Доклад на тему: «Что такое патриотическое воспитание? Принципы педагогической деятельности ДОУ по воспитанию гражданственности»
материал
ЧТО ТАКОЕ патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине,
воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу. Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО патриотическое воспитание?
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлински
Значение воспитания патриотизма
способствует развитию у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель патриотического воспитания
создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Каковы же задачи патриотического воспитания?
- 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем:
- 1. Знакомить детей с историей развития родного края.
- 2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
- 3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
- 4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
- 5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
- 6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
Воспитание патриотизма через художественно-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Воспитание патриотизма через познавательное развитие
- предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..
Воспитание патриотизма через речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Воспитание патриотизма через социально-коммуникативное развитие
Должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Принципы патриотического воспитания
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
направления на решение задач по патриотическому воспитанию:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических качеств;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей..
Для успешной реализации развития патриотизма способствует ряд условий:
Очень важна ведущая роль педагога, «одушевляющего» (наделяющего различными функциями) предметный мир в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающего возможности развивающей предметной среды, и направляющего воздействие ее на личность детей, что предполагает осознание педагогом: воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента предметной среды; эмоционально-познавательной привлекательности компонентов; их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметно мира в игровой и других видах детской деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного содержания компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое патриотическое воспитание. Принципы педагогической деятельности ДОУ по воспитанию гражданственности»
Любовь к Родине – не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила, требующая
организации, развития и культуры.
Толстой А. Н
ЧТО ТАКОЕ патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине,
воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу. Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО патриотическое воспитание?
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлински
Значение воспитания патриотизма
способствует развитию у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель патриотического воспитания
создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Каковы же задачи патриотического воспитания?
- 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- 3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- 4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем:
- 1. Знакомить детей с историей развития родного края.
- 2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
- 3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
- 4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
- 5. Воспитывать бережное отношение к поселку, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
- 6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
Воспитание патриотизма через художественно-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Воспитание патриотизма через познавательное развитие
- предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..
Воспитание патриотизма через речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Воспитание патриотизма через социально-коммуникативное развитие
Должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Принципы патриотического воспитания
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
направления на решение задач по патриотическому воспитанию:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических качеств;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей..
Для успешной реализации развития патриотизма способствует ряд условий:
Очень важна ведущая роль педагога, «одушевляющего» (наделяющего различными функциями) предметный мир в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающего возможности развивающей предметной среды, и направляющего воздействие ее на личность детей, что предполагает осознание педагогом: воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента предметной среды; эмоционально-познавательной привлекательности компонентов; их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметно мира в игровой и других видах детской деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного содержания компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.
Доклад на тему: «Что такое патриотическое воспитание? Принципы педагогической деятельности ДОУ по воспитанию гражданственности»
Выполнила: Садыкова З.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: « Решение задач патриотического воспитания во взаимодействии с семьей»
К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся отношения к родителям, как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"
Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ рассматривается проектная деятельность государственного дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания патриотизма и гражданственности старших дошкольников. ...
Доклад – выступление на районном МО воспитателей по теме: « Формирование нравственно – патриотического отношения к малой Родине в воспитании детей дошкольного возраста».
ИменИменно на основе любви к малой Родине, семье, к дому основываетсяпатриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяется, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю сво...
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Патриотическое воспитание - одна из главных задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма многогранно. Это и любовь к семье, к Родине, к народной культуре, гордость за свой народ....