Такие разные семена», «Почему ягоды так назвали»», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке»,
«Вкусные и полезные витамины на даче», «Животные наши друзья» и т.д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Сложи цветочек», «Что лечит растение?», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Полезно-вредно», «Разложи картинки по порядку», «Я знаю», «Кто летает, а кто ползает?», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Найди растение по описанию», «Собери радугу», «Чего не бывает», «Что где растет?», «Что для чего?», «Какое варенье?», «Что есть у растения», «Назови плод», «Вершки или корешки», «Угадай на ощупь», «Собери букет», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения», «Мы варим варенье» и т.д.
Дидактические упражнения: «Сложи цветок, солнышко (блоки Дьениша)», «Преврати круг в солнышко (часы, яблоко и т.д.)», «Сложи травку из палочек», «Расскажи, о чем шепчет травушка - муравушка», «Покажи и расскажи Айболиту о зеленых жителях уголка природы».
Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Кому что нужно», «На травушке-муравушке (пазлы)», «Кто где живет», «Овощи, фрукты, ягоды», «Цветочная поляна (лото)», «Собери цветы (разрезные картинки)», «В лесу», «Сложи птиц, зверей (кубики)» и т.д.
Игры-ситуации: «Солнечные зайчики», «Травка - муравка», «Лягушата на болоте», «Где ночует солнце», «Кто из нас, из овощей…», «Ветер - ветерок», «Чьи детки?», «Зоопарк», «Солнышко, появись», «Лети, мотылек», «Дружные соседи (птицы)», «Будем мы трудится».
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу», «Зеленый ковер», «В какие игры можно играть на траве?», «Все ли спят на Земле», «Что можно увидеть в лесу», «Что такое лекарственное растение?».
Театрализация: «Ребята и зверята», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке», «Прогулка по лесу», «Собираемся в гости к Лесовичку», «Спор овощей», «Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Птенчик», «Дождик капает по крыше», «Ветерок».
Экскурсия: «Зеленый детский сад», «Шестиногие малыши», «Птицы к нам прилетают», «Цветы и цветочные клумбы детского сада», «Природа в ожидании лета».
Трудовая деятельность: «Посадка цветов», «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Безопасность: беседа «Я знаю, что можно, что нельзя».
Развлечение: «Березонька растет», «Жук отправился в полет».
Познавательное развитие НОД «Социальный мир» - «Что можно купить в цветочном магазине», «Таблетки растут на ветке».
НОД «Мир природы» - «Сравнение дерева с кустарником», «Шестиногие малыши», «Цветы на подоконнике», «Сажаем цветы на клумбе».
НОД «Развитие математических представлений» - «Путешествие», «Путешествие по морю».
Просмотр презентаций
Рассматривание папок: «Животные России», «Лекарственные растения», «Садовые цветы», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Насекомые».
Познавательный досуг «Полевые цветы», «Путешествие в весенний лес», «Загадки Лесной феи».
Экспериментальная деятельность - «Какая она вода?», «Прятки с водой», «Легкий и тяжелый (свойства мокрого и сухого песка)», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок», игры и эксперименты по разделу камни, песок, вода, воздух и др.
Опытно – исследовательская деятельность: «Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды», «Веселый зоопарк», «Когда поспеет ягода», «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».
Проблемная ситуация: «Кто такие зеленые друзья», «Как узнать березу», «Какие изменения произошли в природе?», «Игрушка потерялась в песке, надо ее найти», «Что мешает расти цветам», Цикл «Уроки экологии» - «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Экологический светофор», «Экологическая тропинка», «Комнатные растения».
Тематические прогулки, наблюдения: «Не обижайте муравья», «Что можно делать с песком», «Спит ли Солнце». «Солнышко на траве», «Насекомые на участке», «Цветники и цветочные клумбы», «Ветер», «Солнышко», «Деревья и кусты», «Птицы нашего сада».
Речевое развитие НОД «Развитие речи» - «Здравствуй лес», «Овощной магазин», «Замечательные цветы».
Сказки: В.А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Птенец выпал из гнезда» «Стыдно перед соловушкой», Т. Холкина «», Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л.Г., из детского журнала «Колобок» сказки – «Колобок и загадки Бабы - Яги», «Колобок в гостях у цветочной феи», «Как колобок варенье варил», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Загадки: о птицах, животных, цветах, насекомых, деревьях, явлениях природы.
Пословицы и поговорки: о птицах, животных, цветах, насекомых.
Художественно – эстетическое развитие НОД «Художественное творчество. Рисование» - «В нашем саду растут витамины», «Зеленое царство», «Одуванчик золотой».
НОД «Художественное творчество. Лепка» - «На деревьях я живу, листья сочные жую», «Улитка».
НОД «Художественное творчество». Аппликация «Расцвела сирень в саду», «Лес полон загадок и чудес» (коллективная аппликация).
«Конструирование»: «Звери (лего)», «Заборчик вокруг клумбы», «Бабочки (оригами)».
Музыка: Развивающая образовательная ситуация «Солнышко», «Мишка», «Жук», «Птицы прилетели».
Музыкально – ритмические движения: «Танец с цветочками».
Хороводные игры: «Овощной танец», «Веселый хоровод Весны - красны», «Вейся венок» и др.
Прослушивание музыкальных произведений:
«Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
«Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т.д.
Выставка детских рисунков «Лебеди на озере!», «Необыкновенные цветы», «Одуванчик на лужке».
Продуктивная деятельность: «Ягодка за ягодкой», «Солнечные зайчики», «Жучки – паучки в траве», «Одуванчик вместе с ветром улетел» (рисование), «Арбуз», «Цветок» (лепка), «Ромашковое поле», «Божья коровка» (аппликация), «Лебеди» (конструирование из природного материала).
Раскраски, шаблоны, трафареты, печатки.
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики «Солнышко - колоколнышко», «В лесу», «На болото», «В горах».
НОД «Физическая культура» - «Ехали, ехали к солнышку приехали», «Птички - невелички», «В лесу», «На зеленой травушке».
Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Подвижные игры: «Гриб, дерево, ягодка», «Ваза, тарелка, корзина», «Солнечные зайчики», «Цветок», «Зайка выйди в сад», «Улей», «Надуй шарик», «Беги к тому, что назову», «Садовник», «Жуки», «Огуречик», «С султанчиками», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т.д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики», «Чудные птицы», «Жучок», «Цветок», «Здравствуй солнце золотое», «Посадим цветы».
Гимнастика для глаз «Сел медведь на бревнышко», «Дятел» и др.
Массаж: «Дождик», «Жук», сухой бассейн и т.д.
Динамические упражнения: «Хомка», «Божья коровка», «Васильки» и др.
Дыхательная гимнастика: «Веселые рыбки», «Ах, как ахнет!», «Подуй на цветок», «Бабочка» и др.
Работа с родителями Анкетирование «Дружите вы с природой?», «Экологическое образование в семье»
Консультация: «В союзе с природой», «Зеленый мир на окне», «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)», «Ребенок на даче», «О летнем отдыхе детей», «Маленькими шагами в прекрасный мир».
Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».
Методические рекомендации: «Детям о природе», «Во саду ли в огороде».
Памятка «Как вести себя в природе?»
Буклеты «Правила поведения в природе», «Умеем ли мы беречь природу?»
Советы «Элементарные опыты для малышей»
Экологический десант «Сделаем наш участок краше!»
Фотовыставка: «Как мы ухаживаем за растениями!», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
Родительское собрание «Маленькие исследователи»
Мобильная наглядная информация для родителей и детей по темам недели.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.
Развивающая среда Сказки, художественные произведения, иллюстрации, энциклопедии.
Папки: «Уроки экологии», «Деревья», «Животные, птицы, насекомые», «Овощи и фрукты», «Цветы садовые и луговые», «Комнатные растения»
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Массаж», «Дыхательная гимнастика», «Опыты», «Зеленая аптека», «Гимнастика для глаз», «Динамические упражнения», «Речевые пятиминутки».
Тематическая папка «Экологическое воспитание дошкольников» (беседы, игры, стихи, загадки, пословицы, сказки и задания).
Наглядная информация для детей: «Комнатные растения (паспорт группы)», «Муляжи овощей, фруктов, ягод», «Картины лесов», «Хочу все знать».
Плакаты: «Весенние открытия», «Ягоды», «Животные».
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (полезные продукты питания, цветы), Лото «Дары лета», «Животные и птицы» и др.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон, природный и бросовый материал.
Фонотека по тематикам недель
Выставка книг: «Энциклопедические», «Сказки и рассказы», «Потешки, песенки»
Игровая зона «Зоопарк», «Больница», «Кухня», «Магазин», «Конструирования», «Ряженья».
Результаты проекта:
- для детей:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- для родителей:
1) Родители с желанием приняли участие в экологическом десанте «Сделаем наш участок краше!»;
2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы;
3) Приняли участие в оформлении фотовыставок «Как мы ухаживаем за растениями! (совместный труд взрослых и детей)», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
- для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
III этап проекта
Презентация проекта:
1. Развлечение «Выходи на зеленый лужок».
2. Фотоальбом «В мире природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе
Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы....
Проект «Лаборатория неживой природы» (для детей второй младшей группы)
Как познакомиться с неживой природой?...
Проект «Лаборатория неживой природы» (для детей второй младшей группы)
Как познакомиться с неживой природой?...
Экологический проект по теме «Мир насекомых» для детей второй младшей группы
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству...
Экологический проект «В гостях у природы» для детей первой младшей группы
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формир...
Проект "В гостях у сказки" для детей второй младшей группы
Воспитание на основе содержания русских народных сказок уважения ик традициям народной культуры...